Эмоциональный резонанс и урок литературы
(В сокращении)
Воспитание человека невозможно вне воспитания сферы чувств, вне формирования способности сочувствия, эмоционального отклика на чувства других. Путь возникновения эмоции, рождающейся как отклик на чужие переживания, обозначается в психологии термином Эмоциональный резонанс. Этот резонанс, возникающий под влиянием семейного и общественного окружения, формирует во многом человека: психология устанавливает особую роль чувств, испытанных в детстве, они проносятся через всю взрослую жизнь.
Сильнейшее средство воспитания в ребенке высокой эмоциональной культуры – художественная литература, искусство. Способность к эмоциональному отклику на произведение искусства воспитывается, как и всякая способность… Развитие способности ученика эмоционально воспринять факт искусства обретает первостепенное значение, так как без эмоционального отклика на юмор, патетику, потрясение, скорбь, которые несет произведение искусства, нет полноценного эстетического восприятия.
Один из подходов к решению этой проблемы кратко может быть изложен в следующем виде.
Для
Отправной точкой для такого представления может служить гипотеза сигнального подхода, предлагаемая Ю. Филипьевым (“Сигналы эстетической информации”. М., 1971).
К объяснению принципа эстетического воздействия искусства Ю. Филипьев применяет учение теории информации о сигнальной настройке систем.
И в технике, и в природе, и в жизни мы встречаемся с сигналами-импульсами, приводящими в действие те или иные системы, организующими их работу. Во взаимодействии живых существ с объектами и явлениями окружающей среды сигнально-организующие действия приобретают огромное значение. Так, яркая окраска венчика цветка является сигнальной для насекомого, вызывая у него стремление лететь к цветку; “песня” птицы является сложным структурным сигналом, который способен внутренне настроить другую птицу на определенное поведение.
Ю. Филипьев видит и в художественном образе сигнальную функцию. Определенное структурное сочетание созвучий, красок, ритмических движений, слов, воплощающих художественный образ, вызывает у воспринимающего соответствующий резонанс ощущений и чувств, которые “идут… по образу и подобию самой эстетической структуры произведения искусства”
Related posts:
- Духовный резонанс: памяти Рида Федоровича Брандесова 5 января ушел из жизни Рид Федорович Брандесов – преподаватель методики литературы, ветеран Великой Отечественной войны. Ему было 83 года. Его образ неизменно пробуждает в его учениках и коллегах светлые, возвышенные чувства – “любви прекрасные моменты”. В стихотворении на лицейскую годовщину Пушкин написал о своем наставнике Куницыне: “Он создал нас, он воспитал наш пламень…” То […]...
- Охарактеризуйте эмоциональный фон стихотворения Фета “Шепот, робкое дыханье…” Охарактеризуйте эмоциональный фон стихотворения А.А. Фета “Шепот, робкое дыханье…” Приступая к выполнению задания, уточните значение термина “эмоция”. Для этого обратитесь к справочной литературе и покажите, что “эмоция” определяется с помощью слов “чувство и переживание”: “душевное переживание, волнение”, “сильное душевное чувство, переживание”. Покажите, что чувства могут иметь положительный и отрицательный эмоциональный тон (радость – печаль), особую […]...
- Краткое содержание книги Гоулмана “Эмоциональный интеллект” Эмоции помогают узнавать новое, понимать других людей и подталкивают нас к действиям Сдерживают ли нас эмоции? Может, лучше быть бесчувственными, логически мыслящими существами? Эмоции жизненно необходимы – они позволяют жить полноценной жизнью и учиться на своем опыте. Пример. Мозг не только накапливает факты, но и запоминает чувства. Если дотронуться до горячей плиты, будет больно. В […]...
- Эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект – понятие весьма новое, и оно не успело закрепиться как общеупотребимый термин. Эмоциональный интеллект один из важнейших навыков для современного человека – от того, насколько он у вас развит, напрямую зависит ваш успех в жизни, и, что еще важнее – ваше личное счастье. Впрочем, обо всем по порядку… Вопреки расхожему мнению, высокие показатели […]...
- Урок литературы по роману Толстого “Анна Каренина” Цель: продолжить знакомство учащихся с романом “Анна Каренина”, проанализировать образ Анны, исследовать причины противоречивости этого характера, развивать умение анализировать, сопоставлять и делать выводы, воспитывать у десятиклассников настоящие моральные ценности, любовь к жизни, семьи. Оборудование: портрет Л. Н. Толстого, Анны Карениной (открытка XIX в.), видео, мультимедийная презентация, песня А. Пугачевой “Анна Каренина”. Тип урока: урок-исследование Интеграционный […]...
- Урок литературы в 8 классе на тему: ” Образ Германна в повести А. С. Пушкина ” Пиковая Дама”. Краткое изложение текста Тема урока: Образ Германна в повести А. С. Пушкина “Пиковая Дама” Форма урока: урок-беседа Задачи урока: 1) развивать речевые навыки (пересказ, участие в диалоге); 2) развивать умение обобщать факты; 3) формировать навык составления психологического портрета Германна; 4) добиться понимания учащимися того, что преступление против человека убивает в преступнике личность; 5) пробудить чувство ответственности за свою […]...
- Урок – сказка по русскому языку на тему: “Секреты родственных слов” Формальная часть урока Тема. Секреты родственных слов. Цель: Формирование понятий о признаках родственных слов. Задачи: 1) сохранение физического и эмоционального здоровья учащихся во время урока; 2) воспитание чувства сопереживания, взаимопомощи, любви к окружающей природе; 3) развитие коммуникативных качеств личности (умения работать в паре, вести учебный диалог, проводить самооценку); 4) ознакомление с терминами “корень слова”, “однокоренные (родственные) слова”, формирование […]...
- Урок литературы в 7 классе Что такое настоящий подвиг? ( по рассказу М Горького “Старуха Изергиль”) Учитель русского языка и литературы: Козлова Ольга Васильевна ОГАОУ “Центр образования “Ступени” г. Биробиджан. Урок литературы в 7 классе Тема: Что такое настоящий подвиг? ( по рассказу М Горького “Старуха Изергиль”) Цель урока: Помочь учащимся осмыслить понятие “подвиг”, поступки героев с точки зрения человеческой личности. Показать особенности ранней прозы Горького, отметить ее народно – поэтические […]...
- Урок литературы в 9-м классе по теме: “Образ Русской земли в “Слове о полку Игореве”. Краткое изложение текста Ширяева Ирина Григорьевна, учитель русского языка и литературы Цели и задачи урока: – актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме; – развивать умение работать с текстом самостоятельно и в группе; – обучение анализу литературного произведения; – подготовить учащихся к написанию Сочинения; – воспитывать чувство патриотизма, наблюдательность, трудолюбие. Оборудование: – компьютер, диск со слайдами; – […]...
- Урок для 5 класса на тему “Передача информации” Технологическая карта урока. Босова. Информатика. 5 класс. ФГОС. Урок 6. Передача информации. Цели урока: -раскрыть суть информационного процесса передачи информации, ознакомить учащихся со схемой передачи информации; -рассмотреть примеры передачи информации, научить выделять в них источники информации, информационные каналы, приѐмники информации. Этапы урока Материал ведения урока Деятельность учащихся УУД на этапах урока Организационный момент Дети рассаживаются […]...
- Урок литературы – в кабинете географии Уже несколько лет в своей школе мы проводим интегрированные уроки литературы и географии. У таких уроков есть одно неоспоримое достоинство: они интересны детям. Благодаря слиянию двух дисциплин ребята глубже воспринимают содержание прочитанного произведения, рельефнее представляют себе и сюжет, и героев. Особенно понравился нашим шестиклассникам урок по рассказу Джека Лондона “Любовь к жизни”. Когда они по […]...
- М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. Определите общий тон, эмоциональный настрой Прочтите вновь каждую из трех частей стихотворения. Определите общий тон, эмоциональный настрой каждой из них. Вспомните признаки таких жанров, как элегия и сатира, и найдите доказательства того, что две части стихотворения несут приметы сатиры, а одна – элегии. Стихотворение Лермонтова “Смерть Поэта” – ранняя по времени и непревзойденная по поэтической силе оценка Пушкина. “Нашей славой” […]...
- “Одиссея” Гомера в 7-м классе, или Как сделать урок литературы значимым для всех Одно из серьезных препятствий, стоящих между учеником и классическим текстом, заключается в том, что подростковый возраст весьма субъективен. То, что не имеет никакого отношения к жизни подростка, его проблемам, часто ему неинтересно. Знание должно быть для него “смысложизненно” Мой путь лежит в далекие края. Хоть будет страшно иногда, Но не беда. Пьяный ветер в облаках. […]...
- Урок литературы (сочинение-рассказ) Этот урок литературы в октябре запомнится нам надолго. Войдя в класс, учительница сказала: – Собирайтесь, пойдем в парк. – Разве урока не будет? Мы стихи приготовили об осени, как вы нам задавали! – А мы послушаем их прямо в парке. Парк расположен неподалеку от школы. Сейчас, в октябре, он был такой красивый – разноцветный! Листья […]...
- “Одной лишь думы власть…” (Очерк жизни и творчества М. Лермонтова). Урок литературы в 9 классе Урок литературы в 9 классе Тема: “Одной лишь думы власть…” (очерк жизни и творчества М. Ю. Лермонтова) Цель: – дать более полное представление о личности поэта; – показать закономерность его трагической судьбы в царской России; – добиться эмоционального восприятия стихов Лермонтова. Тип урока: урок-лекция с элементами беседы. Оборудование: – портрет М. Лермонтова; – музыка (классическая); […]...
- Урок на тему “Тестирование системной платы” 10 класс. Физико-математический профиль. ОС Alt Linux “Школьный мастер 5.0.2” Урок на тему “Тестирование системной платы” Цель работы: протестировать компоненты системной платы, ознакомиться с основными характеристиками ПК. Откройте программу Hardware Lister (К-меню/ прочее/ система). В тетради начертите таблицу: Собственная частота процессора (МГц) Частота шины FSB (МГц) Коэффициент умножения тактовой частоты процессора Частота передачи данных процессором […]...
- Урок на тему “Устройство компьютера” Тест “Устройство компьютера” В состав основных устройств ЭВМ входят… Монитор, системный блок, клавиатура, “мышка” Память, центральный процессор, устройства ввода и вывода Центральный процессор, видеомонитор, клавиатура Дисковод, принтер, монитор, системный блок К характеристике ЭВМ не относится Емкость памяти Интерфейс – это Совокупность шин, объединяющих два модуля Порядок обмена между двумя модулями Совокупность шин и Порядок обмена […]...
- Урок педагогики на тему “Эстетическое воспитание детей с нарушением зрения” Муниципальное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 29 гор. Йошкар-Олы” Урок педагогики на тему “Эстетическое воспитание детей с нарушением зрения” Подготовила Учитель – дефектолог Павлова Светлана Александровна Йошкар-Ола 2015 Эстетическое воспитание детей с нарушением зрения. Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда […]...
- Урок – Жизнь и творчество Н. М. Карамзина. Характеристика русской литературы XVIII века I. Жизнь и творчество Н. М. Карамзина Ученик, выполнявший индивидуальное задание, расскажет о жизни и творчестве Карамзина, о его отношениях с молодым Пушкиным. Учитель подведет итоги изучению творчества этого писателя. Прочитаем выразительно стихотворение “Осень” Н. М. Карамзина. – Какие строки в стихотворении выделены курсивом? Почему? II. Характеристика русской литературы XVIII века Контрольная работа Мы предлагаем […]...
- Урок по алгебре для 7 класса на тему “Системы линейных уравнений с двумя переменными” МКОУ “Петуховская средняя общеобразовательная школа №1” “Системы линейных уравнений с двумя переменными” , 7 класс Г. Петухово 2015г. Девиз урока: “Деятельность – единственный путь к знанию” Дж. Бернард Шоу ЦЕЛИ УРОКА: Формирование способности к самостоятельному исследованию системы линейных уравнений с двумя переменными. Развитие способности к самостоятельному планированию, организации работы; Воспитание познавательного интереса к математике. Развитие […]...
- Урок по биологии “Тип губки” Учитель биологии Козловская Светлана Владимировна, МБОУ “СОШ №32 г. Владивостока” Урок “Тип Губки” Цель: Познакомить учащихся с первыми многоклеточными беспозвоночными животными – губками. Задачи Обучающие : раскрыть особенности организации губок как примитивных многоклеточных животных; охарактеризовать образ жизни, места обитания, питание, размножение губок, раскрыть значение этой группы животных; сформировать у учащихся представление о губках как о […]...
- Сочинение на тему: “Мое отношение к урокам русской литературы” Литература, независимо от того, из какой страны она происходит, чрезвычайно важна для человека. Читая литературу, можно познать множество новой информации об интересных людях, определенном времени в жизни человечества. Эта информация настолько полезна по той причине, что человек может соотнести собственную жизнь с тем, что происходило когда-то давно. Умение правильно соотнести все это делает открывает перспективу […]...
- Обобщающий урок по главе “Формулы сокращенного умножения” в 7 классе Обобщающий урок по главе “Формулы сокращенного умножения” Предмет: алгебра. Класс: 7А Тип урока: урок-практикум Цели и задачи урока: Стремиться к осознанному освоению учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности: коллективной, парной, индивидуальной; Регулярный контроль процесса обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи; Максимальное использование возможностей, знаний, интересов самих учащихся с целью повышения результативности […]...
- Урок литературы. Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина) Цели: Показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С. Есенина, его философскую глубину, емкость. Учить анализировать лирическое произведение. Воспитывать любовь к отечеству, нравственные идеалы. Пробудить в детях эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки, живописи. Оборудование: акварельный рисунок-коллаж по теме урока; фотографии дома Есенина в Константинове и матери Есенина, Татьяны Федоровны; тексты стихотворений у […]...
- Открытый урок музыки “СРЕДСТВА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ” МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ “БОГРАДСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ” УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ ДОД “Боградской ДШИ” __________/__________ “___”___________2014г. ОТКРЫТЫЙ УРОК ТЕМА: “СРЕДСТВА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ “ Разработчик: Преподаватель МБОУ ДОД “Боградская ДШИ” Тюлькина Ирина Александровна С. Боград 2014 год. Основой музыкальной культуры русского народа является хоровое пение. Пение – природная способность человека, а человеческий голос – […]...
- Урок для 11 класса на тему “Устройства ввода информации” Тема урока: “Устройства ввода информации” Целевая аудитория: 11 класс Цель: Научиться работать с устройствами ввода информации. Задачи: Изучить основные устройства ввода информации. Знать основные характеристики и функции устройств ввода. Содействовать воспитанию интереса к предмету, трудолюбия, самостоятельности, чувства ответственности. Оснащение урока: Аппаратное обеспечение: ПК, клавиатура, мышь, микрофон, сканер. Наглядные пособия и раздаточный материал: презентация “Устройства ввода […]...
- Теория литературы – область научного знания о сущности, специфике художественной литературы как искусства слова Глубокое постижение учителем содержания определения литературоведения подтвердит необходимость введения этой науки в круг важнейших наук, которые выполняют методологические функции относительно учебной дисциплины “Методика преподавания мировой литературы”. Литературоведение как наука о художественной литературе, ее теории и истории тесно связана со всеми науками, которые создали методологию методики, а именно: с историей, философией, социологией, правоведением, психологией, педагогикой и […]...
- Значение литературы (О литературе) Художественно нарисованные картины человеческой жизни обогащают наш ум знаниями, волнуют наши чувства, побуждаю нас к действию, к воплощению в жизнь тех “благородных понятий и чувств”, которые выражены в произведении. В художественной литературе перед нами раскрывается жизнь людей во всем ее многообразии в разные века и у разных народов. Так, в произведениях русской художественной литературы раскрываются […]...
- Урок на тему “My pet is Nessie” Тема : Чтение текста “My pet is Nessie” Цель. Обобщить употребление модального глагола can в значении физической возможности совершения действия. Задачи. Работать с текстом “My pet is Nessie” в рамках учебной ситуации “Что умеет и не умеет делать мой домашний питомец” Обучать восприятию информации на слух и контролировать понимание услышанной информации. Развивать способности к анализу […]...
- Обобщающий нетрадиционный урок (урок-аукцион) в 6 классе “Историческая тема в живописи” по творчеству В. И. Сурикова Аукцион знаний по изобразительному искусству. Обобщающий нетрадиционный урок (урок-аукцион) В 6 классе “Историческая тема в живописи” По творчеству В. И. Сурикова Цель: Формирование представления об историческом жанре в живописи через обобщение знаний о жизни и творчестве великого художника в занимательной форме. Задачи: 1. Актуализировать и расширить приобретенные знания о жизни и творчестве В. И. Сурикова […]...
- Сочинение на тему: “Язык – первоэлемент литературы” Слово есть двигатель мысли, лишь оно одно обращает текущее чувство в мысль. (А. Платонов) Сила слова, власть слова! Эти часто встречающиеся и уже устоявшиеся словосочетания известны практически всем. Но действительно ли слово является таким сильным и властным, а язык представляет собой первоэлемент литературы? В русском языке существует огромное количество поговорок и пословиц о силе слова […]...
- Взаимосвязь игры и искусства, определяющая принципы преподавания литературы РАЗДЕЛ 2 РОЛЬ ИГРЫ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ Взаимосвязь игры и искусства, определяющая принципы преподавания литературы Говоря о необходимости вводить в практику преподавания различные виды сочинения, хочется обратить внимание на жанры, которые в практике преподавания используются редко. Это жанры, имеющие игровую природу. Обращение к ним желательно потому, что игра сопровождает человечество на всех этапах […]...
- На тему значение русской литературы в нашей жизни Непомнящий в своей статье поднимает очень важный вопрос: значение классической литературы в нашей жизни. На мой взгляд, публицист очень точно выразил связь между образованием, литературой и культурой. О неравнодушности, эмоциональности автора говорят риторические восклицания (“Да что там “народ”!”), олицетворения (“русская литература, русская культура поддержали”), а также выражение личного отношения (!Я все время повторяю”, “Я убежден”). […]...
- Лирика как род литературы Что такое лирика – один из трех родов литературы, систематизирующих художественный мир соответственно способам образного познания мира. У нее есть знаковые черты, по которым лирические жанры – оды, сонеты, стихотворения, мадригалы, эпиграммы и другие – сразу узнаются. Главное в лирике – отображение и выражение человека и мира через призму личностного мироощущения и мировоззрения. Великому поэту […]...
- Становление теории и критики литературы в России В статье Из прошлого печати в России Белинский отмечал, что “освободительное движение в России прошло три главные этапа, соответственно трем главным классам русского общества, налагавшим свою печать на движение: 1) период дворянский, примерно с 1825 по 1861 год; 2) разночинский или буржуазно-демократический, приблизительно с 1861 по 1895 год; 3) пролетарский, с 1895 по настоящее время” […]...
- Урок. Контрольная работа по теме “Степени и корни. Степенные функции” Цель: Проверка знаний учащихся с использованием разноуровневых вариантов. Ход уроков I . Сообщение темы и цели уроков П. Варианты контрольной работы Вариант 1 V=5 1. Найдите значение выражения A – B 2. Упростите выражение, – A + B + 2\ Lab 3. Решите уравнение “/35 – 5х + 2х = 9. 4. Решите неравенство (Vx […]...
- Урок-исследование по рассказу Н. С. Лескова “Тупейный художник” У нас не перевелись и не переведутся праведники. Их только не замечают, а если стать присматриваться, – они есть. Н. С. Лесков Бедность, смиренная и трудолюбивая, выше самодовольного богатства. А. И. Герцен Эпиграфы (вначале скрыты от класса). Репродукции: Н. И. Аргунов. “Портрет П. Ковалевой-Жемчуговой”; Рафаэль. “Святая Цецилия…”. Музыкальная запись: П. И. Чайковский. “Симфония № 6”, […]...
- Язык художественной литературы (О литературе) Язык художественной литературы – одно из важнейших средств художественного общения, система, которая воплощается в литературных текстах и функционирует в социуме как средство общения: 1) художника и действительности, 2) художника и созданного им художественного мира, 3) внеэстетической действительности и художественного мира, наконец, 4) читателя и художника, произведения, эстетической реальности. Язык художественной литературы демонстрирует максимум возможностей, которые […]...
- Урок-основная форма организации обучения. Современный урок в начальной школе Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесса: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия и производственная практика, семинарские занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены. Но основной формой организации обучения в школе является урок. “Урок, оснащающий ребенка знаниями, не приближает его к счастью жизни. Урок, возвышающий ребенка до осмысления истины, способствует движению […]...
- Н. Г. Чернышевский и его роль в истории русской литературы Н. Г. Чернышевский сыграл выдающуюся роль в истории русской общественной мысли и литературы. Сего именем связан революционно-демократический этап в освободительном движении. Вся его многогранная деятельность была подчинена задаче революционного переустройства жизни во имя счастья трудового народа. Эстетические взгляды Чернышевского были органической частью его идеологической деятельности как революционера-демократа. Вклад его в мировую эстетическую мысль определялся тем, […]...