Экзамен на профессионализм
Принятие стандарта литературного образования и утверждение формы выпускного экзамена определят судьбу литературы в школе. Разрабатывая эти документы, необходимо осмыслить противоречия, сложившиеся в практике преподавания литературы, и найти пути их разрешения. Назовем самые острые из этих противоречий.
1. Количество художественных произведений, подлежащих “усвоению” в старших классах, многократно превышает “пропускную способность” художественного сознания человека.
Объем учебного материала должен определяться и
В результате школьники вынужденно снижают непосильную нагрузку по случайным параметрам, часто отбрасывая то, что составляет основу курса. Эмоционально-ценнностное постижение художественных текстов подменяется при
Читательская культура складывается, с одной стороны, из культуры восприятия литературных шедевров, произведений разных жанров, направлений, типов условности, с другой – из достаточно широкой информированности об отечественной и зарубежной литературе в историко-культурном контексте, сформированности читательских интересов и потребностей.
Чтобы обеспечить то и другое при дефиците времени и ограниченных возможностях школьников, необходим новый подход к построению курса на историко-литературной основе. Новое, как известно, это хорошо забытое старое. Еще на Первом съезде словесников С. А. Венгеров заявил: “В самом изучении русской литературы… нужно установить две части, весьма мало похожие друг на друга и по материалу, и по приемам, и по воспитательному значению”
- Устный экзамен по литературе: основные положения Билеты устного экзамена по литературе состоят из двух вопросов по литературе и предложения для разбора по русскому языку. Темы первых вопросов билета даются по русской литературе от “Слова о полку Игореве” до творчества А. П. Чехова. Вторые вопросы билетов включают материал литературы XX века. Кроме того объема знаний, который необходим для сдачи письменного экзамена по […]...
- Какой экзамен нам нужен? Мы хотим сохранить обязательный выпускной экзамен по литературе, чтобы поддержать статус предмета, ощущение его значимости на протяжении всех школьных лет и особенно для одиннадцатиклассников, которые заняты осуществлением ближайших жизненных планов и при всем возможном уважении к предмету и учителю оказываются не в силах уделять литературе должное внимание, если ее не сдавать, а русский и математику […]...
- Единый государственный экзамен. “Белая книга” В конце февраля, когда я писал эту рецензию, в новостях прошли сообщения, что в Конституционный суд России поступило несколько исковых заявлений от родителей школьников о незаконности проведения ЕГЭ в нашей стране, во всяком случае в этом году. Подумалось: ну слава Богу! Наконец-то! Проснулся, может быть, и не таких уж богатырских сил исполненный, но все-таки… Народ […]...
- Зачем нам нужен экзамен? В период подготовки к форуму словесников, прошедшему в начале ноября в Москве, стало ясно, насколько же остра проблема выпускного экзамена по литературе. Нашу редакцию захлестнули письма в защиту той или иной формы экзамена, рецензии на новую версию ЕГЭ, призывы сохранить обязательный статус экзамена. Мы не только публикуем – в частности, в этом номере – часть […]...
- Рекомендации для родителей будущих первоклассников по повышению усвоению знаний в школе Рекомендации педагога – психолога для родителей будущих первоклассников по повышению усвоению знаний в школе Цель: повысить подготовку к школе будущих первоклассников. Задачи: 1. Повысить уровень восприятия учебного материала. 2. Повысить уровень осмысления учебного материала. 3. Повысить уровень запоминания учебного материала. 4. Улучшить мелкую моторику рук. Рекомендации предназначены длядополнительной работы родителей детьми. Усвоение знаний – познавательная […]...
- Синхронизированный курс “История – Литература – Мировая художественная культура” (5-11-й классы) 1. Актуальность и новизна темы Сегодня перед школой поставлена вполне конкретная задача: воспитание и формирование активной, творческой, созидательной, социально адаптированной личности. Одним из возможных путей решения этой задачи может стать целенаправленная работа по формированию Целостной картины восприятия мирового историко-культурного процесса. Этого можно добиться за счет Интеграции предметов гуманитарного цикла. Интеграция гуманитарных дисциплин – наиболее часто […]...
- “Экзамен”, анализ рассказа Шукшина Жанровые особенности Рассказ Шукшина “Экзамен” написан в форме диалога, через который раскрываются характеры обоих героев. По классификации Шукшина это “рассказ-характер” с элементами “рассказа-исповеди”, только исповедуется профессор, а студент к откровениям не склонен. Проблематика В рассказе основная проблема смысла жизни. Профессор знает жизнь по литературным источникам, а парень-студент изведал все ее тяготы, и оба недовольны результатом. […]...
- УСТНЫЙ ЭКЗАМЕН: реферат и ответ по билетам Защита реферата Одной из форм устной итоговой аттестации по литературе учащихся 11-х классов является реферат. Цель данного вида аттестационной работы – проверка умения осмыслять исходный текст, ориентироваться в литературе, выбирать из нее необходимую информацию и на основе этого создавать собственный новый текст как литературно-критического, так и литературоведческого характера. Реферат по литературе должен быть создан на […]...
- Бунин, Жизнь Арсеньева. Опишите приемный экзамен в гимназию Бунин, Жизнь Арсеньева. Опишите приемный экзамен в гимназию Когда, по утверждению рассказчика – Алексея Арсеньева, он вступил в “сознательную жизнь”? Алексей “незаметно” вступил в сознательную жизнь и ощутил это внезапно, случайно заглянув в трюмо и увидев в нем с удивлением и даже некоторым страхом довольно высокого, худощавого, стройного мальчика в коричневой косоворотке. Он много раз […]...
- Уроки Модеста Людвиговича Гофмана (1887-1959) В жизни русской филологии Гофман сыграл свою очевидную и важную роль. Друг Блока, Ремизова, Вяч. Иванова, Городецкого, автор известной в начале века “Книги о русских поэтах последнего десятилетия” (1907), он и сам был поэтом. В 1907 году Гофман выпустил поэтический сборник под названием “Кольцо. Тихие песни скорби”, а в 1910-м – “Гимны и оды”. Именно […]...
- Сочинение: ЭКЗАМЕН В ОКЕАНЕ Молодая американская летчица Хейди Энн Порч, получив разрешение на взлет, на своем одномоторном легком самолете взяла курс на Новую Зеландию. Это был десятый перелет Хейди через Тихий океан. Хейди слушала музыку, радовалась полету. Она не жалела, что стала летать, и верила в успех. Скорее бы посадка! Прилет всегда обещал ей что-то новое, приятное. Она взглянула […]...
- Сочинение на тему: Экзамен на зрелость свободного И САМОСТОЯТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ Перед вами по-своему уникальная книга. В ней под одной обложкой собраны и представлены образцы сочинений на свободную тему. Поэтому книга окажется незаменимым помощником для тех, кто принял решение непременно покорить вершину высшего образования. Однако не следует думать, что наша книга является всего лишь обычной “шпаргалкой”. Любой письменный экзамен всегда следует воспринимать как серьезную работу, если […]...
- ПИСЬМЕННЫЙ ЭКЗАМЕН: сочинение и изложение Завершаем публикацию демонстрационных версий письменных и устных экзаменов 2007 года, разработанных коллективом под руководством А. И. Княжицкого (начало см. в № 4). Напомним, что школьники Москвы будут сдавать в этом году литературу именно в предложенной конфигурации. Тексты изложений для проведения московского регионального письменного экзамена по литературе за курс средней (полной) школы в 2006/2007 учебном году […]...
- Краткое содержание рассказа “Экзамен” Шукшина В. М “Студент – рослый парняга с простым хорошим лицом” опаздывает на экзамен по русской литературе. Профессор сердится, но одергивает себя: парень опоздал потому, что на работе выполнял срочный заказ. Студент берет билет, готовится, начинает отвечать на вопрос по “Слову о полку Игореве”. Профессор очень быстро понимает, что студент произведение не читал, а знаком в лучшем случае […]...
- Сочинение на тему: Экзамен Митрофана в комедии Недоросль, Фонвизин Экзамен Митрофана В своем произведении “Недоросль” Д. И. Фонвизин затронул актуальную во все времена тему образования и воспитания подрастающей молодежи. Митрофан – центральный персонаж пьесы и сын госпожи Простаковой, которая считает, что незачем загружать голову излишними знаниями. Достаточно только обязательного минимума. Однако Митрофан в свои шестнадцать лет не умеет складывать даже простые числа или прочитать […]...
- Каким я представляю героя пьесы “Недоросль” по предложенной сцене экзамен. ? Митрофан Простаков, сын небогатой помещицы, шестнадцати годов отроду, предстает перед нами в этой сцене как существо ленивое и невежественное. Сколько ни бьются с ним учителя, он дальше названия науки и некоторых терминов из нее не выучил. Так, из грамматики он знает только названия частей речи: ” существительна да прилагательна”. Про науку историю он рассуждает фразами […]...
- Тематическое планирование по алгебре 8 класс (Макарычев Ю. Н.) Тематическое планирование учебного материала по алгебре, 8 класс, Учебник Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, под редакцией С. А. Теляковского 3 часа в неделю, всего – 102 ч < table width=733 cell; border-; border-; border-; > № п/п № параграфа Содержание учебного материала Примерные сроки изучения Глава I. Рациональные дроби и их свойства (22 урока) […]...
- Методические материалы. Краткое изложение текста А. С. Пушкин “И. И. Пущину”. Светлое чувство дружбы – помощь в суровых испытаниях (мультимедийный урок по литературе, 6-й класс) А. С. Пушкин. “Капитанская дочка”, глава “Вожатый”. 9-й класс Викторина об отечественной литературе №1 Викторина об отечественной литературе №2 Еремина О. А. Уроки литературы в 6 классе. Книга для учителя Интегрированный урок по литературе “Слово […]...
- Помогите написать сочинение на завтрашний экзамен по литературе тема такая жизненные искания пьера безухова война и мир Пьер Безухов был внебрачным сыном одного из богатейших людей в России. В обществе его воспринимали как чудака, все смеялись над его убеждениями, стремлениями и высказываниями. Никто не считался с его мнением и не воспринимал его всерьез. Но когда Пьер получил огромное наследство, то перед ним начали все заискивать, он стал желанным женихом для многих светских […]...
- Дифференциация обучения на уроках литературы Концепция курса Сегодня перед учителем литературы стоят сложные задачи. Как помочь читателю-школьнику осознать необходимость литературного образования? Как научить литературе каждого ученика, чтобы приобретенные знания и умения стали для него личностно значимыми? Как определить уровень и динамику литературной подготовки разных учащихся? Как научить понимать произведения разных родов и жанров в той мере, которую могут обеспечить возможности, […]...
- Направление литературного образования Программа школьного предмета литературы строится на основе сочетания искусства слова с литературоведческой наукой, призванной раскрывать его закономерности, родниковые истоки и богатства. В центре программы для каждого класса, с четвертого (пятого) по одиннадцатый включительно, а пропедевтика – с первого, как и с дошкольных заведений, – содержатся подобранные в соответствии с вековыми, психологическими возможностями детей выдающиеся по […]...
- Понятие теории литературы в программе обучения При необходимости, предопределенной изучением основного материала, и в меру нагромождения конкретных наблюдений, понятий, фактов, программа обязывает формировать знание из теории литературы. Они нужны как непременное условие более глубокого понимания и восприятия художественного произведения или литературного явления, более полного обеспечения, идейно эстетичного воспитание учеников. В процессе изучения творчества писателей и характеристики этапов развития литературы программа определяет […]...
- Программа элективного курса по географии: “География человеческой деятельности” 9 класс. 0,25 часа в неделю (8 часов) Пояснительная записка. Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса посвящен одной из важных тем географии – экономика, культура и политика человеческого общества. Главной целью курса является формирование систематизированного, целостного представления о закономерностях размещения хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических законов на крайне неоднородной в природном […]...
- РЕЦЕНЗИЯ на программу курса выразительного чтения “Звонкие голоса” РЕЦЕНЗИЯ На программу курса выразительного чтения “Звонкие голоса” Составитель: преподаватель МОУ “СОШ № 14” Сурина Т. Б. Предоставленная программа спецкурса “Звонкие голоса” разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и методического пособия программы “Риторика” (для четырехлетней начальной школы), автор Т. А. Ладыженская, профессор, кандидат педагогических наук, утвержденной Министерством образования РФ. В пояснительной записке […]...
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 9 КЛАСС (102ч) Учитель БЕЗБОГОВА Л. Н Изучение литературы в 9 классе призвано обеспечить: Приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, формирование их представлений о литературе как об одном из важнейших достижений культуры; Формирование гуманистического мировоззрения учащихся; Развитие у учащихся способностей эстетического восприятия и оценки произведений литературы, а также отраженных в них явлений жизни; Воспитание высоких нравственных качеств личности, патриотических […]...
- Николай Вороной. Мотивы лирики. Поэма “Евшан-зелье”. Урок с использованием ИКТ Цель: ознакомить учеников с ярким талантом и трагической Жизнью поэта; развивать навыки выразительного чтения лирических произведений, умение высказывать свои мысли по поводу прочитанного; воспитывать у учеников любовь к Украине, к ее культурным достояниям. Тип урока: комбинированный; с применением элементов критического мышления. Форма проведения: урок по украинской литературе в 6 классе с использованием ИКТ. Оборудование: портрет […]...
- Г. В. Пранцова. Рождественская проза в русской литературе XIX – XX веков Разработка нового образовательного стандарта ставит очень серьезные задачи не только перед школой, но и перед методической наукой. И касаются они в том числе и создания нового научно-методического обеспечения учебного процесса. Недавно вышедшее из печати пособие популярного методиста, профессора Галины Васильевны Пранцовой “Рождественская проза в русской литературе: элективный курс для 10−11-х классов” – существенный шаг в […]...
- Программа Музыка 1 – 8 классы под ред. Ю. Б. Алиева Программа “Музыка” под редакцией Ю. Б. Алиева предусматривает начало знакомства детей с музыкой импрессионистов уже во 2-м классе. В контексте темы года “Выразительные возможности музыки” во II-ой четверти (тема “Музыка выразительная”) автор предлагает в качестве материала для слушания фортепианную миниатюру К. Дебюсси “Лунный свет” из “Бергамасской сюиты”, а в III-й четверти (тема “Кто исполняет музыку”) […]...
- Урок физики на тему “Принцип Гюйгенса. Отражение волн” Автор Никулина Оксана Ивановна. Место работы МОУ “Галенковская средняя общеобразовательная школа Октябрьского района” Должность учитель физики Цели урока . Обучающая: Углубить и систематизировать знания учащихся об особенностях распространения света на границе раздела двух сред, ввести понятия: передовой фронт волны, фронт механической волны, луч, мнимое изображение. Сформулировать принцип Гюйгенса. Дать учащимся закон отражения волн на количественном […]...
- Сочинение на тему Литература родного края – Программа для средней общеобразовательной школы: 5-11 классы -26 Литература родного края – один из разделов учебной программы, которая изучается на уроках литературы. Объектом ее изучения являются художественные произведения писателей определенного региона, которые и составляют содержание курса литературы родного края с учетом специфики предмета литературы как вида искусства. Цель курса – приобщить учеников к лучшим приобретениям литературы родного края в контексте украинской классической […]...
- Тематическое планирование по геометрии 10 класс (Атанасян Л. С.) Тематическое планирование учебного материала по геометрии, 10 класс, По учебнику Геометрия 10-11 Атанасян Л. С. и др. I полугодие – 2 часа в неделю, II полугодие – 1 час в неделю, всего – 51 час № п/п № пункта Содержание материала Дата проведения 1,2 Повторение курса планиметрии Введение. Аксиомы стереометрии и их следствия 2 1 […]...
- Система уроков по современной литературе в 10-м классе КУЛИГИНА Татьяна Викторовна (1949) – учитель русского языка и литературы. Живет в Иваново. Материал подготовлен Н. В. Васильевой, методистом Ивановского ИПК и ППК. В оформлении использованы фотографии из издания: Kultur &; Jugend. 2003. № 3. Предлагаемая система уроков основывается автором на следующих принципах: осмысление названных ниже произведений современной литературы в Контексте литературного процесса, в их […]...
- Художественные средства в стихотворениях Заболоцкого Вопрос, предложенный авторами учебника, состоит из утверждения, одного обширного задания на выяснения личностного восприятия и двух вопросов. Мы сосредоточимся на одном, который задан наиболее четко, – о художественных средствах. Поэт активно использует весь арсенал художественных средств, но наиболее активную, смыслообразующую роль в его стихах играет антитеза. Антитеза особенно заметна в таких строках: В ожесточенном пении […]...
- Тематические направления сочинения на 2014-2015 учебный год 1.“Недаром помнит вся Россия.” 200-летний юбилей М. Ю. Лермонтова. Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М. Ю. Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М. Ю. Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т. п. 2. Вопросы, заданные человечеству войной Темы данного направления ориентируют обучающихся на размышления о […]...
- Литературная критика в программе обучения Формируя основные требования к знаниям и умениям учеников из литературы, программа в первую очередь определяет для каждого класса усвоение определенного круга умений и навыков учеников с постепенным обобщением и углублением их в старших классах. Это понимание содержания и художественного своеобразия произведений, знание текстов, выразительное, со стремлением к художественному, чтение заказных произведений или отрывков из них […]...
- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения Историко-литературный процесс – совокупность общезначимых изменений в литературе. Литература непрерывно развивается. Каждая эпоха обогащает искусство какими-то новыми художественными открытиями. Изучение закономерностей развития литературы и составляет понятие ” историко-литературный процесс “. Развитие литературного процесса определяется следующими художественными системами: творческий метод, стиль, жанр, литературные направления и течения. Непрерывное изменение литературы – […]...
- Конспект музыкальной дидактической игры для детей подготовительной группы “Кто композитор” Автор: Палий Лариса Михайловна, музыкальный руководитель МДАОУ детский сад общеразвивающего вида №11 МО Кореновский район Описание материала: Предлагаю вам конспект музыкальной дидактической игры для детей подготовительной группы (6-7 лет) “Кто композитор “. Данный материал будет полезен музыкальным руководителям и учителям музыки в начальных классах. Этот конспект может служить подведением итогов по восприятию музыки, направленный на […]...
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА < table width=1042 cell; border-; border-; border-; > Автор материла Кротикова Люболвь Ивановна Место работы, должность МКОУ СОШ №2 р. п. Екатериновка Саратовской области, учитель русского языка и литературы Название материала Основные темы и мотивы лирики Лермонтова Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т. п.) Презентация для […]...
- Учебное исследование по литературе как вид работы Лето – отличное время для планирования будущего учебного года. Нужно прикинуть раскладку часов, продумать логику построения курса в том или ином классе, подготовить дидактический материал, кое-что почитать, освежить в памяти. Особое внимание стоит уделить системе подготовки к будущим экзаменам. Сегодня мы поговорим о таком важном ее аспекте, как подготовка учащимися исследовательских работ. С введением профильной […]...
- Тема учебного занятия: “Зрительный анализатор” Цели: 1. Ознакомить учащихся со строением органа зрения и выяснить, как возникает изображение предметов на сетчатке. 2. Развивать умение различать части зрительного анализатора и его специфичность в восприятии и анализе световых раздражений, действующих на человека 3. Воспитывать навыки применения изученного материала на практике. Вызвать чувства коллективизма. Оборудование : учебный класс с одним компьютером и мультимедийным […]...