Элементы сюжета, Определение
Движение сюжетного действия возможно благодаря развитию конфликта. В зависимости от того, какую ступень в этом развитии проходит конфликт, различают так называемые элементы сюжета: экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и эпилог. Экспозиция знакомит нас с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия. Завязка – это возникновение или обнаружение конфликта.
Развитием действия называется этап движения сюжета от
В некоторых произведениях встречается еще эпилог – короткий рассказ о том, что произошло с героями после окончания основного сюжетного действия.
Так, в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” экспозиция знакомит нас с
Далее следует развитие действия, все более углубляющее пропасть между Чацким и фамусовским обществом. Кульминация комедии – в последней ее сцене, когда Чацкий узнает, что “вымыслом” о сумасшествии он обязан Софье. Финальный монолог и отъезд Чацкого являются развязкой.
При анализе сюжета, особенно в крупных произведениях, следует иметь в виду, что сюжет может иметь не одну, а несколько кульминаций – свою для каждого относительно законченного отрывка действия. Так, в “Горе от ума” наряду с кульминацией всего сюжета существуют еще кульминационные моменты в каждом действии.






Related posts:
- Определите тему комедии А. Грибоедова “Горе от ума” Определите тему комедии А. Грибоедова “Горе от ума”. 1. Определите тему комедии А. Грибоедова “Горе от ума”. 2. Определите понятие “вечные образы”. Приведите примеры. 3. Из каких элементов состоит сюжет произведения? 4. Определите кульминацию комедии “Горе от ума”. 5. Определите кульминацию романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. 6. Определите кульминацию комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”. […]...
- Конфликт Определение Конфликт (от лат. conflictus – столкновение, удар, борьба, бой) – острое столкновение, противоборство, противоречие, возникающее между персонажами, либо героем и обстоятельствами, либо внутреннее противоречие героя. Теория конфликта была разработана Гегелем. Развитие конфликта в произведении составляет основу сюжетного действия. Этапы развития конфликта (завязка, кульминация, развязка) определяют все развитие сюжета и построение произведения. Конфликт является ядром темы, […]...
- Проблема соотношения сюжета и фабулы В сюжетах одних произведений имеют место своего рода “гармоничные” отношения между ними (этот случай больше всего распространен в произведениях почти всех эпических жанров так называемой “большой” литературы); в сюжетах других произведений можно заметить, что характер перевешивает события – он художественно реализуется вне прямой связи с ними; есть и третий тип произведений, в которых события перевешивают […]...
- Композиция художественного произведения Структура художественного произведения Композиция художественного произведения – расположение и соотнесенность компонентов в художественной форме, то есть построение произведения, обусловленное его содержанием и жанром. Основные составляющие композиции: 1. Экспозиция – часть, предваряющая действие, повествующая, как правило, о месте, времени и условиях будущего действия. 2. Завязка – часть, в которой обозначается конфликт произведения, создаются предпосылки для дальнейшего […]...
- Вопросы и ответы к разным произведениям и темам 1. Определите тему комедии А. Грибоедова “Горе от ума”. Тема – это жизненный материал, положенный в основу произведения. Темой комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова является быт и взгляды дворянско-чиновничьей Москвы, а шире – всей России. 2. Определите понятие “вечные образы”. Приведите примеры. “Вечные образы” – это мифологические и литературные персонажи, которые не однажды […]...
- Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог, лирическое отступление Развитие действия в художественном произведении включает в себя несколько стадий: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку, эпилог. Экспозиция (от латинского expositio – изложение, объяснение) – предыстория событий, лежащих в основе художественного произведения. Обычно в ней дается характеристика основных персонажей, их расстановка до начала действия, до завязки. Экспозиция […]...
- Сюжет и конфликт Определение Система средств и приемов, с помощью которых воплощается содержание, называется художественной формой. Следует учесть, что между содержанием и формой невозможно провести абсолютную границу, некоторые элементы произведения носят двойственный – формально-содержательный – характер. Таков, например, сюжет – последовательность, система событий и действий героев художественного произведения. Сюжет занимает одно из важнейших мест в произведении, особенно эпическом и […]...
- Элементы построения рассказа Чехова “Хамелеон” Сюжет рассказа – в нем все внесюжетные элементы (портрет, пейзаж), усложняющие построение рассказа, описаны несколькими фразами или даже несколькими словами. Завязка рассказа. С какого момента в рассказе Чехова начинает развиваться действие? Конечно, с тех нескольких слов, с которыми Очумелов “врезается в толпу”. Кульминация рассказа. Дальше сюжет произведения разворачивается волнами, как линия, идущая то вверх, то […]...
- Структура художественного произведения ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Структура художественного произведения Идея художественного произведения Идея художественного произведения – это обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства. Иными словами, это то, для чего написано произведение. Сюжет художественного произведения Сюжет художественного произведения – это развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, иногда и в лирических. Иными словами, это то, […]...
- Определение – что такое тема произведения При изучении школьного курса литературы мы имеем дело с тем или иным художественным произведением. Для того чтобы его понять и проанализировать, необходимо выделить и охарактеризовать его основные элементы и стороны. Прежде всего следует проанализировать идейное содержание произведения, т.е. его основной смысл, главные темы, проблемы, идеи и чувства, в нем заключенные. Темой произведения называется предмет изображения, […]...
- А. С. Пушкин. Барышня-крестьянка. Найдите важнейшие элементы композиции: завязку и кульминацию Создайте сравнительную характеристику двух помещиков-соседей: Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского. Попробуйте ее использовать для объяснения причины их плохих отношений. У Ивана Петровича Берестова и Григория Ивановича Муромского, казалось, было много общего: оба – русские помещики, вдовцы, постоянные жители деревенских усадеб. Один вырастил сына, другой – дочь, заботясь об их судьбах. Хлебосольны, особенно Иван […]...
- Анализ особенностей построения сюжета Анализ особенностей построения сюжета В главе “Сюжет” мы достаточно подробно останавливались на разных методиках сюжетного анализа. Нет смысла повторяться. Однако стоит акцентировать внимание на том, что Композиция сюжета – это не просто вычленение элементов, схем или анализ сюжетно-фабульных несовпадений. Принципиально понять связь и неслучайность сюжетных линий. А это задача совершенно другого уровня сложности. Важно за […]...
- Авторские отступления и Вставные эпизоды Определение Помимо сюжетных эпизодов композиция включает в себя также внесюжетные элементы. К главным из них относятся авторские отступления и вставные эпизоды. В авторских (иначе – лирических) отступлениях автор высказывает свои мысли и чувства по поводу самых разных явлений жизни, часто даже не имеющих никакой связи с событиями сюжета. Так, в “Евгении Онегине” автор, отвлекаясь от сюжета, […]...
- Что такое СЮЖЕТ СЮЖЕТ – система, последовательность событий и действий в эпическом, драматическом или лиро-эпическом произведении. Движение сюжета определяется конфликтом и происходит, как правило, через взаимодействие персонажей. Основные элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. В произведении может быть одна или несколько сюжетных линий: так, в рассказе Чехова “Ионыч” сюжетная линия одна, связанная с нравственной деградацией, доктора […]...
- Эпиграф Определение Эпиграф (греч. epigrafe – надпись, заглавие) – обычно цитата из художественного произведения другого автора или фольклора, канонизированных религиозных текстов (Евангелия и т.д.), выражающая основную мысль произведения или вводящая читателя в эмоциональную атмосферу произведения. Эпиграф может предшествовать как всему произведению в целом (следует после заглавия), так и отдельным главам. Так, эпиграфом к повести “Капитанская дочка” служит […]...
- Споры о заимствовании сюжета комедии Гоголя “Ревизор” Никто не говорит о заимствовании Гоголя у Вельтмана, а между тем обстановка во время ожидания генерал-губернатора чрезвычайно напоминает ту, которая описана Гоголем в начале комедии. В. Гиппиус писал: “Внутренняя пустота Хлестакова и пассивность его – те именно качества, которые обеспечивают должную критическую оценку “путаницы”: будь он сознательный плут, каким изображен Пустолобов в “Приезжем из столицы” […]...
- Трагикомедия определение Трагикомедия – драматический жанр, совмещающий свойства комедии и трагедии. Для произведений, созданных в данном жанре, характерна очень сложная, тонкая взаимосвязь трагического и комического: все события подразумевают множество интерпретаций, серьезные эпизоды сочетаются со смешными, возвышенные характеры оттеняются комическими персонажами. Комизм здесь не несет в себе обличительной функции, он призван представить ситуацию в новом, непривычном для зрителя […]...
- Трагедия определение Трагедия (греч. tragodia, буквально – козлиная песнь, от tragos – козел и ode – песнь) – драматический жанр, противоположный комедии, в основе трагедии лежит острый и неразрешимый конфликт, заканчивающийся гибелью героя. В трагедии особенно важной считалась трагическая эмоция, сочетание глубокой печали и высокого восторга, элемент зрительского сопереживания, процесс душевного очищения через страдание (катарсис). Жанр возник […]...
- Драма определение Драма (греч. drama, буквально – действие) – один из трех родов литературы, выделяемый наряду с эпосом и лирикой. Драма – род искусства, связанный как с литературой, так и с театром. Характерные свойства драмы: сюжетность, драматическая напряженность действия, обусловленная обычно прямым противоборством героев, членение действия на сценические эпизоды, единство внешнего действия (Аристотель), концентрация внимания на замкнутых […]...
- Что такое Новелла? Определение Новелла (от итал. novella – новость) – малый повествовательный жанр, произведение небольшого объема, рассказ с остро развивающимся сюжетом. В центре внимания автора новеллы – “неслыханное происшествие” (Гете). Для новеллы характерно противопоставление ситуаций, острый драматический конфликт, композиционная четкость, предельная концентрация на ядре сюжета – одном необыкновенном событии, неожиданная развязка. По замечанию Э.Я. Фесенко, “новелла в отличие […]...
- Определение Памфлет Памфлет (англ. pamphlet, от Pamphilius – имя героя популярной в свое время комедии XII в. – “Pamhilius seu de атоге”) – стихотворение обличительного характера, направленное против какой-либо политической, философской или эстетической системы или конкретных известных личностей. Первые образцы произведений данного жанра, по мнению исследователей, были созданы еще Эзопом. Основные жанровые свойства памфлета: тенденциозность, расчет автора […]...
- Каковы элементы теории Сиднея, которые могли способствовать обогащению эстетики Шекспира? Сидней горячо доказывает необходимость и важность призвания поэта, которого он ставит выше всех ученых, называя его “монархом”, указывающим путь людям и. Важно, что Сидней относит к поэзии не только стихотворные памятники, но и произведения, написанные прозой, если в них ощутимо стремление автора создать обобщенные образы в сочетании с назиданием: “Не рифма и стих делают поэта, […]...
- Сказочные элементы в поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” 1. Волшебная сказка или поэма? 2. Приметы сказки в поэме. 3. Значение финала. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма! А. С. Пушкин “Руслан и Людмила” – это первая поэма А. С. Пушкина, ее замысел родился еще в лицее. Он хотел создать богатырскую сказочную поэму, вдохновленный русскими фольклорными сказками и переводами Вольтера и Л. […]...
- ЭЛЕМЕНТЫ САТИРЫ В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ “РЕВИЗОР” Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой. Н. А. Некрасов В 30-х годах XIX века Россия после не- давнего поражения декабристов переживала тяжелую пору николаевской реакции. Луч- шие представители молодежи того времени подверглись гонениям. В России царили все- общее взяточничество, мошенничество и про- извол. Комедия Гоголя “Ревизор” сразу […]...
- Сюжет произведения Сюжет произведения 1. Развитие событий в художественном произведении. Выделяют такие основные элементы сюжета: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. 2. Система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым явлениям действительности. Большие художественные произведения отличаются многосюжетностью. Элементы сюжета – экспозиция, завязка и т. д. – встречаются далеко не всегда и не […]...
- Водевиль определение Водевиль (франц. vaudeville – от Vau de Vire – название долины в Нормандии, ставшей родиной водевиля) – легкая комедийная пьеса с занимательной интригой. Основные жанровые черты водевиля: в основе сюжета какая-либо бытовая ситуация, стремительный ритм, легкие, остроумные диалоги, персонажи – яркие и выразительные характеры, наличие шуток, каламбуров, обрамление действия музыкой, песнями и танцами. Сначала водевилем […]...
- Кульминация по пьесе Гроза (Островский А. Н.) Кульминация (от лат. “culmen”-вершина, высшая точка) – это точка наивысшего напряжения, подъема, развития действия. В пьесе Островского “Гроза” таким действием является конфликт Катерины против старого Калиновского уклада жизни, а также любовная линия сюжета, внутренняя борьба чувства долга к Тихону и искренней любви к Борису. В шестом явлении четвертого действия сцена покаяния главной героини становится точкой […]...
- Особенности конфликта комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Пьеса А. С. Грибоедова “Горе от ума” – произведение во многом новаторское, необычное для своего времени, своеобразное. Главная особенность комедии – взаимодействие двух сюжетообразующих конфликтов: любовного конфликта, основными участниками которого являются Чацкий и София, и конфликта общественно-идеологического, в котором Чацкий сталкивается с консерваторами, собравшимися в доме Фамусова. С точки зрения проблематики на первом плане в […]...
- Какую роль играет сцена c Городничем в развитии сюжета пьесы? (Ревизор) Текст по комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” Какую роль играет приведенная сцена в развитии сюжета пьесы? (Городничий пришел в гостиницу приглашать мнимого ревизора в свой собственный дом.) Данная сцена “завязывает” действие и определяет развитие основного сюжета пьесы. Приехавший из Петербурга чиновник Хлестаков, “тряпка”, “фитюлька”, по определению городничего, очень преуспел, обманывая солидных местных чиновников, которые сами являлись […]...
- Пересказ сюжета пьесы Фонвизина “Недоросль” Прежняя пьеса Фонвизина была первой комедией о русских нравах и, по словам Н. И. Панина, необычайно понравилось императрице Екатерине II. То ли будет с “Недорослем”? Ведь в “Недоросле”, по справедливому замечанию первого биографа Фонвизина, П. А. Вяземского, автор “Уже не шумит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если и смешит […]...
- Чацкий не только умен, но и положительно умен ” Чацкий совсем не умный человек – но Грибоедов очень умен… Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными…” (А. С. Пушкин ). “Молодой Чацкий похож на Стародума… В этом главный порок автора, что посреди глупцов разного свойства вывел он одного […]...
- Аллегорически-моральное содержание сюжета драмы “Визит старой дамы” В эссе “Проблемы театра” Фридрих Дюрренматт утверждал, что наиболее удачной формой для освещения конфликтов современности является трагикомедия. Гротескные преувеличения, балаганные шутки и неожиданные парадоксы присущие трагикомедии, позволяют, по его мнению, изобразить не только настоящую природу мира и человека, но и показать механизмы несправедливости. “Гротеск – одна из широких возможностей быть точным,” – говорил он. Итак, […]...
- Композиция Определение С понятием сюжета произведения тесно связано понятие его композиции. Композиция – это последовательность в расположении отдельных частей и элементов произведения, порядок, в котором они следуют друг за другом. Прежде всего, по-разному могут быть расположены события самого сюжета. Сюжет может излагаться в прямой хронологической последовательности (“Ионыч” А.П. Чехова); в нем могут быть отступления в прошлое (предыстория […]...
- Комедия определение Комедия (от греч. komos, ode – песнь, праздник в честь Диониса) – драматический жанр, в котором характеры, действия, ситуации проникнуты комическим, представлены в смешных формах. Длительное время (вплоть до эпохи классицизма) комедия считалась “низким” жанром. Жанровые черты комедии: наличие эффекта неожиданности, наличие комедийного противоречия, противостояния (безобразного – прекрасному, ничтожного – возвышенному, ложного – истинному и […]...
- Элементы сатирического, или просветительского, реализма В русской литературе XVIII века можно выделить еще одно, третье направление. Оно обличало крепостничество средствами бытовой, реалистической сатиры и боролось с классицизмом и сентиментализмом. К этому направлению по традиции относят Новикова, Крылова, Фонвизина и с оговорками, Радищева. Квалификация этой группы писателей как направления встречает определенные трудности. Это направление не однотипно по сравнению с двумя предыдущими. […]...
- Сочинение на тему: “Общественный и личный конфликты в “Горе от ума” Своеобразие конфликта в комедии состоит в том, что в произведении взаимодействуют два плана – любовный и социальный. Это придает конфликту двойственность. И. А. Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал: “Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, домашняя между Чацким и Софьей, Молчалиным и Лизой… это интрига любовная, вседневный мотив всех […]...
- Определение понятия “Драма” ДРАМА (драматургия) – один из трех основных родов литературы, возникший для постановки его произведений в театре. Во многих отношениях это самый условный род. Авторская речь играет здесь в основном вспомогательную роль (заглавие пьесы, так называемая “афиша” – список действующих лиц, иногда с кратчайшими характеристиками и обозначением каких-то их отношений для введения зрителя в курс дела, […]...
- Гоголь, Мертвые души. Какие элементы композиции поэмы вы можете назвать уже после чтения первой главы? Какие элементы композиции поэмы вы можете назвать уже после чтения первой главы? Уже в первой главе мы находим два элемента композиции – экспозицию и завязку. Экспозицию представляет описание города, знакомство с губернскими чиновниками, некоторыми окрестными помещиками, конечно, знакомство читателя с самим Чичиковым. Знакомство Чичикова с помещиками и согласие нанести им визиты – это уже начало […]...
- Что такое Сатира, юмор, гротеск Определение Сатира, юмор, гротеск Выражая идею произведения, автор зачастую использует средства комического – сатиру и юмор. Сатира – это беспощадное обличение, для которого приемлемы нескрываемая враждебность, оскорбительные слова, заостренность оценок. Другой вид комического – юмор, или веселый смех. Например, в рассказе А. П. Чехова “Хамелеон” одна смешная подробность следует за другой: собаку, которая укусила прохожего, то […]...
- Фабула: определение (О литературе) Фабула (отлат. fabula – история, рассказ) – причинно-временное, последовательное изложение событий, описанных в художественном тексте так, “как если бы они происходили в жизни”. Хронологическая последовательность при этом очень важна, поскольку она транслирует в художественный текст, с одной стороны, и в воспринимающее читательское сознание, с другой стороны, жизненную логику, причинно-следственную связь событий или обстоятельств, их взаимообусловленность. […]...