Эпические формы поэм Калидаса



Достоверных фактов о жизни Калидаса почти не сохранилось. Время его жизни определяют по-разному: от 2 ст. к н. э. к IX ст. н. э. Тем не менее, вероятно, что он жил в период господства династии Гуптив, расцвет которого приходится на конец IV – первой половины V ст. В легендах о жизни Калидаса речь идет о том, что он родился в бедной семье и за происхождением был чабаном, вступил в брак с дочерью царя (по другой версии – брахмана) и стал поэтом и мудрецом благодаря богине Калу (Парвати).

Калидаса был придворным поэтом. Жил он, как думают современные

исследователи, в г. Уджайни на западе нынешнего штата Мадхя-Прадеш.

Калидаса приписывают свыше 30 произведений. Однако европейские индологи довели, что ему принадлежат лишь несколько из них: две эпические поэмы – “Родословная Рагху” (“Рагхуванша”) и “Рождение Кумари” (“Кумарасамбхава”), две лирические поэмы – ” Туча-Вестник” и “Времена” года(“Ритусанхара”), три драмы – “Опознана Шакунтала” (” Абхиджняна-Шакунтала”), “Мужеством добытая Урваши” (“Викрамурваши”), “Малавика и Агнимитра (“Малавикагнимитра”).

Поэмы и драмы Калидаса

имеют мифологическую основу, их сюжеты связаны со знаменитыми произведениями давнеиндийского эпоса: “Махабхарата”, “Рамаяна”, “Пурани”.

Среди поэм Калидаса наилучшей считается ” Туча-Вестник”, сюжет которой связан из “Рамаяною”. Полубог Якша был изгнан за свою вину из царства властителя Куверт у горы Рамагири. На родине Якши, в мифическом городе Алака, осталась его любимая.

Туда, на юг, плывет туча, которая несет ей весть от любимого. Якша рассказывает о горе и грусти женщины, которая ждет на его возвращение, и просит тучу утешить и ободрить ее. ” Туча-Вестник” содержит ряд пейзажных зарисовок и бытовых сцен из жизни мирных поселян и мещан, видное место в ней занимает описание пути, который должна пройти туча-вестник. Поэма Калидаса положила начало новому в индийской литературе жанра послания, в котором признание в чувствах связывает с конкретным описанием исторического места действия (” Ветер-Вестник” Дхои, “Послание лебедя” Госвамни, ” Голубь-Вестник” Удая и т. п.).

Срисование всепобеждающей силы любви является центральной темой и следующей поэмы Калидаса – “Поры года”.

Поэмы “Рождение Кумари” и “Родословная Рагху” – произведения значительно большей эпической формы, т. н. “махакавья”. “Рождение Кумари” является значительной мерой наследованием “Рамаяни”. Об этом свидетельствуют масштабность, описания природы, эпизод “Плач Рати”. Сам сюжет поэмы Калидаса позаимствовал с давнеиндийских историко-эпичных поэм “Пурани” (VI-V ст. к н. э.).

В центре произведения – история любви Парвати (дочери бога Гималая) к богу Шиви. Бог любви Кама напрасно старается вызвать в сурового Шиви любовное чувство. Разгневанный Шива пламенем своего третьего глаза испепеляет Каму.

Жена Камы – Рати оплакивает своего мужа. Любовь Шиви добивается сама Парвати и, наконец, склоняет Шиву к браку. Завершается поэма описанием радости влюбленных. От их брака должен родиться Кумара, бог войны, известный также как Сканда и Картикей.

Считают, что поэма Калидаса осталась незаконченной и была дополнена позднее.

Поэма “Родословная Рагху” основывается на мифе о “солнечной династии” Рагху; за сюжетом она есть близкой к ” Вишну-Пурани”. Поэма состоит из 19 песен. В первых девяти воспевают действие четырех больших царей: Дилипи, Рагху, Аджи и Дашаратхи. В песнях 10-15 индийский поэт изображает жизнь и подвиги Рамы.

Рама есть одним из воплощений бога Вишну. Богорожденный сын царя Дашаратхи, Вишна осуществляет ряд удивительных подвигов: убивает фурию Тадаку и демона Субаху, побеждает великана Джамадагинду и т. д. Оставив на земле потомков, Рама поворачивается на небо вместе со своими братьями Бхаратою, Лакшманом и Шатругхну. В песнях 16-18 речь идет о сыне Рамы Куше и следующие поколения династии.

Последняя песня 19 посвящена царю Агниварни, который устранился от государственных дел и отдался развлечениям и любовным утехам.

Драматургия Калидаса объединяет собственно драматический текст с танцем, песней и музыкантом. Поэзия в ней чередуется с прозой, лирические вставки объединяются с описательными. Если боги, цари, придворные разговаривают санскритом, представители низших каст населения и женщины – пракритами, другими литературными давнеиндийскими языками.

Шедевром Калидаса есть драма “Шакунтала”, написанная в жанре натеки (“высокая” драма). Сюжет пьесы составляет любовь и бракосочетание царя Душ’янти и простой девушки Шакунтали, дочери нимфы Менаки и мудреца Вишвамитри. История Душ’янти и Шакунтали была известна еще с “Махабхарата”, тем не менее Калидаса значительно переработал, усложнил и перетолковал ее сюжет. Он больше внимания уделяет изображению психологии своих персонажей, которые, в отличие от своих эпических предшественников, не оговаривают поучительных монологов, а выражают свои эмоции.

Влюбленная Шакунтала, углубленная в свои мечты, не замечает приближения святого анахорета Дурвасаси и тем вызывает на себя его гнев. Дурвасаса накладывает на нее проклятие: царь Душ’янта забудет ее и вспомнит только тогда, когда увидит на ней перстень, подаренный им. Это проклятие, о котором Шакунтала не догадывается, составляет драматическую завязку пьесы.

Царь отталкивает от себя свою любимую, и только после ряда перипетий и трогательных сцен, ему попадается на глаза его перстень, он упоминает прошлое и, встретив в небе Индри Шакунталу, которая успела тем временем родить сына, объединяется с ней навеки.

Любовь, обрисованное также и в двух других драмах Калидаса “Малавика и Агнимитра”, есть “легкой” комедией интриги о любви царя Агнимитри и Малавики, служанки его жены, королевы Дхарини. Ревнивая королева прячет свою красавицу-служанку от глаз мужчины, который, однако, вопреки разным ухищрениям и интригам Дхарини, а также другой королевы – Иравати, находит возможность сознаться ей в своем чувстве и услышать о взаимном чувстве к нему. В конце пьесы выясняется благородное происхождение Малавики, главное препятствие к объединению влюбленных устраняется, и все заканчивается счастливо.

Драма Калидаса “Мужеством добытая Урваши” основывается на легенде о любви царя Пурараваса к небесной диве Урваши.

В своих поэтических и драматических произведениях Калидаса придерживался канонов и норм индийских теоретических трактатов. Согласно законам индийской эстетики, он подчинял композицию драматического произведения определенному чувству персонажа (любви, страха, гнева) и выстраивал свои пьесы не только на единстве действия, а и на единстве чувства. Широко применял Калидаса и известный прием дхвани – невысказанного смысла, намека; дословно: “отголосок”, “отзвука”.

Калидаса сумел наполнить традиционные мифологические сюжеты живым содержанием. Его пьесы и поэмы воспевают высокую любовь и героизм, открывают радостный мир гармонии и ума, утверждают ценность человеческой личности.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Эпические формы поэм Калидаса