Главная ⇒ 📌Сочинения-рассуждения ⇒ “Экспрессия анализа, яркость аргументации, поэзия мысли”
“Экспрессия анализа, яркость аргументации, поэзия мысли”
Гоголеведческие штудии Юрия Манна
Имя Юрия Владимировича Манна давно известно читателям “Литературы”. Он ее давний и всегда желанный автор, он член редакционного совета газеты.
Появившаяся в 2006 году “Школа филологии” представляет свои полосы известным отечественным литературоведам.
Только вот материал для публикаций предлагается отобрать не самим авторам, а тем, кто прошел у них настоящую “школу филологии”.
Со школы и начнем… Мое знакомство с исследованиями Ю. В. Манна, как и у всякого студента-филолога,
(1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...
Related posts:
- Пушкинская поэзия мысли Русская прогрессивная мысль после событий 14 декабря и наступившей затем правительственной и общественной реакции проявила заметное стремление в глубину, к постижению сокровеннейших тайн жизни и истории, осмыслению современной действительности и современного человека во всей его сложности и противоречивости. Русский мыслитель независимого толка, лишенный надежд на скорое осуществление своих общественных идеалов, стремился компенсировать этот трагический недостаток […]...
- Яркость, праздничность восприятия мира в поэзии Николая Гумилева Термин “акмеизм” и имя Николая Гумилева неразрывно связаны. Действительно, поэт-конкистадор, по сути, оказался единственным, кто в полной мере воплотил идеологическую программу этого литературного направления. Я конкистадор в панцире железном, Собрался в путь и весело иду, То отдыхая в радостном саду, То наклоняясь к пропастям и безднам. Акмеисты творили после эпохи символизма, воцарившейся в русской поэзии […]...
- ЯРКОСТЬ КАРТИН ПРИРОДЫ В СКАЗКЕ-БЫЛИ М. М. ПРИШВИНА “КЛАДОВАЯ СОЛНЦА” ЯРКОСТЬ КАРТИН ПРИРОДЫ В СКАЗКЕ-БЫЛИ М. М. ПРИШВИНА “КЛАДОВАЯ СОЛНЦА” 1 вариант М. М. Пришвин – замечательный русский писатель. Его произведения посвящены воспеванию красоты природы, единению человека с нею. В сказке-были “Кладовая солнца” переплетаются вымысел и реальность. Наряду с разговорами птиц и животных здесь много полезной информации об окружающей среде. Так, мы узнаем о целебных […]...
- На “качелях” школьного анализа художественного текста Несколько лет назад на областной олимпиаде по литературе одиннадцатиклассникам был предложен для анализа рассказ И. Бунина “Качели”. Небольшой рассказ, по сюжету и настроению характерный для этого периода творчества Бунина (1945), для сборника “Темные аллеи”, в котором был напечатан. Задание не вызвало у “олимпиадников” особых затруднений. Но в то же время почти не было работ, в […]...
- ЖИЗНЕННОСТЬ И ЯРКОСТЬ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Л. Н. Толстой Повествование в “Войне и мире” построено на основе хронологической последовательности важнейших исторических событий, в которых принимают участие герои произведения. В романе Толстого изображаются две войны: 1805-1807 годов и 1812 года, а также мирная жизнь в период […]...
- Жизненность и яркость образов в романе Льва Толстого “Война и мир” Повествование в “Войне и мире” построено на основе хронологической последовательности важнейших исторических событий, в которых принимают участие герои произведения. В романе Толстого изображаются две войны: 1805-1807 годов и 1812 года, а также мирная жизнь в период между ними и после победы над Наполеоном. Основное внимание автора во втором томе романа отдано сценам мирной жизни героев. […]...
- Точность, яркость и образность языка комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” А. С. Грибоедов считал, что в основе литературного языка должна быть живая русская народная речь. Он горячо протестовал против засорения русского языка иностранными словами и “чужими” выражениями. Все это он и осуществил в своей комедии. Язык в пьесе простой, разговорный, изобилующий меткими выражениями. Он близок к нашему современному, за исключением небольшого количества слов, успевших устареть […]...
- Шаблон анализа лирического стихотворения Логика работы со стихотворением видится как постепенное расширение поля понимания стихотворения по аналогии с конусом: где Вершина – текст стихотворения, Ось конуса – анализ формы, Основание – истолкование содержания. 1. С чего начать? – ассоциации, которые вызывает стихотворение; – настроение, которое создает стихотворение – мысли, которые оно вызывает – факты биографии поэта, ИМЕЮЩИЕ отношение к […]...
- Что, по мысли Белинского, характерно для повестей Гоголя? “Эта простота вымысла, эта нагота действия, эта. скудость драматизма, самая эта мелочность и обыкновенность описываемых автором происшествий – суть верные, не обманчивые признаки творчества; это поэзия реальная, поэзия жизни действительной…” И далее критик подчеркивает новаторство молодого писателя: он изображает обыкновенное в жизни, умея находить поэзию в действительности, а это и есть свидетельство громадного таланта – […]...
- “Сегодняшняя поэзия – поэзия борьбы, каждое слово должно быть, как в войске солдат” (по лирике В. В. Маяковского) Маяковский – один из самых талантливых сатириков XX века. Он создал классические образцы сатиры нового типа, отрицая и обличая все, что мешало успехам социализма, и тем самым расчищая путь для движения советского общества к коммунизму. В творчестве Маяковского прослеживаются традиции русской классической сатиры Гоголя, Некрасова, Салтыкова-Щедрина. В начале творческого пути Маяковского его сатира была направлена […]...
- План анализа стихотворения 1. Какое План анализа стихотворения 1. Какое настроение становиться для стихотворения определяющим в целом. Меняется ли чувства автора на протяжении стихотворения, если да – благодаря каким словам мы об этом догадываемся. 2. Есть ли в стихотворении конфликт, для определения конфликта выявить из стихотворения слова, которые условно можно назвать положительно эмоционально окрашенными и отрицательно эмоционально окрашенными, выявить ключевые […]...
- Утонченность психологического анализа в “Любви Свана” Сочинение по роману “В поисках утраченного времени” Марселя Пруста. История Свана занимает в романе значимое место. Сван – сын очень зажиточного биржевого маклера. Однако он почти победил в себе откровенную буржуазность, и все благодаря близости к высшим кругам, где ему ценили за сообразительность, тактичность, изысканность мыслей и манер. Большое значение малая склонность Свана к искусству […]...
- Что дает основание Вл. Ф. Ходасевичу утверждать, что “поэзия Лермонтова – поэзия страдающей совести”? Что дает основание Вл. Ф. Ходасевичу утверждать, что “поэзия Лермонтова – поэзия страдающей совести”? Размышляя над тезисом Вл. Ф. Ходасевича, обратитесь к биографическим сведениям из жизни поэта: изгнанию, клевете, унижениям. Укажите также отражение нравственных катаклизмов эпохи безвременья в самоощущении поколения 1830-40-х гг., ведь даже среди веселья дух лирического “я” М. Ю. Лермонтова “страждет и грустит”. […]...
- Особенности психологического анализа романа. “Преступление и наказание” Достоевский противопоставлял себя современникам в двух отношениях: как реалист в высшем смысле слова, который не ограничивается социально-бытовой характеристикой персонажа, а раскрывает глубины души человеческой, а также как Художник, обратившийся не к устойчивым формам жизни, а к “текущему хаосу истории”. В романе ” Преступление и наказание” писатель обратился к изображению пореформенной России, когда все менялось, прежние […]...
- Поэзия Ахмадулиной – поэзия мыслящего и познающего чувства Поэзия Ахмадулиной – поэзия мыслящего и познающего чувства. Ее лирическая героиня обживает и наделяет только ей присущими смыслами окружающее пространство, будь то ночная комната (“Ночь”;, 1962), или заснеженный арбатский двор (“Как никогда беспечна и добра…”;, 1974). Она обращена к внутреннему миру лирической героини, к вечным темам: любви и смерти, природе и творчеству – при этом […]...
- Мудрые мысли и афоризмы о воспитании Детство не должно быть постоянным праздником – если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным и счастье труда. Сухомлинский В. А. Гораздо легче стать отцом, чем остаться им. Ключевский В. О. Один отец значит больше, чем сто учителей. Герберт Д. Детей воспитывать трудно, потому что ничто человеческое им не чуждо. NN Лучший […]...
- “Несвоевременные мысли” М. Горького Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться. М. Горький Особое место в наследии Горького занимают статьи, печатавшиеся в газете “Новая жизнь”, которая выходила в Петрограде с апреля тысяча девятисот семнадцатого по июнь 1918 года. После победы Октября “Новая жизнь” бичевала издержки революции, ее “теневые стороны” (грабежи, самосуды, расстрелы). За это ее остро критиковала партийная […]...
- Примерный план анализа стихотворения Вступление. Может быть “введением” в художественный мир поэта, определять особенности творчества поэта, своеобразие лирического героя. Может быть “тематическим” : определять особенности звучания данной темы в лирике поэта, давать представление об эволюции данной темы в его творчестве. Может быть “биографическим” : рассказывать об истории создания стихотворения, о тех обстоятельствах жизни и творчества поэта, которые сыграли роль […]...
- От анализа текста – к сочинению Готовь сани летом, а материалы к экзамену – осенью. Памятуя об этой нехитрой учительской пословице, мы начинаем печатать в первом номере нового учебного года цикл из десяти занятий по подготовке к ЕГЭ (а точнее, к сочинению в части С), разработанный нашим давним автором, Нелли Михайловной Пащук. Читатели помнят ее яркие и интересные материалы, комплексные консультации […]...
- От теории литературы – к практике школьного анализа Лекция № 1 Когда в филологах согласья нет… “Медный Всадник”: как говорить о конфликте в произведении? I Прежде чем говорить о вещах конкретных, то есть о методике работы с филологической терминологией, нужно уточнить несколько общих положений, касающихся тех принципов, на которых строится школьная литература. Изучая какое-либо произведение, мы стремимся уложить в сознании наших учеников некую […]...
- Новаторство на примере анализа стихотворения А вы могли бы? (Маяковский В. В.) Маяковский – поэт-футурист. Он стремится создать совершенно новое искусство. Поэтому он старается привносить в поэзию что-то новое, свое. С помощью ярких метафор (“карта будня”, “флейта водосточных труб”) Маяковский создает масштабные образы. Благодаря этим приемам, лирический герой предстает перед нами большим и могучим. Он уверенный в себе человек, поднявшийся над обществом. Ему под силу делать совершенно […]...
- Сочинение на тему: “Слово – это самый тонкий инструмент выражения мысли” “Мне русская речь – как музыка: В ней слово звучит, поет, В ней дышит душою русскою Создатель ее – народ. И я в эту речь ныряю, Как в речку, И там, со дна, Сокровища добываю, В которых поет весна”. (Н. Браун.) По определению выдающегося русского писателя Максима Горького, слово является первоэлементом любого литературного произведения, а […]...
- Попытка анализа эпизода. (Набоков. “Машенька”. Глава II) В прошлом году, по приезде в Берлин, он сразу нашел работу и потом до января трудился, – много и разнообразно: знал желтую темноту того раннего часа, когда едешь на фабрику; знал тоже, как ноют ноги после того, как десять извилистых верст пробежишь с тарелкой в руке между столиков в ресторане “Pir Goroi”; знал он и […]...
- Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли (Л. Н. Толстой) На мой взгляд, высказывание Льва Николаевича Толстого верно, так как в наше время нельзя обойтись без русского языка и хорошего словарного запаса. С помощью слов можно поддерживать связь с окружающим миром, выражать богатство своих чувств и мыслей, полноту своего внутреннего мира. Однако во все времена выдающиеся мыслители предавали большое значение умению выражать свои мысли. И […]...
- Творец “Ругон-Маккаров” – первооткрыватель литературного анализа подсознательных процессов человеческой психики Большинство критиков 50-60-х годов отказались от мысли о бесстрастном объективизме Золя в оценках человека и общества. Сегодня у этого “биолога в романе”, “патриарха невозмутимого спокойствия” находят “взволнованную душу”, “уязвимое сердце”, “пылкую порывистость”. Но и тут возникает опасность в оттенках истолкования. Снова вступают в силу статичные аналогии с юностью, упрощенный биографизм. “Сексуальная” драма с Бертой, нервная […]...
- Эпическая и драматичная поэзия в трудах Ф. Прокоповича До сих пор считалось, что давние поэтики XVII-XVIII веков, которые дошли до нас в численных рукописях (их насчитывается около тридцати), были специфическими курсами литературоведения, которые изучались в учебных заведениях в те сутки, в частности в Киево-могилянский коллегии (позже – академии), братских школах, коллегиумах. Написаны они латинским языком и излагали основные понятия поэтики и риторики. Однако, […]...
- Владимир Винниченко – мастер психологического анализа Выдающийся украинский писатель В. К. Винниченко начал художественное творчество в эпоху социальных бур и потрясений – в начале ХХ столетия. В литературе того времени тоже шли активные поиски нового пути к художественному осмыслению действительности. Реализм уже не удовлетворял требовательного читателя. “…Импрессионизм, примитивизм, натурализм, черт-бес, все, что может лучше всего подать человека, давайте все сюда!” – […]...
- Звезды, таящие мысли глубокие Почему мы начинаем наши уроки по данной теме с произведений XVIII-XIX веков? Во-первых, XVIII-XIX века – это время расцвета культуры русской цивилизации, а ядром ее, как известно, является система верований, постижение истин бытия. Для России – это православие. Наша задача – проследить, как на протяжении веков проходило переосмысление самого значимого и яркого события новой эры […]...
- Стихи А. Фета это чистая поэзия. Любовь Фета это костер, как и поэзия Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом – о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей […]...
- Техника анализа эпического произведения Любое литературное произведение в основе своей есть дискурс, или высказывание. Дискурс характеризуется взаимодействием трех составляющих: предметно-смысловой сферы художественного высказывания (сюжет), системы точек зрения на изображаемое (композиция) и речевого образа адресата (стилистика). Традиционный школьный (и вузовский) анализ, построенный по схеме “тема – проблема – идея”, в сущности, затрагивал лишь предметно-смысловую сторону художественного высказывания, никак или почти […]...
- Тема проза жизни и поэзия Когда мы слышим словосочетание “проза жизни”, то в голове возникают картины из нашей будничной жизни. А при слове поэзия возникает образ чего-то высокого и недостижимого. Некоторые думают, что они слишком далеки от поэзии, но это не так. Достаточно пойти в библиотеку и взять сборник стихов какого-нибудь поэта. При чтении стихов у меня возникает иное чувство, […]...
- Анализа баллады “Светлана” В. А. Жуковский познакомил Россию с европейскими народными преданиями (в балладах), ввел в общенациональное художественное сознание множество неизвестных русским читателям произведений. Вся эта большая культурная работа была жизненно необходима для расширения кругозора русского общества. Всех героев и событий связывает вера в предвидение, разногласие между разумом и действительностью, борьба между добром и злом. Сюжет произведения – […]...
- Мастерство психологического анализа в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Л. Н. Толстой принадлежит к числу тех писателей, которые очень точны и психологически верны в своих авторских оценках, прежде всего – по отношению к героям своих произведений. Так, в лучших героях романа “Война и мир” его создатель подчеркивает простоту, душевность, умение мыслить, способность любить, найти высокий смысл в своем существовании. Толстой считает, что главное в […]...
- Поэзия, живопись и музыка в лирике А. А. Блока В лирике Александра Блока органично соединились выразительные средства поэзии, живописи и музыки. Музыкальность блоковского стиха достигается своеобразной мелодичностью, приданию словам и фразам характера плавно льющегося потока. “Его стихи как бы просят музыки”, – сказал Валерий Брюсов. И, действительно, многие стихотворения Блока положены на музыку. Это и семь романсов Дмитрия Шостаковича, и симфония “На поле Куликовом” […]...
- ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Философско-историческому роману-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” присущи также и черты романа психологического. Страница за страницей раскрываются перед читателем характеры героев Толстого в их похожести и разнообразии, статичности и изменчивости. Одним из ценнейших свойств человека Толстой считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию, к нравственному поиску. Любимые герои Толстого меняются, нелюбимые – статичны. […]...
- Для учителя: один из возможных вариантов анализа драмы “Гроза” В основе драмы “Гроза” лежит столкновение бесправных и угнетенных с купцами-самодурами. Этот конфликт слагается из ряда частных конфликтов (столкновение Катерины и Кабанихи, Бориса и Дикого, Кулигина и Дикого и т. д.). Однако ведущим в развитии действия является столкновение Катерины с “темным царством”. С ним соотнесены, ему подчинены остальные конфликты, что придает всей пьесе стройность и […]...
- Схема психолого-педагогического анализа урока Общие сведения об уроке: дата, школа, класс, предмет, тема урока, цель и тип урока, количество учащихся в классе, из них присутствовало на уроке. Организационный момент урока и его влияние на психику школьников: характер требований учителя, ответная реакция учащихся, групповые и индивидуальные отклонения в поведении, общая настроенность учащихся на урок; дисциплина и организованность в начале урока; […]...
- Схема анализа литературно-художественного Схема анализа литературно-художественного произведения При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму. Идейное содержание включает: 1) тематику произведения – выбранные писателем социально-исторические характеры в их взаимодействии; 2) проблематику – наиболее существенные для автора свойства и стороны уже отраженных характеров, выделенные и усиленные им в художественном изображении; 3) пафос произведения – идейно-эмоциональное отношение […]...
- Глубина анализа душевных переживаний в лирике Тютчева Федор Иванович Тютчев (1803-1873) вошел в историю русской литературы как высоко одаренный лирический поэт, выразивший в своем творчестве романтическое понимание душевной жизни человека и жизни природы. Он продолжал традиции Жуковского и немецкой романтической культуры, но развивал их на основе нового – не религиозного, а философско-идеалистического миропонимания, не связанного с образами и сюжетами христианской мифологии. Он […]...
- Мастерство психологического анализа Л. Н. Толстого в романе “Война и мир” Л. Н. Толстому удалось совместить в одном романе, пожалуй, целых два: исторический роман-эпопею и психологический роман. Страница за страницей раскрывают перед читателем характеры героев Л. Н. Толстого, передавая тончайшие детали, нюансы их схожести или разнообразия, статичности или изменчивости. “Люди как реки”, “человек текуч” – вот что лежит в основе взглядов Л, Н, Толстого на человека. […]...