Эпоха времен обоснования метода социалистического реализма
В литературе 30-х годов получают дальнейшее художественное развитие проблемы, которые волновали советских писателей ранее. Не случайно ряд крупнейших произведений, задуманных и частично созданных прежде, был завершен именно в 30-е годы. Этот период принес необычайно много нового во все сферы искусства, литературно-художественной критики, эстетической мысли.
О достижениях этих лет свидетельствует творческое, более совершенное претворение идейно-эстетических категорий – партийности, народности, социалистического гуманизма.
В исследовании национального характера новой исторической эпохи советская литература одерживает блистательные победы. Произведения М. Шолохова, Л. Леонова, А. Толстого, А. Малышкина, А. Твардовского, М. Исаковского, Н. Погодина, А. Афиногенова, созданные в 30-е годы, до сих пор служат высокими эстетическими образцами.
Многочисленные национальные литературы, получившие в предшествующий период мощный стимул для своего становления, вступают в пору расцвета.
Значительным достижением философско-эстетической мысли является формулирование
В 30-е годы не только продолжается взаимодействие между классическими традициями, выработанными всем опытом русской и мировой литературы и современным искусством, но и начинается качественно новый процесс: влияние лучших произведений, созданных в 20-е годы, на последующее развитие нашего искусства. Все это создает благоприятные условия для формирования многообразных художественно-стилевых тенденций, творческих индивидуальностей, жанров искусства слова.
В области художественной прозы ведущее место занимают романы и повести, новеллы и очерки, посвященные проблемам индустриализации и коллективизации (творчество М. Шолохова, Л. Леонова, Ю. Крымова и др.). Успешно развивается жанр “романа воспитания” (Н. Островский, А. Макаренко).
Значительны достижения исторической прозы (“Петр Первый” А. Толстого, “Емельян Пугачев” Вяч. Шишкова, романы О. Форш, В. Яна и др.), запечатлевшие рост национально-исторического самосознания.
Related posts:
- Эпоха времен обоснования метода социалистического реализма (часть 2) 30-е годы воспринимаются своеобразным периодом подведения итогов советской прозы, ибо именно в эту пору получают завершение крупнейшие эпопеи, начатые в 20-е годы. Об итоговом характере этого десятилетия свидетельствует и расцвет жанра социально-философского романа (“Скутаревский”, “Дорога на Океан” Л. Леонова), философской поэзии (Н. Заболоцкий), философской драмы (М. Горький, Л. Леонов). Происходит усиление аналитического начала в романтической […]...
- Роман “Петр Первый” как произведение социалистического реализма “Петр – первый в нашей литературе настоящий исторический роман. Книга – надолго. М. Горький Особое место в советской литературе занял исторический роман Алексея Николаевича Толстого “Петр Первый”, названный Горьким превосходным. В произведении воссоздана широкая картина русской жизни на рубеже XVII-XVIII веков. Самые разные слои общества выведены автором на страницах книги: придворные и бояре, купцы и […]...
- Развитие социалистического реализма Писатели, вышедшие из пролетарско-революционного литературного движения, проявили себя как наиболее действенная сила антифашистской литературы эмиграции. Они деятельнейшим образом боролись против фашизма средствами просветительской литературной пропаганды, принимали активное участие в гражданской войне в Испании и в войне против гитлеровской Германии. На протяжении всего периода нацистского господства они выступали с инициативами за объединение противников Гитлера. Их литературная […]...
- Представители реализма, определение Новым этапом в развитии русской литературы стало направление критического реализма. Реализм как метод предполагает правдивое изображение характеров, раскрытие закономерных связей героев с социальной средой, художественное постижение общественно-исторических закономерностей. Основной проблемой реалистического искусства и литературы становится проблема взаимоотношений личности и общества, ведущим принципом художественного отражения жизни – социальный анализ. Первой ступенью развития реалистического метода стало направление […]...
- Отражение строительства нового социалистического общества в различных видах искусства Строительство нового социалистического общества нашло свое отражение в различных видах искусства. Особое развитие в этот период получает искусство плаката, который был доступен даже малограмотным и стал мощным средством пропаганды. Важную миссию искусство плаката выполняло в годы Великой Отечественной войны. Талантливыми художниками создавались героические образы воинов, исполненные в духе высокой патетики. На всю страну с первых […]...
- Особенности художественного метода и стиля Золя в романах “Тереза Ракен” и “Мадлена Фера” Новые романы не являются неожиданностью в творчестве молодого натуралиста. Подготовленные формированием у него позитивистической эстетики, они имеют некоторые предпосылки и в его ранних произведениях. Творческая линия ведет к ним, минуя “роман-фельетон”, от “Исповеди Клода”. Замкнутая сфера исследования (в первом романе, правда, преимущественно, психологического), биографическое развитие действия, определяемого не внешними влияниями, а внутренними, “самозарождающимися” импульсами, предваряют […]...
- Удельный период, или эпоха политической раздробленности на Руси Удельный период, или эпоха политической раздробленности на Руси (начало XII – конец XV в.) Феодальная (политическая) раздробленность – период истории средневековых государств, в ходе которого единое государство распадается на множество самостоятельных частей, как правило, борющихся между собой. Период феодальной раздробленности или, как его называли дореволюционные историки, удельный период охватывал значительный временной промежуток (условные даты начала: […]...
- Концепции реализма Белинского и теория “чистого искусства” Концепции реализма Белинского предстояло пережить много тяжелых испытаний. С 1848 по 1856 год было даже запрещено упоминать его имя в печати. В библиотеках изымались номера “Отечественных записок” и “Современника” с его статьями. Начались глубокие изменения в самом лагере прогрессивных писателей. “Натуральная школа” 40-х годов, включавшая в себя разнообразных писателей – Некрасова и А. Майкова, Достоевского […]...
- Литература критического реализма Буржуазное искусство конца XIX – начала XX века не достигло высокого художественного уровня там, где живая действительность подменялась мифом либо подвергалась стилизации, искажающей реальность в угоду “прекрасному”, как это делал не только Стефан Георге, но и Макс Даутендей (1867-1918), Альфред Момберт (1872-1942), Теодор Дойблер (1876- 1934). Гораздо значительнее оказались произведения тех поэтов, которые выражали чувство […]...
- Создание эстетической программы реализма в русской литературе Выступления В. Г. Белинского по поводу “Мертвых душ” Н. В. Гоголя свидетельствовали о глубоком переломе в развитии его эстетических и литературно-критических взглядов, впервые наметившемся в статьях о М. Ю. Лермонтове. Это подтверждают и другие статьи критика, появившиеся в то же время. Для торжества “натуральной школы”, для утверждения реализма в русской литературе необходимо было создание теоретической […]...
- Судьбы реализма в западноевропейских литературах XVII века В той истории реализма, которая за последние годы создана стараниями русских ученых, есть заметное белое пятно – это литература XVII в. Мы признаем существование реализма ренессансного, просветительского, критического реализма XIX – XX вв. и социалистического реализма… Но есть ли у нас работы о реализме XVII в.? Правда, век этот начинается лучшими трагедиями Шекспира, к его […]...
- Особенность развития французского реализма после 1848 года В развитии французской литературы XIX века литературоведы выделяют несколько этапов, которые достаточно четко вписываются во временные рамки политических режимов. Рубежом между ними становятся значительные исторические события. В период Июльской монархии (1830 – 1848) происходит постепенная смена романтизма реализмом; в следующий период, продолжающийся от революции 1848 году до Парижском Коммуны (1871) реализм становится ведущим литературным направлением. […]...
- Художественное время и пространство литературы реализма Одним из любимых в художественной системе романтизма был мотив побега героя от серой будничности. Куда же этот герой “удирал”? Прежде всего, это могли быть какие-то далекие экзотические края. Например, у Джорджа Байрона – это места “паломничества” Чайльд-Гарольда или выдуманные восточные края, где происходят события его “восточных” поэм. Для Адама Мицкевича таким экзотическим краем стал Крым […]...
- Своеобразие художественного метода Г. Флобера Гюстав Флобер был откровенным пессимистом. Материальный мир он считал большой иллюзией, все вокруг вызывало в нем разочарование. Стоящим, по его мнению, был только внутренний покой человека, ее примирение с жизнью. А достичь этого можно за служение искусству. И Флобер всю свою жизнь верой и правдой, трудолюбием и ответственностью служил литературе. Гюстав Флобер – французский писатель, […]...
- Утверждение реализма в русской литературе Начальную дату изучаемого периода, 1825 год, можно назвать переломным годом. Это определяется возникновением реалистического направления, перед которым открывалось большое будущее. Но за это будущее основоположникам нового направления нужно было бороться. Нужно было одержать победу над господствующим литературным направлением – романтизмом. Начинается борьба за утверждение реализма в русской литературе. Исторические условия, сложившиеся после разгрома движения декабристов, […]...
- Литература реализма и натурализма Приблизительно с середины до последней четверти XIX столетия “погоду” во всемирном литературном процессе делали преимущественно писатели-реалисты. Россияне Ф. Достоевский и Л. Толстой уверенно приняли эстафету французов Стендаля, О. Бальзака, Флобера, англичанина Ч. Диккенса и пошли дальше своих предшественников. Достаточно вспомнить произведения той эпохи, которые вошли в казну всемирной литературы: “Униженные и оскорбленные” (1861), “Игрок” и […]...
- Расцвет реализма во второй половине XIX века Реалисты XIX века широко раздвинули границы искусства. Они начали изображать явления самые обыкновенные, прозаические. Действительность вошла в их произведения со всеми своими социальными контрастами, трагическими диссонансами. Николай Гуляев К середине XIX столетия в мировой культуре окончательно утверждается реализм. Давайте вспомним, что это такое. Реализм – художественное направление в литературе и искусстве, для которого характерно стремление […]...
- Сочинение на тему: КРАСКИ ВРЕМЕН ГОДА КРАСКИ ВРЕМЕН ГОДА Одно время я увлекался живописью. Художника из меня не получилось, но это увлеченье помогло мне увидеть чудесную по колориту картину природы. Словно волны, одна за другой проходят по земле полосы красок, ярче и сочнее небесной радуги. Весна. Сошел снег. На какой-то период земля остается бурой и неприветливой. Но вот начинается ее пробуждение. […]...
- Сочинение на тему: ПРИМЕТЫ ВРЕМЕН ГОДА ПРИМЕТЫ ВРЕМЕН ГОДА (миниатюра) Одно время я увлекался живописью. Художника из меня не получилось, но это увлеченье помогло мне увидеть чудесную по колориту картину природы. Словно волны, одна за другой, проходят по земле полосы красок, во сто крат прекраснее небесной радуги. Весна. Сошел снег. На какой-то период земля остается бурой и неприветливой. Но вот начинается […]...
- Как происходит смена времен года Как происходит смена времен года Скажите пожалуйста, как Вы провели эти выходные? Катались на велосипеде, загорали на солнышке или играли в снежки, лепили снежную бабу? А какую одежду вы одеваете перед выходом на улицу? Оказывается, столько всего интересного мы делаем каждый день исходя из времени года. Летом отдыхаем на природе, осенью собираем гербарий из листьев, […]...
- Своеобразие реалистического метода Шмелева < p>Для И. С. Шмелева Россия – потерянный рай детства, который он и воскрешает из небытия силой своей ясновидящей и одновременно преобразующей памяти. В главе “Радуница” есть эпизод, дающий ключ к художественному своеобразию романа: “Какое Утро!.. Окна открыты в тополь, и в нем золотисто-зелено. Тополь густой теперь, чуть пропускает солнце, на полу пятна-зайчики, а в […]...
- Своеобразность реализма в национальных литературах Как и каждому художественному направлению, реализму присущ комплекс общих признаков и черт. Вместе с тем ему присуща внутренняя диференциированность. Причем кроме течений, на которые делится реализм, в его границах существуют существенным образом отличные национальные виды и варианты. Так, например, французская реалистическая литература существенно отличается от английской, английская – от немецкой, немецкая – от русской и […]...
- Чувствительность в основе творческого метода писателей-сентименталистов Во второй половине XVIII в. во многих европейских странах распространяется новое литературное направление, получившее название сентиментализм. Его появление было вызвано глубоким кризисом, который переживал феодально-абсолютистский режим. В сентиментальной литературе нашло отражение настроение широких слоев европейского общества. По идейной направленности сентиментализм – одно из явлений Просвещения. Антифеодальный пафос его произведений особенно четко выражается в проповеди внесословной […]...
- “Сцены из рыцарских времен” Пушкина Работа Пушкина над этим замыслом ограничилась лишь первоначальным планом, написанным на французском языке, и набросками отдельных сцен, написанных прозой. Заглавия драмы самим Пушкиным не дано. “Сценами из рыцарских времен” были названы в “Современнике” фрагменты этой прозаической драмы, впервые напечатанные там через два месяца после смерти Пушкина. Замысел Пушкина имеет мало общего с замыслом подлинно исторической […]...
- Историческая эпоха в романе А. Н. Толстого “Петр Первый” А. Н. Толстой начал работу над художественным освоением материала об эпохе Петра I еще в годы революции, когда были написаны рассказы “Наваждение”, “Первые террористы”, “День Петра”. “Петр I” – это роман из трех книг. В первой, законченной в 1930 году, описаны события русской истории конца 17 века. Здесь автор намеревался дать характеристику унылого и бездарного […]...
- Основы драматургического метода Шекспира Нет наслаждения более возвышенного и чистого, чем, закрыв глаза, слушать, как естественный и верный голос не декламирует, а читает Шекспира, – писал Гете. – Так лучше всего следить за суровыми нитями, из которых он ткет события. Правда, мы создаем себе по очертаниям характеров известные образы, но о сокровенном мы все же можем узнать лишь из […]...
- Какие признаки реализма вы можете назвать? Среди черт реализма – правдивое изображение жизни во всем ее многообразии, историзм, изображение типических героев в типических обстоятельствах (в то время как романтики стремятся изображать исключительных героев, действующих в нетипичных, исключительных обстоятельствах). В реалистических произведениях индивидуальные отличия героев по внешности, темпераменту, умственным и нравственным качествам сочетаются с общими, социально-историческими чертами характера (система взглядов на мир). […]...
- Повесть Карамзина “Бедная Лиза” и новая эпоха русской литературы “Карамзиным началась новая эпоха русской литературы” – утверждал Белинский. Эта эпоха прежде всего характеризовалась тем, что литература приобрела влияние на общество, она стала для читателей “учебником жизни”, то есть тем, на чем основывается слава русской литературы 19 века. Велико значение деятельности Карамзина для русской литературы. Слово Карамзина перекликается с Пушкиным и Лермонтовым. Самое большое влияние […]...
- Барокко как культурно-историческая эпоха Переход от Возрождения к барокко представлял собой длительный и неоднозначный процесс, и многие черты барокко уже вызревали в маньеризме (стилевом течении позднего Ренессанса). Происхождение термина не вполне ясно. Иногда его возводят к португальскому термину, который означает “жемчужина причудливой формы”, иногда к понятию, обозначающему один из видов логического силлогизма. Нет единого мнения о содержании данного понятия, […]...
- Истоки Английского реализма Уильям Шекспир родился в городе Стретворде, в семье перчаточника, который в будущем стал мэром. Он рано покинул свой город, жил в Лондоне, поступил в театр, где работал суфлером, помощником режиссера, потом актером. Он создал свой театр “Глобус”. Для эпохи возрождения типично появление гениального самоучки (Шекспир не получил глубокого и всестороннего образования). Его сборники сонетов, состоящих […]...
- Литературная эпоха конца XVIII – начала XIX века Историческая эпоха конца XVIII – начала XIX века отличается особой сложностью. В это время уже явственно проявляется кризис феодализма, постепенно усиливаются капиталистические тенденции, что приводит к обострению классовых противоречий. Отечественная война 1812 г. в особенности содействовала пробуждению политического и национального самосознания. Главным ее героем был простой народ – солдаты, ополченцы, партизаны. Однако народ-победитель остался народом-рабом. […]...
- Личность и эпоха в романе А. Н. Толстого “Петр Первый” Роман “Петр Первый” М. Горький назвал “первым в нашей литературе настоящим историческим романом”. Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России – эпоху коренной ломки патриархального быта и борьбы русского народа за свою независимость, роман А. Н. Толстого будет привлекать не одно поколение читателей своим патриотизмом и высоким художественным мастерством. Личность Петра и его эпоха […]...
- Особенности реализма И. А Бунина Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Реализм его, однако, отличается от чеховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам. По его мнению, высшим судьей является человеческая память. Именно память защищает героев Бунина от неумолимого времени, от смерти. Прозу Бунина считают синтезом […]...
- Формирование просветительского реализма Фридрих Шиллер, немецкий поэт и драматург, написал много лирических и драматических произведений; его имя прославили замечательные элегии и баллады. Среди драматических произведений лучшими считаются “Разбойники”, “Коварство и любовь”, ” Мария Стюарт “, ” Вильгельм Телль “. Творчество Шиллера – свидетельство ненависти художника к деспотизму и несправедливости, свидетельство горячей любви к свободе. Оставаясь верным своим республиканским […]...
- Новая эпоха литературы в Испании Новая эпоха началась в Испании не по календарю, – о ней возвестил грохот орудий. Испано-американская война 1898 г., по определению В. И. Ленина, “крупнейшая веха империализма, как периода”‘, для Испании означала окончательный крах ее как колониальной державы; по парижскому мирному договору Испания лишилась своих последних заокеанских колоний. Эта война обнаружила глубочайший кризис правящих классов страны, […]...
- Эпоха Смутного времени в романе М. Н. Загоскина Литературно-исторический семинар Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А. С. Пушкин Я преподаю русский язык и литературу в средней школе уже более двадцати пяти лет и хочу поделиться опытом своей работы над темами, которые считаю трудными, но необходимыми. Одной из самых важных […]...
- Возникновение реализма в Европе, новые возможности реалистической литературы Реализм – третий по счету метод. Возник в Европе в 30-е годы. Прежде всего во Франции. На это время приходится творчество пожилого Стендаля (Анри Мари Бейль). В 30-е годы Стендаль пишет романы: “Красное и черное”, “Пармская обитель”, “Красное, или Белое” (не завершен). Одновременно со Стендалем во Франции работают Бальзак и Проспер Мериме. Проспер Мериме – […]...
- Своеобразие реализма И. А. Бунина Своеобразие реализма И. А. Бунина. И. А. Бунин и А. П. Чехов Бунина принято считать продолжателем чеховского реализма. Для его творчества характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Реализм Бунина отличается от чеховского предельной чувственностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам. Для Бунина важна природа, однако, по его […]...
- Поэтика реализма Существенной чертой реалистической литературы является также то, что особое внимание она уделяет аналитическом изображению человека в социуме, раскрытию диалектической взаимосвязи характеров и социальной среды, в частности показа того, как среда “лепит” характер. Можно сказать, что историзм реалистов значительной мере приобретает смысл социального историзма. Масштабное и отчетливо это содержание оказался в произведениях таких известных писателей-реалистов, как […]...
- Эпоха царствования Александра II и появление “новых людей”, описанных в романе Н. Чернышевского “Что делать?” В конце царствования Николая I страна буквально задыхалась в тисках полицейского режима: во всех российских университетах были закрыты кафедры философии, и даже попытки перевода на живой русский язык книг Священного писания воспринимались как дерзкий вызов устоям общества. Протоиерей Г. П. Павский, преподававший в Петербургской духовной академии, был осужден церковным судом за то, что перевел на […]...