Эпоха реализма: журналисты, поэты, драматурги
Когда в 1846 г. Белинский оставил журнал Краевского ради некрасовского Современника, его место главного критика занял двадцатитрехлетний Валерьян Николаевич Майков (1823-1847), обещавший чрезвычайно много. Он происходил из одаренной семьи (его братом был поэт Аполлон Майков) и рано выделился своей необычайной талантливостью. Он обладал таким запасом здравого смысла, широтой понимания и чувством литературы, которого мы напрасно будем искать у других русских критиков интеллигентского периода. Его ранняя смерть в 1847 г. была настоящим бедствием: как
Майков был критиком гражданственным и притом социалистом. Но он был критиком – одним из немногих истинных критиков в истории русской литературы. В области явлений литературы он отличался необычайной проницательностью.
Его разбор ранних вещей Достоевского может и сегодня быть принят почти без оговорок; он же первый дал высокую оценку поэзии Тютчева.
После смерти Майкова и Белинского западническую прессу возглавили
Наиболее известными из них были Александр Васильевич Дружинин (1824-1864), уже упоминавшийся как автор “проблемного” романа Полинька Сакс, и Павел Васильевич Анненков (1813-1887). Анненков был секретарем Гоголя, когда великий писатель писал Мертвые души, а потом стал близким другом Тургенева. В 1853-1856 гг. оба они вместе с Некрасовым составляли некий триумвират, фактически правивший русской (во всяком случае, петербургской) литературой.
Тургенев считал Анненкова компетентнейшим критиком и всегда давал ему на прочтение только что законченные вещи перед окончательной отделкой.
Анненков более всего известен как издатель и биограф Пушкина. Его книга Пушкин в царствование Александра I (1875) – одна из самых замечательных книг подобного рода. Написанная им картина общества, создавшего и окружавшего Пушкина до двадцатипятилетнего возраста, – шедевр социальной истории.
И хотя раздражает его снисходительный тон по отношению к эпохе, которую он считал отсталой, его умение увидеть и выделить важное и глубина изображения делают книгу необходимой для каждого изучающего русскую цивилизацию, не говоря уже о том, что она прекрасно читается. Его многочисленные воспоминания и портреты современников так же проницательны и так же будят мысль. Все это вместе складывается в широкую панораму тех лет, столь много значивших для развития русского интеллигентского мышления.
- Эпоха времен обоснования метода социалистического реализма В литературе 30-х годов получают дальнейшее художественное развитие проблемы, которые волновали советских писателей ранее. Не случайно ряд крупнейших произведений, задуманных и частично созданных прежде, был завершен именно в 30-е годы. Этот период принес необычайно много нового во все сферы искусства, литературно-художественной критики, эстетической мысли. О достижениях этих лет свидетельствует творческое, более совершенное претворение идейно-эстетических категорий […]...
- Эпоха времен обоснования метода социалистического реализма (часть 2) 30-е годы воспринимаются своеобразным периодом подведения итогов советской прозы, ибо именно в эту пору получают завершение крупнейшие эпопеи, начатые в 20-е годы. Об итоговом характере этого десятилетия свидетельствует и расцвет жанра социально-философского романа (“Скутаревский”, “Дорога на Океан” Л. Леонова), философской поэзии (Н. Заболоцкий), философской драмы (М. Горький, Л. Леонов). Происходит усиление аналитического начала в романтической […]...
- Проблемы реализма в критике последователей В. Белинского Белинский гордился тем, что его взгляды на современную реалистическую литературу начинали входить в сознание публики. Это было верным признаком того, что реалистическое направление окончательно упрочило свое положение в русской литературе. У Белинского появились ближайшие единомышленники и последователи. Вне его влияния стало уже трудно писать критические статьи. Но в этой группе были разные люди, позднее разошедшиеся […]...
- Традиции и новаторство драматурги Марка Кропивницкого Произведение за пьесами “Дай сердцу волю, заведет в неволю”, “Пока солнце сойдет, роса глаза выест”, “Глитай, или же паук”. Марко Кропивницкий вошел в историю украинского искусства как большой актер и талантливый режиссер, драматург, автор популярных песен. Он сам при случае создавал декорации к спектаклям, захватываясь живописью. Но особенно глубоко раскрылся его талант в драматургии. Он […]...
- Всемирность Пушкина – принципиально новый рубеж развития русского реализма XIX века Каждая национальная литература в процессе своего исторического существования усваивает художественный опыт и достижения других наций, и в то же время в определенный исторический момент сама начинает выдвигать новые идеалы, проблемы, сюжеты и образы как обобщение опыта своей национальной истории, который оказывался нужным другим народам. При этом интенсивность и масштаб выдвижения нового во многом зависели от […]...
- Вопросы и ответы к теме “Поэты-эмигранты XX века” 1. Назовите писателей старшего поколения – эмигрантов I волны. И. Бунин, А. Белый, Б. Зайцев, А. Куприн, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, А. Ремизов, В. Ходасевич, М. Цветаева, И. Шмелев и др. 2. Почему младшее поколение писателей-эмигрантов было названо незамеченным? Писатели младшего поколения ко времени эмиграции еще не сложились в творческом отношении в России. Они не […]...
- Сочинение: Поэты о природе Русские поэты всегда много писали о скромной природе :воего родного края. Она дорога каждому поэту именно той простотой, в которой много красоты внутренней, взывающей к нравственной строгости и чистоте. Русская поэзия стремилась соединить гуманные принципы отношения к жизни и природные законы, которые всегда представляются справедливыми и разумными. Природа всегда выступает как искусный врач, укрепляющий дух […]...
- Факт из биографии: НАПОЛЕОН И ЖУРНАЛИСТЫ НАПОЛЕОН И ЖУРНАЛИСТЫ Честность, неподкупность и порядочность журналистики ярко иллюстрирует такая известная история. Когда Наполеон бежал с острова Эльбы и начал стремительный победный поход на Париж (знаменитые “100 дней”), столичные газеты ежедневно рапортовали о его передвижениях: передовицы пестрели заголовками вроде “Корсиканский людоед высадился в бухте Жуан” (10 марта), “Тигр прибыл в Канны” (11 марта), “Чудовище […]...
- Представители реализма, определение Новым этапом в развитии русской литературы стало направление критического реализма. Реализм как метод предполагает правдивое изображение характеров, раскрытие закономерных связей героев с социальной средой, художественное постижение общественно-исторических закономерностей. Основной проблемой реалистического искусства и литературы становится проблема взаимоотношений личности и общества, ведущим принципом художественного отражения жизни – социальный анализ. Первой ступенью развития реалистического метода стало направление […]...
- Поэты и поэзия на рубеже 50-60-х годов ХІХ века В 40-х годах поэзия явно уступала место прозе. Однако в следующий период поэзия вновь занимает достойное место в литературном движении эпохи, в ряде случаев даже опережая и стимулируя художественные поиски в области прозы. Острая идейная борьба на рубеже 50-60-х годов отразилась и в поэзии. Творчество поэтов демократического лагеря становится более социальным. Утверждая новое представление о […]...
- Борьба Ф. В. Булгарина и О. И. Сенковского против реализма Если романтик Н. А. Полевой не мог понять реализм как новый художественный метод, если “антиромантик” Н. И. Надеждин не сумел раскрыть сущность нового, реалистического искусства, то реакционная критика откровенно начала прямую кампанию против нового, критически изображавшего действительность направления литературы. Злобные нападки на реализм зачастую переходили у этих “критиков” в травлю писателей-реалистов: сначала А. С. Пушкина, […]...
- Сочинение ЕГЭ по тексту В. Белова на тему “Журналисты не всегда говорят правду” Вариант сочинения ЕГЭ по тексту В. Белова. В. Белов в своем произведении описывает природу русского Севера. Известный русский писатель с горечью говорит, что люди часто не замечают красоту окружающего их мира. Журналисты называют природу русского Севера неяркой и скромной, но автор убеждает нас, что это совсем не так. Она очень разнообразна, богата сменяющими друг друга […]...
- Утверждение реализма в русской литературе Начальную дату изучаемого периода, 1825 год, можно назвать переломным годом. Это определяется возникновением реалистического направления, перед которым открывалось большое будущее. Но за это будущее основоположникам нового направления нужно было бороться. Нужно было одержать победу над господствующим литературным направлением – романтизмом. Начинается борьба за утверждение реализма в русской литературе. Исторические условия, сложившиеся после разгрома движения декабристов, […]...
- Концепции реализма Белинского и теория “чистого искусства” Концепции реализма Белинского предстояло пережить много тяжелых испытаний. С 1848 по 1856 год было даже запрещено упоминать его имя в печати. В библиотеках изымались номера “Отечественных записок” и “Современника” с его статьями. Начались глубокие изменения в самом лагере прогрессивных писателей. “Натуральная школа” 40-х годов, включавшая в себя разнообразных писателей – Некрасова и А. Майкова, Достоевского […]...
- Расцвет реализма во второй половине XIX века Реалисты XIX века широко раздвинули границы искусства. Они начали изображать явления самые обыкновенные, прозаические. Действительность вошла в их произведения со всеми своими социальными контрастами, трагическими диссонансами. Николай Гуляев К середине XIX столетия в мировой культуре окончательно утверждается реализм. Давайте вспомним, что это такое. Реализм – художественное направление в литературе и искусстве, для которого характерно стремление […]...
- “Крестьянские поэты” и имажинисты В 1912 г., когда символизм начал распадаться, а новые школы мало что обещали, когда даже такие левиафаны, как Сологуб и Брюсов, объявляли Игоря Северянина великим поэтом завтрашнего дня, внимание читающей публики привлекла маленькая книжка стихов, носившая имя Николая Клюева. В ней были отчетливо заметны следы влияния символистов, но еще больше в ней было подлинно народных […]...
- Эпоха Просвещения XVIII столетие – одна из самых блестящих эпох в истории человеческой культуры. Этот период европейской истории, находящийся, условно говоря, между двумя революциями – так называемой “славной революцией” в Англии (1688-1689) и Великой французской революцией 1789-1795 гг.,- именуют эпохой Просвещения. Действительно, центральным явлением культурной и идеологической жизни XVIII в. явилось движение Просвещения. Оно включало в себя […]...
- Тема сочинения: О своеобразии реализма Гоголя О своеобразии реализма Гоголя и его вкладе в историю русской литературы написано много. Отметим некоторые особенности этого своеобразия. Уже в одном из первых суждений о характере современной действительности Гоголь стремится постигнуть природу ее конфликтов. В незавершенной статье “Петербургская сцена в 1835-36 гг.” он с иронией писал: “Все изменилось давно в свете. Теперь сильней завязывает драму […]...
- Московский житель Окуджава или откуда приходят в поэзию поэты? Булат Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве. Учился в школе, а через год после начала Великой Отечественной войны ушел добровольцем на фронт. Уже после войны окончил Тбилисский государственный университет, филологический факультет. Трудные испытания военных лет оказали решающее влияние на формирование Б. Окуджавы как поэта. Первый сборник “Лирика” появился в 1956 году. Поиски оригинальной […]...
- Развитие социалистического реализма Писатели, вышедшие из пролетарско-революционного литературного движения, проявили себя как наиболее действенная сила антифашистской литературы эмиграции. Они деятельнейшим образом боролись против фашизма средствами просветительской литературной пропаганды, принимали активное участие в гражданской войне в Испании и в войне против гитлеровской Германии. На протяжении всего периода нацистского господства они выступали с инициативами за объединение противников Гитлера. Их литературная […]...
- Поэты 1870-1880-х годов Вы уже знаете, что вся вторая половина XIX века, с середины 1850-х годов и вплоть до начала 1880-х, прошла под знаком Некрасова, что эта эпоха говорила некрасовским голосом. Чуть-чуть поодаль, в его общественной тени, оказались другие великие лирики, Федор Тютчев и Афанасий Фет. Этим поэтам в учебнике посвящены отдельные главы. А мы пока из 1850-х […]...
- Новый тип реализма в русской драме Символисты пытались возродить настоящую трагедию. Но темные и перегруженные украшениями трагедии Вячеслава Иванова – всего лишь разросшиеся хоровые оды. Младшие символисты и постсимволисты обратились к Корнелю и Расину вместо слишком далеких афинян. Гумилев и Николай Владимирович Недоброво (1883-1919, тонкий критик и теоретик уходящего символизма) писали неоклассические трагедии. Обе трагедии, Гондла Гумилева (1917, написана рифмованным анапестом) […]...
- Поэты Чистого или Утилитарного искусства В середине XIX века обострились споры между сторонниками так называемого “чистого” и “утилитарного” искусства. Первые полагали, что искусство имеет значение само по себе, как воспроизведение и создание прекрасного, всегда волнующего душу человека, вторые ставили искусство на службу общественным задачам. Представителями “чистого” искусства, были Тютчев, Фет, Майков, Полонский, Григорьев и некоторые другие поэты, представителями искусства “утилитарного” […]...
- Проблема просветительского реализма первой четверти XIX века В первой четверти XIX в. господствующим литературным направлением был романтизм. Одновременно, хотя на первых порах и не очень быстрыми темпами, происходило развитие реализма. Недооценивать неуклонный рост реалистических тенденций в русской литературе начала XIX в. нельзя, ибо в противном случае не будет понятной закономерность появления басен Крылова, комедии Грибоедова “Горе от ума”, первых глав ” Евгения […]...
- Возрождение (термин, эпоха, истоки во Франции) Возрождение (термин, эпоха, истоки во Франции) В понятии Возрождение (Ренессанс – фр. Renaissance) отразилось возникшее в трудах гуманистов представление об историческом развитии человечества. Возрождение – культурологический термин, он координируется с употребляемым в исторической науке понятием “эпоха первоначального накопления” (как промежуточная стадия между феодальной и капиталистической формациями). К этому времени относятся такие грандиозные трансформации, как переход […]...
- Представители социалистический реализма, определение В начале XX в. в России возникает новая разновидность реалистического метода – социалистический реализм, основоположником которого был М. Горький (“Враги”, “Мать” и др.) и к которому затем присоединились такие писатели, как Серафимович, Фадеев, Шолохов. Н. Островский, А. Толстой, отчасти некоторые другие писатели довоенного и послевоенного времени. Социалистический реализм, объявленный в 1934 году основным и ведущим […]...
- Главные черты реализма в произведении “Недоросль” Денис Иванович Фонвизин (1744 или 1745-1792). Именно Фонвизин наиболее близко подошел к тому, что мы называем предреализмом. Без “Недоросля” не было бы “Горя от ума” и “Ревизора”. Исследователи П. Н. Берков, К – В. Пигарев детально выявили главные черты реализма в “Недоросле”. И все же для Фонвизина были еще обязательными некоторые правила классицизма. Не случайно […]...
- Жюль Верн эпоха в истории литературы Жюль Верн один из немногих крупных писателей XIX века, посвятивших свою деятельность юному поколению, он не только создал целую библиотеку увлекательных приключенческих романов, наполненных познавательными сведениями из разных областей знания, но и прославился как основоположник реалистической научной фантастики. Жюль Верн (1828-1905) родился в городе Нанте, в семье адвоката. В 1847 году, после окончания лицея, юноша […]...
- Литература реализма и натурализма Приблизительно с середины до последней четверти XIX столетия “погоду” во всемирном литературном процессе делали преимущественно писатели-реалисты. Россияне Ф. Достоевский и Л. Толстой уверенно приняли эстафету французов Стендаля, О. Бальзака, Флобера, англичанина Ч. Диккенса и пошли дальше своих предшественников. Достаточно вспомнить произведения той эпохи, которые вошли в казну всемирной литературы: “Униженные и оскорбленные” (1861), “Игрок” и […]...
- Поэты “Озерного края” или Рождение английского романтизма “Озерная школа” – так называли первых английских поэтов-романтиков конца XVIII – начала XX столетия, которые жили и создавали в знаменитом Озерном крае, расположенном на севере Англии. К группе этих поэтов принадлежали талантливые мастера слова: Вильям Вордсворт, Роберт Саути и Самюель Колридж. Озерный край, был для них источником вдохновения, прославляется своими неповторимыми горными и озерными пейзажами. […]...
- Николай Иванович Новиков, как представитель просветительского реализма Николай Иванович Новиков (1744-1818). Новикова следует рассматривать как одного из первых представителей направления просветительского реализма. В 1769-1770 годах он издавал журнал “Трутень” и смело вступил в полемику с Екатериной II, негласно руководившей изданием журнала “Всякая всячина”. Предметом полемики был вопрос о задачах и значении сатиры. На стороне Новикова объединились свежие силы русской литературы. Его поддерживали […]...
- Жанровая система реализма В каждом литературном направлении составляется своя система жанров, которая является его внутренним свойством. Внутри этой системы устанавливается определенная иерархия жанров в зависимости от их роли в литературном процессе. Соответственно те жанры, которые занимают видные места, оказывают ощутимое влияние на другие жанры, на поэтику и стиль направления в целом. Принципиальная новизна жанровой системы реализма заключается в […]...
- Времена реализма в европейской литературе За периодом бушующих потрясений, начала ХIХ ст. настала времен стабильности. Новые хозяева жизни – буржуа – привыкали к парламентским креслам, овладевали более или менее изысканные манерами, так как к этому их обязывали государственная власть и высокие должности, которые они получили во многих странах Европы. Конечно, эта стабильность была относительной, так как, как известно, вольнолюбивые соревнования […]...
- Элементы реализма в творчестве Лермонтова Литературный процесс находится в движении, в постоянных изменениях. В нем отмирают какие-то устаревшие моменты и зарождаются новые, предвещающие иные тенденции. Всегда при этом возникают смежные, промежуточные явления, отражающие эти новые веяния, которые не следует путать с господствующим направлением, выражающим дух времени, стиль и эстетические представления эпохи. В 20-е годы XIX века в русской поэзии господствовал […]...
- Поэты символисты: А. Блок и его произведения Блок относится к поэтам Серебряного века русской литературы. Сложное время, обусловленное масштабностью происходящих в России социальных потрясений, породило непростую и слегка таинственную символику в творчестве Блока. Вместе с тем, именно Блок является любимейшим поэтом множества современников. Поэт воспринимает окружающую действительность очень остро. Минуя разум, его произведения проникают в сердце каждого думающего и интеллигентного человека. Своего […]...
- Барокко как культурно-историческая эпоха Переход от Возрождения к барокко представлял собой длительный и неоднозначный процесс, и многие черты барокко уже вызревали в маньеризме (стилевом течении позднего Ренессанса). Происхождение термина не вполне ясно. Иногда его возводят к португальскому термину, который означает “жемчужина причудливой формы”, иногда к понятию, обозначающему один из видов логического силлогизма. Нет единого мнения о содержании данного понятия, […]...
- Традиции русского реализма в творчестве Трифонова Трифонов неизменно подчеркивал свою приверженность традиции русского реализма: “Если говорить о традициях, которые мне близки, то, в первую очередь. Хочется сказать о традициях критического реализма: они наиболее плодотворны”. Правда, далее Трифонов называет имена, которые с сегодняшней точки зрения воспринимаются как более близкие к модернизму, чем к реализму: “Среди советских писателей есть ряд замечательных мастеров, у […]...
- Эпоха “света” в цикле Блока “Стихи о Прекрасной Даме” Наступление эпохи “света” обозначил цикл “Стихи о Прекрасной Даме”, который, по словам поэта Н. Гумилева, “дал новый лик любви”. Тема любви здесь входила в контекст величественных символистских обобщений, которые переводили ее из земной реальности к нездешнему, непостижимому и таинственному миру вечности, предоставляли любовному чувству лирического героя характер мистического откровения. Художественный мир этого цикла напоминает поэтическую […]...
- Проблемы реализма в критических статьях И. Тургенева Критические суждения выдающихся писателей всегда крайне важны и интересны. Они являются неотъемлемой составной частью истории критики и представляют огромную ценность даже на ее самых зрелых стадиях развития. В большинстве случаев суждения писателей выступают в качестве важных дополнений, коррективов к уже сложившимся программам направлений, без которых они были бы неполными. Особенно эти суждения ценны для характеристики […]...
- Историческая эпоха, отраженная в Слове о полку Игореве (Литература XI-XII веков) Историческая эпоха, отраженная в “Слове” Начиная с XI и до конца XII века, когда было написано “Слово”, Русь страдала от двух основных бедствий. Одним из них были княжеские междоусобицы, другим – набеги половцев. Поэтому лучшие люди страны, болевшие за Русскую землю, неустанно призывали к единодушному отпору половцам, к защите своей родной земли. “Если,- говорил, например, […]...