ЭЛЕМЕНТЫ САТИРЫ В СКАЗКАХ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

Сказка – ложь, да в ней намек…
А. С, Пушкин
В сказках Салтыкова-Щедрина отобра-
жены основные социальные, политические,
идеологические и моральные проблемы, ко-
торыми характеризовалась русская жизнь
второй половины XIX века. В сказках пока-
заны все основные классы общества – дво-
рянство, буржуазия, интеллигенция, трудо-
вой народ.
Сатира, бичующая правительственные
верхи самодержавия, наиболее остро выде-
ляется в трех сказках: “Медведь на воевод-
стве”, “Орел-меценат” и “Богатырь”.

/> В сказке “Медведь на воеводстве” Салты-
ков-Щедрин рисует трех Топтыгиных. Они по
очереди заступают на место воеводы. Первый
Топтыгин съел чижика, второй задрал у му-
жика лошадь, корову, свинью, а третий вооб-
ще “жаждал кровопролитья”. Всех их постиг-
ла одна участь: мужики расправились с ними
после того, как их терпение кончилось. В этой
сказке Салтыков-Щедрин призывает на борь-
бу против самодержавия.
В сказке “Орел-меценат” Орел выступа-
ет в роли чиновника-просветителя, который
при своем дворе завел искусства и науки.
Но роль мецената ему скоро
наскучила: он
загубил соловья-поэта, заточил в дупло уче-
ного дятла и разогнал ворон. Автор делает
вывод, что наука, просвещение, искусство
должны быть только свободными, независи-
мыми от разного рода орлов-меценатов.
В сказке “Богатырь” автор показывает в
образе Богатыря самодержавие, которое спит
и не способно помочь людям. Люди страдают
от войн и нашествий. Суть царизма раскры-
вается в словах “супостатов”: “А ведь Бога-
тырь-то гнилой”.
Салтыков-Щедрин осуждает бездействие
народа, его пассивность и долготерпение. На-
род так привык к рабской покорности, что
даже не задумывается над своим бедствен-
ным положением, кормит и поит бесчислен-
ных дармоедов и позволяет себя же за это
наказывать. Это наглядно отражено в сказке
“Повесть о том, как мужик двух генералов
прокормил”. Два генерала, прослужившие
всю жизнь в какой-то регистратуре, которую
позже упразднили “за ненадобностью”, по-
пали на необитаемый остров. Они никогда
ничего не делали и теперь полагают, что
“булки в том самом виде родятся, как нам их
утром к кофею подают”. Не окажись под де-
ревом мужика, генералы съели бы друг дру-
га от голода. “Громадный мужчина” для на-
чала накормил голодных генералов. Нарвал
яблок и дал им по десятку, себе взял одно –
кислое. Накопал из земли картофеля, разжег
огонь, наловил рыбы. А дальше поистине чу-
деса стал творить: силок для рябчиков из
собственных волос свил, веревку сделал, что-
бы было чем генералам его к дереву привя-
зывать и даже суп в пригоршнях готовить
наловчился. Сытые и довольные генералы
размышляют: “Вот как хорошо быть генера-
лами – нигде не пропадешь!” По возвраще-
нии в Петербург генералы “денег загребли”,
а мужику выслали “рюмку водки, да пятак
серебра: веселись, мужичина!” В этой сказке
автор показывает долготерпение народа и его
результат: сытые помещики и никакой бла-
годарности мужику.
О том, что может случиться, если мужи-
ка под рукой не окажется, говорится в сказ-
ке “Дикий помещик”. Жил помещик “глу-
пый, читал газету “Весть” и тело имел мяг-
кое, белое и рассыпчатое”. Действие проис-
ходит после отмены крепостного права, по-
этому крестьяне “освобожденные”. Правда,
от этого им живется ничем не лучше: “куда
ни глянут – все нельзя, да не позволено,
да не ваше”. Помещик боится, что мужики
у него все проедят и мечтает от них избавит-
ся: “одно только сердцу моему непереносно:
очень уж много развелось в нашем царстве
мужиков”. Мужикам тоже житья от помещи-
ка нет, и они Бога молят: “Господи! легче нам
пропасть и с детьми малыми, нежели всю
жизнь так маяться!” Бог услышал молитву,
и “не стало мужика на всем пространстве
владений глупого помещика”. А что же поме-
щик? Его теперь не узнать: оброс волосами,
отрастил длинные ногти, ходит на четверень-
ках и на – всех рычит – одичал.
Салтыков-Щедрин пишет иносказатель-
но, то есть использует “эзопов язык”. Каж-
дая сказка Салтыкова-Щедрина имеет свой
подтекст. Например, в сказке о верном Тре-
зоре купец Воротилов, чтобы проверить бди-
тельность пса, наряжается вором. Свое бо-
гатство купец нажил именно воровством
и обманом. Поэтому автор замечает: “Удиви-
тельно, как к нему этот костюм шел”.
В сказках наряду с людьми действуют
звери, птицы, рыбы. Всех их автор ставит
в необычные условия и приписывает им те
действия, которые они не могут совершать на
самом деле. В сказках удивительным обра-
зом переплелись фольклор, иносказание, чу-
деса и действительность, что придает им са-
тирическую окраску. Пескарь Салтыкова-
Щедрина может разговаривать и даже где-то
служит, вот только “жалованья не получает
и слуги не держит”. Карась не только умеет
говорить, но и выступает в роли проповедни-
ка, вяленая вобла даже философствует: “ти-
ше едешь, дальше будешь; маленькая рыбка
лучше, чем большой таракан… Уши выше лба
не растут”. В сказках много преувеличений,
гротеска. Это тоже придает им сатирическую
окраску и комичность. Дикий помещик стал
похож на зверя, одичал, мужик готовит суп
в пригоршне, генералы не знают, откуда по-
являются булки.
Почти во всех сказках употребляются
фольклорные элементы и традиционные за-
чины. Так, в сказке “Дикий помещик” при-
сутствуют сказочный зачин: “в некотором
царстве, в некотором государстве жил-был
помещик…” и реальность: “он читал газету
“Весть”. В сказке “Богатырь” сам Богатырь
и баба-яга являются сказочными персонажа-
ми: “В некотором царстве Богатырь родился.
Баба-яга его родила, вспоила, вскормила
и выхолила”. В сказках много присказок: “ни
пером описать, ни в сказке сказать”, “по щу-
чьему велению”, “долго ли коротко”, есть та-
кие сказочные персонажи, как царь Горох,
Иванушка-дурачок, устойчивые словосочета-
ния: “путем-дорогою”, “судили-рядили”.
Рисуя хищных животных и птиц, Салты-
ков-Щедрин часто наделяет их такими не-
свойственными им чертами, как мягкость и
способность прощать, что усиливает комиче-
ский эффект. Например, в сказке “Самоот-
верженный заяц” Волк обещал помиловать
зайца, другой волк однажды отпустил ягнен-
ка (“Бедный волк”), Орел простил мышь
(“Орел-меценат”). Медведь из сказки “Бед-
ный волк” тоже урезонивает волка: “да ты
бы хоть полегче, что ли”, а тот оправдывается:
“Я и то… сколько могу, облегчаю… прямо за
горло хватаю – шабаш!”
Салтыков-Щедрин высмеивал в своих
сказках социально-политический строй цар-
ской России, изобличал типы и нравы, мо-
раль и политику всего общества. Время, в ко-
торое жил и писал сатирик, для нас стало ис-
торией, но его сказки живы по сей день.
Герои его сказок живут рядом с нами: “само-
отверженные зайцы”, “вяленые воблы”, “ка-
раси-идеалисты”. Потому что “всякому зве-
рю свое житье: льву – львиное, лисе – ли-
сье, зайцу – заячье”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

ЭЛЕМЕНТЫ САТИРЫ В СКАЗКАХ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА