“Еще шумел веселый день…”, анализ стихотворени Тютчева
В 1851 году в журнале “Москвитянин” было опубликовано стихотворение Федора Ивановича Тютчева “Еще шумел веселый день”. Долгое время (почти 22 года!) его незаконченная рукопись лежала без внимания в бумагах поэта. И лишь в середине 19 века была решена издательская судьба стихотворения. Поэт скромно подписал его: Т-въ.
Но читатели и критики сразу узнали талантливую руку Тютчева. По мнению Тынянова, это одно из тютчевских стихов “на случай”.
Однозначную тему стихотворения определить достаточно сложно, так как в строчках переплетаются
- Неизбежной смены дня и ночи, шума и тишины; Наполнения сердца жизненной энергией и умиротворенным одиночеством; Духовной связи природы и человека; Столкновения реального и таинственного.
Тютчев подчеркивает, что человек днем – один, а ночью – он совершенно другой. В светлое время суток его окружают толпы людей, суета будней, веселье зевак, облака, разнообразие звуков и запах новой весны. Поэт по-философски пытается проследить момент, когда ночь внезапно проглатывает день и начинает царствовать в часы “дремоты” и “молчанья”. Ночь у Тютчева – мистическое время
Она приводит внезапно очнувшегося от сна человека в неопределенное состояние галлюциативного недоумия. Ходящие “тени по стенам” – тому доказательство. Читая “Еще шумел веселый день”, невольно становишься свидетелем какой-то человеческой драмы, понять которую не просто.
Этого, наверняка, и добивался автор: читатель должен думать.
Весь Сюжет стихотворения тщательно уложен в три ряда: день – вечер – ночь. День у Тютчева по-весеннему веселый, светлый, шумный, многозвучный и свежий. Вечер у него приходит с потемневшими облаками и физической усталостью после “дел насущных”.
Ночь – главная “царица” поэтического повествования. Именно к ней стремится герой, именно она приносит ему беспокойство, именно в ней он ищет ответы на трудные вопросы бытия. Смена суток, по Тютчеву, не только природное течение жизни, это еще и течение мысли и дел человека.
Стихотворение написано четырехстопным Ямбом. Ударный и безударный слоги образуют один стоп. Рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строки. Значит, это перекрестная форма рифмовки.
Женская рифма сменяет мужскую.
В “Еще шумел веселый день” тропов так много, что хочется их все расставить по полочкам. Тропы придают стихотворению яркое и образное звучание, красоту и очарование:
- Эпитеты : веселый день, благодатная жизнь, невнятный (стозвучный, шумный) строй, весенняя нега, полусонное мерцанье, невольное забвенье, бледное светило, пышно-золотой день, незримый гений, миротворный гений; Метафоры : царство теней, звуки жизни; Олицетворения : день шумел, улица блистала, тень пролетала, шум и гам затих, молчанье воцарилося, ходили мерцанье (тени), глядело (сторожило) светило, глядело украдкою, гений увлек.
Образ лирического героя противоречив и интересен. Он соткан из личных переживаний самого поэта и его наблюдением за другими людьми. Лирический герой не равнодушен к жизни, он чувствуют ее дневные хлопоты и ее ночные уловки. Для него жизнь – это и радость, и тревога одновременно.
Можно в герое найти нерешительность и даже массу сомнений. Ему многое кажется, и от этого он чувствует себя неуютно в ночной тишине. Кстати, за год до опубликования “Еще шумел веселый день” Тютчев встретил свою самую большую любовь в жизни – Елену Денисьеву.
Многое в их отношениях было неясным. В строчках стихотворения эти неясность и неопределенность есть. Внимательный читатель это заметит.
Жанр стихотворения – элегия. Мы видим философское раздумье над непростым течением жизни, проникнутое грустью и растерянностью.