Элементы реализма в творчестве Лермонтова

Литературный процесс находится в движении, в постоянных изменениях. В нем отмирают какие-то устаревшие моменты и зарождаются новые, предвещающие иные тенденции. Всегда при этом возникают смежные, промежуточные явления, отражающие эти новые веяния, которые не следует путать с господствующим направлением, выражающим дух времени, стиль и эстетические представления эпохи.

В 20-е годы XIX века в русской поэзии господствовал романтизм. “Кавказский пленник”, “Цыганы”, “Братья разбойники”, “Бахчисарайский фонтан” Пушкина

были классическими образцами романтической поэмы. Это не мешает при желании обнаружить в них отчетливо выраженные элементы зарождающегося пушкинского реализма. Однако было бы нелепо на этом основании “Цыганы” или “Бахчисарайский фонтан” называть реалистическими произведениями.

Наличие элементов реализма в романе “Герой нашего времени”, как и в творчестве Лермонтова в целом, отрицать невозможно. В этом плане много нового и ценного вносит книга Б. Т. Удодова в дополнение к тому, что было сделано его предшественниками по выявлению конкретных связей творчества поэта с реальной действительностью,

исторической эпохой.

Элементы реализма в творчестве Лермонтова отражают общую картину движения художественной мысли, процесс ее обогащения жизненными впечатлениями, опытом собственного творчества и опытом литературы. Они свидетельствуют о поисках, которые шли в разных направлениях. Рядом с “Бородино” создаются ультраромантические лирические шедевры, рядом с “Тамбовской казначейшей” – “Мцыри”, высочайший образец романтической поэмы, рядом с “Кавказцем” – романтический “Штосе”.

Реалистические тенденции в недрах романтизма то усиливаются, то угасают, но, главное, не находят последовательного развития, оставаясь лишь элементами, тенденцией.

Присутствие в романе Лермонтова всего того, что можно назвать чертами или свойствами реализма, не дает основания видеть в “Герое нашего времени” “синтез двух методов”. “Реалистические” картины повседневной жизни горцев, русских воинов, “водяного” общества, “реалистический” пейзаж, естественная разговорная интонация, элементы бытовой лексики и фразеологии, непринужденный живой диалог в языке персонажей романа отнюдь не противопоказаны романтизму, если под романтизмом иметь в виду развивающуюся эстетику. “Герой нашего времени” отражает процесс обогащения и усовершенствования единой романтической системы. Все реалистические частности, их место и значение в композиции романа можно понять лишь в функциональной взаимозависимости всех компонентов произведения. Все, решительно все до мельчайших подробностей растворяется в едином поэтическом созерцании действительности.

Разнородный материал жизненных наблюдений и характер лермонтовского психологизма требовали соответствующих переходов от созерцания к раздумью, от грустной шутки к едкой иронии, требовали соответствующей емкой и гибкой системы выразительных средств, чем и объясняется сплав в романе различных стилистических пластов.

Румынский литературовед Михай Новиков, называя Лермонтова “виднейшим представителем европейского романтизма”, касается и вопроса о стилистической природе романа “Герой нашего времени”. “Некоторые элементы критического реализма, – пишет он, – не только не отрицают романтического характера этого произведения, но, наоборот,

Объясняются именно доведением до высшей точки всех завоеваний романтизма”.

К правильной постановке проблемы романтизма Лермонтова наиболее близко подошел когда-то А. Н. Соколов. В 1946 году он писал: “Немного найдется других поэтов, у кого романтический метод творчества был бы выражен с такой последовательностью и отчетливостью, с такой “чистотой”, как в ряде произведений Лермонтова… Лермонтов сохраняет верность романтическому знамени и в период работы… над психологическим романом”.

Выдающийся исследователь русского романтизма понимал, что Лермонтов не мог враждебно относиться к романтизму, бороться с романтизмом, “преодолевать” его уже потому, что его романтизм не был приобретением извне, со стороны, что бывает нередко. Он был романтиком по природе, и романтизм составлял сущность его личности.

В основе романтизма Лермонтова лежит не отвлеченная созерцательность (нужно различать типы романтизма), не красивая поза, не игра в сильные страсти или в “мировую скорбь”. Лермонтов, борясь с уродливыми проявлениями мнимого, ложного романтизма, до конца своей жизни остался верен романтизму истинному.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Элементы реализма в творчестве Лермонтова