Есенин. Что объединяет в понятие “Родина” Есенин?



Что объединяет в понятие “Родина” Есенин? В понятие “Родина” Есенин вкладывает большой смысл. Это и место, где он родил­ся, и вся дорогая ему Русская земля.

Прежде всего, это деревенская жизнь, деревенская природа, религиозная и бы­товая культура русского человека. Поэт любит деревенскую Русь, тяготеет к гар­монии человека и природы, чувствует любовь ко всему живому, что населяет Ро­дину.

Его восхищение вызывают “хаты – в ризах образа”, поля, низенькие околи­цы, запах яблока и меда, деревенские раз­влечения –

пляс и девичье пение. Вся любовь поэта к родимой земле сосредото­чена в стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная…”, завершающемся весьма интересной концовкой, в которой пред­почтение отдается жизни на родине, не­жели в раю.

Если крикнет рать святая:

“Кинь ты Русь, живи в раю!”

Я скажу: “Не надо рая,

Дайте родину мою”.

В стихотворении “Я покинул родимый дом…” в понятие родины включаются родители поэта, тоскующие, что сын на­долго оставил старый клен “на одной но­ге”, который “стережет голубую Русь”. В каждом стихотворении, посвященном родине, образ родного края

наполняется новыми яркими деталями, через которые передается любование поэтом красотами и духовными ценностями родной земли.

Какой образ Руси возникает в стихах поэта? Почему стихотворения последних лет носят траги­ческий оттенок?

В стихах поэта возникает образ кресть­янской Руси, привлекательной для него как страны его детства, полной поэтиче­ских впечатлений. В 20-е годы он уже скорбит о деревенской Руси, погибающей под пятой наступившего на нее железного города, пришедшей в деревню революции. В написанной в эти годы поэме “Сороко­уст” он рисует трагическую сценку отча­янных гонок красногривого жеребенка, который стремится обогнать бегущий “на лапах чугунный поезд”.

В 20-е годы Есе­нин видит катастрофическое крушение вековых устоев русской деревни, всего уклада жизни русского человека; его тре­вожит происходящая переоценка духов­ных ценностей.

Каков лирический герой есенинской поэзии? Как в нем сочетаются “смиренный инок” и “греш­ник”, “бродяга и вор”?

Это сам поэт в разные времена – в дет­стве, периоде взросления, юности, зрелос­ти, конце жизни, много перестрадавший, но оставшийся верным своей деревенской юности, любви к природе, традиционному крестьянскому быту. Он видит себя стран­ником и богомольцем; его уход с малой родины в город не принес радости: город оказался для него чужим. Постоянные воспоминания о юности, о родной земле сопровождают лирического героя через все творчество Есенина. В последний пе­риод в результате тяжелых душевных пе­реживаний наряду с этими мотивами про­рывается второе “я”, нашедшее вопло­щение в “Черном человеке”, бунтарское, эпатажное, грешное.

Отсюда возникает и образ грешника, бродяги, скандалиста и вора.

Литературовед К. А. Кедров отмечает три ос­новных цвета в поэзии Есенина: алый, синий, золо­той. Покажите использование этих цветов и рас­кройте их символическое значение.

Алый, золотой, синий – яркие цвета природы. В стихотворении “Спит ковыль. Равнина дорогая…” Есенин называет себя поэтом “золотой бревенчатой избы”.

Поэт имеет в виду и цвет избы – желтый и ее ценность как символа крестьянского быта с традиционными нравственными устоя­ми. Золотая роща, золотая осень – симво­лы увядания природы. Есть также мнение (Сергей и Станислав Куняевы), что ран­няя есенинская цветопись в точности воспроизводит расположение цветов на русской иконе, а “алый мрак в небесной черни” возникает на границе перехода из мира земного в мир небесный.

И сама ико­на в его стихах становится окном в мир иной. Очень часто синий цвет выступает как символ холода в отличие от притяга­тельности голубого. Однако есенинский синий цвет ближе к голубому, чем у Бло­ка, у которого он символизирует тоску, холод, грусть.

Все вместе – яркие краски русской природы (алый закат).

С помощью каких художественных приемов Есенин дает почувствовать красоту и животворящую силу природы?

Природа в раннем творчестве Есенина предстает как божественный храм, “ноч­ных небес иконостас”, звезды уподобля­ются лампадкам небесным, “хаты – в ри­зах образа”, деревья – монашкам, сум­рак – ангелу, ветер – схимнику, туман сравнивается с рясой. Благодаря таким параллелям между земным и небесным жизнь природы на страницах есенинских стихотворений воспринимается как тор­жественное, животворящее действие. Осо­бую роль в произведениях Есенина игра­ют образы луны, месяца и солнца как символы дня и ночи, лунной и солнечной сфер, влияющих на человека.

Однако наи­более важным является для него образ земли. В стихотворении “Я иду долиной, на затылке кепи…” поэта привлекают “розовые степи”, “тихая река”. “На земле милее. Полно плавать в небо”, – утверж­дает он, воспевая природу крестьянской деревни и крестьянский труд.

Но это уже признание в любви к родине в поздних стихах, написанных после заграничных путешествий.

По свидетельству С. А. Толстой, С. Есенин на­писал стихотворение “Не жалею, не зову, не пла­чу…” под влиянием одного из лирических отступле­ний “Мертвых душ” Н. В. Гоголя, которое заканчи­валось словами: “…что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные ре­чи, то скользит теперь мимо, и безучастное мол­чанье хранят мои недвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!” Выскажите ваше суждение.

Сходство мотивов в лирическом отступ­лении из “Мертвых душ” Н. В. Гоголя и стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…” есть. Это и сожаление о прошед­шей юности, и философское восприятие новой поры жизни, ее быстротечности. Однако у Есенина все это выражено не­сколько по-другому.

Во-первых, началь­ная строка “Не жалею, не зову, не пла­чу…” гармонирует с последней строфой, отражающей настроение примирения с непреодолимыми законами жизни: “Будь же ты вовек благословенно, \ Что пришло процвесть и умереть”. Восприятие юности связано у поэта с картинами родины, с ко­торой и ассоциируются лучшие годы жиз­ни (“белых яблонь дым”, “увяданьем зо­лота”, “страна березового ситца”). “Буй­ство глаз и половодье чувств” – это свойство молодости рисуется Есениным также по ассоциации с картинами доро­гой ему деревенской природы. Очень ин­тересно метафорическое сравнение быст­ро промчавшейся жизни со своей скач­кой “весенней гулкой ранью… на розовом коне”.

В каких стихотворениях, прочитанных вами, поэт размышляет о земном пути человека? В стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная…” он называет себя “захожим бо­гомольцем”. Как уже было проанализиро­вано в стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу…”, поэт принимает вечные зако­ны бытия и благодарен судьбе за дар пре­бывания в “стране березового ситца”. И здесь тоже возникает тема бродяжниче­ства по земле.

По мотивам прошедшей жизни ему также близко стихотворение “Отговорила роща золотая…”, в котором развивается есенинская идея о земном пу­ти человека (“Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник…”). Его странничество в этом мире вновь, что и в предыдущем стихотворении, повторяет мысль о должном принятии законов бытия: “ничего в про­шедшем мне не жаль”.

Пребывание на земле связано с глубокими и быстротеч­ными изменениями в сознании человека, его интересах (“Я теперь скупее стал в же­ланьях…”). Оригинально сравнение увя­дания человека, утраты им молодости с рощей золотой, которая “отговорила… бе­резовым веселым языком”. Мотив земно­го пути человека неотъемлемо связан с ро­диной: “Никакая родина другая \ Не воль­ет мне в грудь мою теплынь”, “Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!”.

Каждое стихотворение с моти­вами земного странничества завершается благодарным чувством любви к родине и желанием упокоения в родной земле.

Проанализируйте стихотворение “Отговорила роща золотая…”. Какие образы созданы в стихотво­рении?

Стихотворение имеет кольцевую компо­зицию. В начале его представлена карти­на осени и отлета журавлей с печальным чувством в дальние страны. В конце сти­хотворения поэт вновь возвращается к увядающей природе и заявляет, что “ро­ща золотая отговорила милым языком”. Весь процесс осеннего увядания природы вызывает у лирического героя смешанные чувства – печальные и отрадные.

Картины, нарисованные поэтом, яркие, красоч­ные, золотые. Красная, спелая рябина – вот символ этого времени года. Важен со­бирательный образ журавлей, которые, “печально пролетая, уж не жалеют боль­ше ни о ком”. Они вызывают определен­ные ассоциации и через них осуществ­ляется косвенное сравнение с людьми-странниками на земном поприще (“ведь каждый в мире странник”).

Как и журав­ли, лирический герой философски вос­принимает идею временного пребывания на земле, с удовольствием вспоминает юность и ничего прошедшего не жалеет. И все же мотивы грусти явно присутству­ют в стихотворении. Подобно дереву, ро­няющему листья, герой роняет “грустные слова”. Основные образы имеют символи­ческое значение.

Так, золотая роща – это жизнь поэта, даже вообще бытие. Осень – пора тишины и ярких красок, поэтому в стихотворении преобладают цветовые об­разы, а звуковых практически нет. Жу­равли представляют собой лейтмотив осе­ни жизни, музыкальная тема стихотворе­ния, прощальная песня со всем юным, веселым, с “сиреневой цветью” природы и души человека.

Цвет играет большую роль в этом сти­хотворении: осень золотая – это и цвет осени, и символика прекрасного. Тема бесприютного странника подчеркивается холодным цветовым эпитетом – над го­лубым прудом.

Как использует Есенин изобразительные сред­ства языка для создания поэтических образов?

Язык Есенина богат и разнообразен. Мы уже видели это на примере анализа стихотворения “Отговорила роща золо­тая…”. Вновь, уже с этой точки зрения обратимся к стихотворению “Не жалею, не зову, не плачу…”.

В стихотворении много “земных” обра­зов, выписанных ярко, сочно, афористич­ным языком и с редким проникновением в жизнь природы: “все пройдет, как с бе­лых яблонь дым”, “золото увяданья”, “страна березового ситца” и т. д. А рядом с этим соседствует фраза из поэтического лексикона XIX века (“о моя утраченная свежесть”) и типично есенинское, народ­но-человеческое: “буйство Плаз и поло­водье чувств”.

В этом стихотворении есть и символиче­ский образ розового коня. Образованный с помощью цветового эпитета – розовый, он воплощает восход, весну, радость жиз­ни. На заре реальный крестьянский конь в лучах восходящего солнца кажется розовым.

Следовательно, эпитет имеет как реально видимый, так и символиче­ский смысл. “Проскакал на розовом ко­не” – трагический знак уже отшумевшей жизни.

К изобразительным средствам языка для создания поэтических образов в твор­честве С. Есенина можно отнести эпите­ты, в которых взаимодействуют земное и небесное, имеющие свойство сливаться и оказывать воздействие друг на друга. Так, по модели “голубое небо” оно может опре­деляться как “голубая трава”, “голубой песок” и т. д.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Есенин. Что объединяет в понятие “Родина” Есенин?