Эразм Роттердамский и литература Франции

Средневековая католическая церковь господствовала во всех областях жизни, а, следовательно, борьба против феодализма = борьба против церкви и ее святого учения = ересь = очень тяжелая ситуация реформаторов. Но оппозиция против церкви была общенациональной, т. к. в отличие от остальной Европы, которая пыталась освободиться от императора и попасть под влияние церкви, Германия пыталась выйти из-под влияния церкви, вечно облагающую ее всевозможными налогами и сборами на церковные нужды. Начало реформационного движения явилось в 1517 выступление

Лютера против злоупотребления папской власти, это вызвало колоссальные волнения среди немцев.

Мартин Лютер (1483-1546), учился в монастыре, а оттуда ушел в Эрфуртский университет, где занимался гуманитарными науками и богословием. Оттуда ушел в августинский монастырь, стал ученым монахом и, в последствии, профессором богословского факультета в г. Виттенберге, в Саксонии. Побыл в Риме, где видел “весь ужас и разложение папской власти”, после чего захотел все переделать в Германии.

Лютер выступает против папа, поддерживаемый тысячами крестьян, но вскоре присоединяется к не очень ярко выраженной контрпапской

политике князей. Почему? Испугался сокрушительной силы?

Неизвестно. Он, будучи выходцем из народа, говорит, что настоящее богатство для немецкого народа не в латыни, а в родном языке. “Застольные речи”, множество религиозных песен, богословско-политические памфлеты – все на немецком языке. Перевел множество латинских псалмов на родной язык, которые впоследствии получили распространение в лютеранской церкви. Томас Мюнцер – еще один вождь реформации.

Священник и доктор богословия, он скоро разошелся во взглядах с Лютером, т. к. был за полное уничтожение старой церкви.

Существовала еще и Бюргерская литература. Она развивалась параллельно с латинской л-рой гуманистов, агитационно-политической, научной и художественной. Эта литература на немецком языке.

Она не создала какие-либо памятники и была всего-навсего некой “городской” литературой, авторы писали на вольные темы сатирические рассказы и не черпали сюжеты из зарубежных разнообразных жанров, а по сему эта л-ра была замкнутой и для избранного круга горожан. Ее родоначальником являлся Себастьян Брант, который написал стихотворную сатиру “Корабль дураков”, положившей начала “литературе о глупцах”, к которой относится “Похвала глупости” Эразма Роттердамского. Наиболее выдающийся ее представитель – Ганс Сакс, которому Гетте посвятил одно из стихотворений.

Он написал “Похвальное слово” там где превозносит родной город. Лютера поддерживал, но весьма своеобразно и в рамках своей литературы (“Спор между священником и сапожником”, где идиотом оказывается священник)

Вообще реформация не очень благоприятна сказалась на развитии гуманизма: реформаторы были против подобного рода мыслей и призывали вложить все силы в реформирование, а церковь сражалась со всеми, кто проявлял себя как индивидуалист, ибо считала это ростком ереси. В такой ситуации сложилось творчество Иоганна Фишарта, который писал прозаические сатиры типа “Спор босоногих монахов” и “Житие св. Доминика и Франциска”, его лучшее творение – перевод первой книги “Гаргантюа и Пантагрюэль”, который он превознес к политической обстановке Германии того времени.

Книгопечатанье положило начало демократической литературе, которая в основном являлась вольными переводами французских и итальянских произведений (Тиль Эйлиншпигель”, “Доктор Фауст”, “Тристан”, “мелюзина” и др.) Эта литература пользовалась особой популярностью в эпоху Романтизма.

Крупнейшим ученым гуманистом в 16в был Эразм Роттердамский, уроженец Роттердама, голландец по происхождению и “гражданин мира” по своим убеждениям, большую часть жизни странствовал по Европе, поддерживал дружеские связи с гуманистами в Италии и Франции, очень повлиял на его развитие в Германии. Он учился в монастыре, где изучал латынь и греческий и на всю жизнь получил ненависть к церковному учению. Жил и учился в Париже, Риме и Англии.

Ученые сочинения Эразма, написанные по латыни, создали ему славу наиболее авторитетного знатока классической древности. Его филологическая критика церковных книг, подорвала доверие к их первоначальному трактованию. Однако Эразм не присоединился к реформаторам т. к. лютеранство было против гуманизма ( трактат “О свободе воли” к Лютеру). “Похвала глупости”, – одно из самых выдающихся его произведений, знамениты так же и “Домашние беседы”, написанные на латинском языке как и все остальное. “Беседы” по образу “Диалогов” Лукиана, дают сатирическое обозрение различных сторон современной частной и общественной жизни. Более глубокая и обобщенная сатира – “Похвала глупости”.

Которая сразу перевелась на многие европейские языки. Самые жестокие насмешки – против церкви. Все человеческое общество у Эразма – царство глупости, только одна природа не тронутая человеческой цивилизацией – источник мудрости.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Эразм Роттердамский и литература Франции