Эскизное психологическое описание в рассказе “Чумак”



Эскизное психологическое описание “Чумак” имеет в основе песню “Ой, в поле курно и дымно”, песенный мотив – страдание парня, любимую которого насильственно выдали замуж за богатого вписан в нечетко структурированную композицию: сказочное начало – отец умер, как сыновья распорядились наследством, новеллистичность вытекает из лаконизма сюжетного построения. Младший брат главного героя неслучайно избран пересказчиком, он был сделан тайным участником в истории любви Грица.

Автор позволяет себе тонко нюансировать психологические

переживания: серьезность ситуации скрытой любви оттеняется комизмом случайного подсматривания, где-то на грани мифического разоблачения наблюдателя. Мифологемой конструкции является выбор невесты, от которой отказывается Гриц. Напевность его души конструируется через гиперболически поэтические оценки, он выливает страдание в песне, потому она и звучит так, как никто не может запеть.

Символическим является образ креста, сделанного из целого дуба, который помечает несокрушимость любви, силу характера главного героя. Следовательно, “Чумак” в то же время имеет и эскизные черты – не через

разворачивание сюжетно композиционных и психологических характеристик, и новеллистические черты, может быть охарактеризован как новелла-баллада.

Таким образом, отсутствие четкой жанровой матрицы, собственно, ее аморфность, размытость, ориентированность на творческие эксперименты находят проявление у П. Кулиша преимущественно на грани направлений, через специфику мировоззрения, кроме реалистичных и романтичных тенденций, фольклоризма, есть рудименты сентиментализма. У Марка Вовчка – именно жанровый синкретизм, у его бессистемности есть мотивированность художественной необходимостью. Проза его – поэтическая проза, лирическая проза, ее песенность, – не только от сбора фольклора (известно, что он интересовался более песенными жанрами, чем прозаическими), но и от личной ориентированности на лиризм, на обновление жанра общественно-проблемного рассказа.

Своеобразной характеристикой произведений обоих художников является балладность, которая требует больше эпики, рядом с этим есть и бурное развитие, катастрофический обрыв, манера песенной композиции. В то же время, видоизменения жанров обусловлены требованиями суток.

Как характеризует специфичность соотношения социальной детерминации жанра И. Денисюк, это “предопределяет его изменяемость и той контаминации структурированных компонентов, которая обнаруживает тенденцию к относительному постоянству, создает иллюзию определенной имманентности жанра”. Дивергенция жанровых структур действительно является приметой суток, но в малой прозе П. Кулиша и Марка Вовчка сохранены индивидуальные достижения писателей, близких к народным источникам, которые, однако, по-разному воспроизвели фольклорные элементы в своем творчестве.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Эскизное психологическое описание в рассказе “Чумак”