Экспериментальная поэзия в конце 60-х годов
Если до сих пор было лишь немного писателей, авторов языково-экспери-ментальных текстов, то теперь теория и практика языкового эксперимента стала значительно расширяться.
Возврат к языку, который был готов служить программам “конкретной поэзии” как неизбежной тенденции научно-технического прогресса, представляет собой в общем отказ от социальной критики. Опубликованный Францем Моном (род. в 1926 г.), теоретиком и практиком “конкретной поэзии”, совместно с Вальтером Хеллерером и Манфредом де ла Мотте сборник документов и исследований
Георга Бюхнера.
Молодые писатели также публиковали экспериментаторские работы в области языка, как, например, Юрген Бекер “Фазы, тексты, типограммы” (1960), Людвиг Хариг (род. в 1927 г.), Pop Вольф (род. в 1932 г.) и другие. Швейцарские и австрийские писатели этого направления публиковались
Г. Хайсенбюттель старался путем простых языковых производных обличить “вмерзшую” в разговорный язык “идеологию” и таким образом лишить
Ее ореола в глазах читателя. Это идеологически-критическое намерение совершенно не было раскрыто в текстах. Уже в первом манифесте “конкретной поэзии” Ойгена Гомрингера (род. в 1925 г.) “Цель и форма новой поэзии” (1968) было обозначено ее место в историческом развитии как формы выражения, которая соответствует организованному техническому миру.
Язык для поэтов-экспериментаторов, дескать, уже не является носителем значений, а просто одним из знаков. Это делает смысловую связь слов второстепенной, большое внимание уделяется языковым знакам, расположенным с пространственной точки зрения. Тексты остаются самоцелью, поскольку языковой материал утрачивает всякую связь с социальной действительностью. Человек появляется, если он вообще включен в тексты, как объект; запечатленная в языке картина мира в любом случае расценивается как предубеждение.
Тем самым экспериментальная поэзия дополняла схему отчуждения позднебуржуазной литературы новыми вариантами.
Некоторые писатели этого направления весьма разнообразными средствами и с большой выдумкой работали с языком; основная модель сводится, однако, к поискам отдельных слов и их пространственному размещению.
- Новые тенденции в поэзии Германии в конце 60-х годов В поэзии также произошел явный поворот к социальной действительности, что было связано с политизацией тематики. Пасхальные марши мира, протесты против войны во Вьетнаме, движение против чрезвычайных законов и студенческое движение в конце 60-х годов стали предметом лирической поэзии. В противоположность этому у ряда писателей, прежде представлявших гуманистическое и социально-критическое направление в поэзии (Кролов, Вейраух, Целан, […]...
- Поэты и поэзия на рубеже 50-60-х годов ХІХ века В 40-х годах поэзия явно уступала место прозе. Однако в следующий период поэзия вновь занимает достойное место в литературном движении эпохи, в ряде случаев даже опережая и стимулируя художественные поиски в области прозы. Острая идейная борьба на рубеже 50-60-х годов отразилась и в поэзии. Творчество поэтов демократического лагеря становится более социальным. Утверждая новое представление о […]...
- Русская поэзия 1960-х – 1980-х годов Русская поэзия двух последних десятилетий необычайно многообразна по темам, жанрам, стилевым направлениям. 1970-е годы – время расцвета тех поэтов, которые заявили о себе на волне хрущевской оттепели: Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной, Р. Казаковой. Этот период плодотворен для поэтов старшего поколения, прошедших войну, – Д. Самойлова, Ю. Левитанского, Б. Окуджавы, Я. Смелякова, […]...
- Немецкая Поэзия начала 60-х годов ХХ столетия Поэзия начала 60-х годов явила своим читателям молодое лицо. Они стали свидетелями того, как в литературу стремительно вошла большая группа молодых поэтов. На многолюдных вечерах поэзии стихи читались тысячам горячих поклонников поэзии. Оживилась дискуссия о вопросах поэтического творчества. Заговорили о новой поэтической волне. Хотя позднее ажиотаж несколько спал, однако поэзия поднялась на новый уровень. Свой […]...
- РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 60-90-Х ГОДОВ XX ВЕКА Писатели конца столетия в произведениях различных видов, жанров и направлений. Богатство жанров, отразивших Великую Отечественную войну в художественной литературе. Полемика писателей, критиков и широкой общественности о роли искусства в жизни человека. Активные столкновения гуманных и антигуманных позиций. Проблема выбора как проблема творчества писателя и как проблема творчества читателя. Отражение в литературе судьбы человека в тоталитарном […]...
- Поэзия Гумилева начала 1910-х годов Пора юношеских иллюзий прошла. Да и рубеж конца 1900 – начала 1910-х годов был для многих трудным, переломным. Чувствовал это и Гумилев. Еще весной 1909 года он сказал в связи с книгой критических статей И. Анненского: “Мир стал больше человека. Взрослый человек (много ли их? ) рад борьбе. Он гибок, он силен, он верит в […]...
- Поэзия двадцатых-тридцатых годов восемнадцатого столетия Поэзия двадцатых – тридцатых годов полна бесконечных перепевов о злобном роке, неотразимой судьбе, об одиночестве, гибели надежд и мечтаний, воспоминаний о минувших днях. Эти слова и выражения с расплывчатым, неопределенным содержанием приобретают острый политический смысл в поэзии революционных романтиков – Полежаева и, вслед за ним, Лермонтова. Примелькавшийся романтический словарь получал иную, новую, вполне определенную окраску […]...
- Идеалы молодого Пушкина (поэзия 1910-1920 годов) Мировоззрение А. С. Пушкина сложилось уже в юношеский, лицейский период. На формирование его взглядов большое влияние оказал Царскосельский лицей. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувство гражданской чести, желание служить Отечеству и народу. Отсюда вынес поэт свой ясный взгляд на мир и людей, понимание того, что любой человек, независимо от социального происхождения, должен быть свободным. […]...
- Автобиографические произведения на рубеже 50-60-х годов ХХ века На рубеже 50-60-х гг. в литературе появилась целая серия жизнеописательных, в значительной мере автобиографических произведений, развивавших тему расчета с прошлым и выбора нового пути. Это романы “о непотерянном поколении”: “Чудодей” Эрвина Штритматтера (книга 1-я-1957, книга 2-я – 1972, книга 3-я-1980), “Приключения Вернера Холь-та” Дитера Нолля (1960), “Утраченная юность” Вольфганга Ней хауза (1959), “Мы не пыль […]...
- Х годов – Русская сатирическая проза 20 – 30-х годов XX столетия М. Кольцов, И. Ильф, Е. Петров, В. Катаев, В. Ардов, М. Зощенко, А. Зорич, П. Романов, М. Булгаков… Вот далеко не полный перечень талантливых писателей, имена которых олицетворяют сатиру 20 – 30-х годов XX столетия. Это были разные люди с разными судьбами, характерами, манерами, вкусами, привычками. Несмотря на это, у них было много общего: все […]...
- Модернистские варианты в литературе Германии 50-х годов ХХ века Модернизм, между прочим, низводит социальную литературу до определяемого биологическими закономерностями, лишенного социальных связей образа человека. В 60-е годы Дитер Веллерсхоф (род. в 1925 г.) и приверженцы основанной им “кельнской школы нового реализма” старались по-новому сформулировать подобные тенденции. Под влиянием его теории “нового реализма” находились такие авторы, как Ю. Бекер, Г. Эльснер, Р. Д. Бринкман и […]...
- Интернет – экспериментальная площадка для всего человечества Реальность существует для людей, у которых отсутствует воображение Артемий Лебедев В наше время общество самых разных уголков земного шара окунулось в новую обширную информационную среду – Интернет. До сих пор многие люди считают, что Интернет пока еще является своеобразной лабораторией, “экспериментальной площадкой” для всего человечества. На самом деле я считаю, что методом проб и ошибок, […]...
- Нуждается ли экспериментальная деятельность современного ученого в этическом и правовом регулировании Хотелось бы начать с того, что же такое “этика”? Это учение о нравственной стороне деятельности человека. Но так как в теме эссе рассматривается деятельность биологов и медиков, то можно ограничить определение конкретными дисциплинами: медициной и биологией. Тогда учение уже будет называться биоэтикой, которая является одним из разделов прикладной этики. Однако, помимо этического есть еще и […]...
- ЛИТЕРАТУРА 60-80-х ГОДОВ (обзор) Литература 60-80 годов весьма неоднородна в идейнотематическом плане. Это героико-романтические и в то же время правдивые произведения о Великой Отечественной войне, так называемые производственные романы, деревенская проза, произведения лагерной тематики. Новая волна в литературе связана с именем Хрущева и его ролью в разоблачении культа личности. “Хрущев возглавил партию, а затем и правительство в 1950-е, но […]...
- “Расстрелянное Возрождение” в литературы 20- 30-х годов Термин “расстрелянное возрождение” впервые предложил бесспорный литературовед Юрий Лавриненко, употребив его как название сборника лучших текстов поэзии и прозы 30- х гг. За это десятилетие (1921-1931) украинская культура была в состоянии компенсировать трехсотлетнее отставание и даже перевесить на территории отчизны влияние других культур, русской в частности (на 1 октября 1925 года в Украине начислялось 5000 […]...
- Драматургия Гермиании 50-х годов Общее требование сценического изображения проблем и конфликтов современности привело в начале 50-х годов к созданию пьес, которые поставили в центр внимания новый характер труда и воспитание зрителей в духе революционной активности на производстве. Однако подобно тому, как это происходило в производственном романе (348), современные проблемы преподносились скорее в агитационном плане, чем с последовательным соблюдением особенностей […]...
- Стихи А. Фета это чистая поэзия. Любовь Фета это костер, как и поэзия Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом – о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей […]...
- Поэзия Ахмадулиной – поэзия мыслящего и познающего чувства Поэзия Ахмадулиной – поэзия мыслящего и познающего чувства. Ее лирическая героиня обживает и наделяет только ей присущими смыслами окружающее пространство, будь то ночная комната (“Ночь”;, 1962), или заснеженный арбатский двор (“Как никогда беспечна и добра…”;, 1974). Она обращена к внутреннему миру лирической героини, к вечным темам: любви и смерти, природе и творчеству – при этом […]...
- Опытно-экспериментальная работа по развитию умения учащихся профессиональных училищ решать задачи по физике Иванова Сауле Амангалиевна ( Физика5999 ) Преподаватель физики ГАОУ НПО Профессиональное училище №3 г. Бузулук Pedsovet. su – тысячи материалов для ежедневной работы учителя Опытно-экспериментальная работа по развитию умения учащихся профессиональных училищ решать задачи по физике. Решение задач является одним из основных способов развития мышления учащихся, а также закрепления их знаний. Поэтому проанализировав сложившуюся ситуацию, […]...
- Русская литература 60-х годов ХІХ века В русской литературе 60-х годов произошли существенные изменения. В новых условиях литература и литературная критика стали одним из мощных факторов социального и духовного развития. Еще более усиливается критическая направленность литературы, вместе с тем нарастает стремление выдвинуть положительную программу переустройства общества на началах социальной справедливости. После вынужденной задержки в развитии русской литературы (и период “мрачного семилетия”) […]...
- Х годов – Сатирическая проза 30-х годов XX века В советское время в течение многих десятилетий история нашей литературы, как и история нашего Отечества, во многом упрощалась, обеднялась, а то и вовсе попросту замалчивалась. Это выражалось в том, что книги таких писателей, как Зощенко, Булгаков, Платонов и многие другие, оказались недоступными читателю, а суть их творчества – извращенной и оклеветанной. Сегодня справедливость по отношению […]...
- ПОЭЗИЯ И. А. БУНИНА (1870-1953) Влияние этического учения Л. Толстого. Встреча с Толстым в Москве. Первый юношеский сборник лирики. Участие в деятельности кружка “Среда”. Поэтический сборник “Листопад” (отмечен академической премией им. Пушкина). Избрание почетным членом Российской академии наук. Увлечение путешествиями. Эмиграция. Вручение Нобелевской премии (1933). Традиции XIX века в лирике Бунина. Кровная связь с природой: богатство “красочных и слуховых ощущений” […]...
- О смене культурных координат в конце ХХ – начале ХХI века Рубеж ХХ-ХХI веков – резкое переключение скоростей времени… Культура по мере многовекового накопления своих материалов ищет все более компактные способы их упаковки. Михаил Эпштейн На рубеже ХХ-ХХI веков в обществе ощущается исчерпанность культурных традиций прошлого. Система привычных ценностей стремительно размывается, а привычные нормы и стереотипы поведения исчезают. Общую растерянность, характерную для того времени, хорошо отразил […]...
- Поэзия и проза Поэзия и проза Поэзия и проза – два основных типа организации художественной речи. Проза – устная или письменная речь, которая не делится на соизмеримые отрезки – стихи. В отличие от поэзии, прозаическая художественная речь разделяется на абзацы, предложения и периоды. Художественная проза (рассказ, повесть, роман) в основном эпична, стремится к объективности в отличие от лирической […]...
- Развитие прогрессивной литературы 30-х годов в США В 1933 году выходит известный роман Джека Конроя “Обездоленный”. Писателю удалось показать рост классового сознания американских рабочих, создать интересное и боевое, хоть и не лишенное недостатков, произведение. Революционные идеи и настроения окрашивают в 30-х годах поэтическое творчество Ленгстона Хьюза и прозу Агнес Смедли. В 1931 году появилась знаменитая. “Автобиография” Линкольна Стеффенса – искреннее описание пути […]...
- Кому, стремились открыть глаза на правду прозаики Испании 50-х годов? Ведь народу эта горькая правда была известна – она была правдой их повседневного существования, а на “прозрение” тех, кто стоял у власти, писатели вряд ли могли рассчитывать. Видимо, представители “объективной” прозы обращались прежде всего к интеллигенции, которая, по словам А. Лопеса Салинаса, “в стране, где не существуют легальные политические партии”, играет “ту роль, которую в […]...
- Поэзия А. А. Вознесенского А. А. Вознесенский родился в 1933 году. В 50-е годы XX века в литературу вступило новое поколение поэтов, чье детство совпало с войной, а юность пришлась на послевоенные годы. Это пополнение нашей поэзии развивалось в условиях бурных перемен в жизни, растущего самосознания народа. Вместе с поэтами старшего и среднего поколений молодые авторы стремились чутко улавливать […]...
- Поэзия А. А. Фета Основными особенностями поэзии А. А. Фета являются его обращение исключительно к миру чувств и “летучих” настроений, бессюжетность стиха и пристрастие к жанру лирической миниатюры. Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна вмешиваться в дела “бедного мира”. В его стихах почти нет места проблемам политическим, общественным, гражданским. Фет очертил круг своей поэзии тремя темами: любовь, природа, […]...
- В КОНЦЕ ВЕКА* Эстетизм: Оскар Уайльд Главы из нового учебника. Эпоха на рубеже двух веков – девятнадцатого и двадцатого – получила в истории культуры название “прекрасной” . На протяжении полувека Европа не знала продолжительных войн, подлинный расцвет переживали все виды искусства и – в особенности – научное знание. Казалось бы, человек научился понимать мир и себя в нем, […]...
- Политические репрессии СССР во второй половине 1920-х – конце 1930-х гг Политические репрессии. Переход к полному огосударствлению экономики привел к возрастанию роли и численности бюрократического аппарата. Именно руками этого аппарата, который вербовался в основном из рабочих и крестьян, осуществлялась “революция сверху”, сопровождавшаяся острыми социальными конфликтами (иногда, как в годы коллективизации, эти конфликты достигали состояния “малой гражданской войны”). Власть мотивировала управленцев высокими денежными окладами и привилегиями. В […]...
- Сочинение по картине Волкова В конце зимы Перед нами знаменитая картина известного художника Ефима Ефимовича Волкова “В конце зимы”. Картина была написана в 1890 году, на самом пике творчества Ефима Ефимовича. Зрителю открывается состояние природы в период отступления заморозков и таяния снега. Когда белые сугробики уже теряют свою белизну и постепенно перетекают в небольшие лужицы, в начавшем просыпаться от глубокого зимнего сна […]...
- Поэзия А. Рембо. В поисках гармонии с миром Почему в мире так много поэтов? Разве не все еще сказано? Возможно, и много только каждый поэт прибавляет ко всемирной кладовой поэзии что-то неповторимое и не уловимое. И мы ощущаем: без этих слов нельзя целиком понимать мир. Этого “Я” прибавил Артюр Рембо, который отдал поэзии так многовремени? Стихи Артюра Рембо – это исповедь человека, который […]...
- Поэзия Анненского Иннокентий Федорович Анненский родился в 1855 г. в Омске (Западная Сибирь), был сыном видного чиновника, образование получил в Петербурге. В тамошнем университете он закончил классическое отделение и был оставлен при кафедре, но обнаружил, что неспособен сосредоточиться на писании диссертации – и стал преподавателем древних языков. Со временем он стал директором Царскосельского лицея, а впоследствии инспектором […]...
- ПОЭЗИЯ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ После войны для русской поэзии наступили тяжелые времена. Постановление ЦК ВКП(б) “О журналах “Звезда” и “Ленинград” (1946) буквально парализовало ее. Грубая, глубоко несправедливая оценка деятельности А. Ахматовой была оскорбительной не только для нее самой – для всей русской поэзии. На долгие годы оказались перекрытыми все пути общения истинной поэзии с читателями. О публикации стихов Ахматовой […]...
- Зачем нужна поэзия? Стихотворение Лермонтова “Поэт” Одна из, витрин Пушкинского дома (Музея русской литературы) в Ленинграде неизменно привлекает внимание посетителей. Под стеклом лежит личное оружие Лермонтова – кинжал, с которым он не расставался в боях. Этот сверкающий клинок с золотой арабской надписью вызывает интерес и потому, что образ кинжала живет в лермонтовских стихах, например в стихотворении “Поэт”. Впервые в нашей литературе […]...
- Русская “женская” поэзия В русской поэзии со второй половины 90-х годов наступил период новых философских и эстетических поисков, представленных именами Вячеслава Иванова, Валерия Брюсова, Константина Бальмонта – корифеев русского символизма В русле этой школы развивается творчество Мирры Лохвицкой (1869 – 1905) – ученицы Майкова и Бальмонта. Классичность формы их лирических произведений сочетается со взрывным, нетрадиционным (особенно для женской […]...
- Что дает основание Вл. Ф. Ходасевичу утверждать, что “поэзия Лермонтова – поэзия страдающей совести”? Что дает основание Вл. Ф. Ходасевичу утверждать, что “поэзия Лермонтова – поэзия страдающей совести”? Размышляя над тезисом Вл. Ф. Ходасевича, обратитесь к биографическим сведениям из жизни поэта: изгнанию, клевете, унижениям. Укажите также отражение нравственных катаклизмов эпохи безвременья в самоощущении поколения 1830-40-х гг., ведь даже среди веселья дух лирического “я” М. Ю. Лермонтова “страждет и грустит”. […]...
- СКАЗАНИЯ О КОНЦЕ НОВГОРОДА Когда потеря Новгородом своей независимости стала совершившимся фактом, в новгородской литературе появляются задним числом повести и сказания на тему о конечной судьбе Новгорода. В них большей частью покорение Новгорода Москвой объясняется тяжкими прегрешениями и нечестивыми поступками новгородцев. В новгородскую летопись под 1045 г. внесен следующий рассказ об иконе спаса, написанной греческими иконописцами в церкви Софии, […]...
- “Сегодняшняя поэзия – поэзия борьбы, каждое слово должно быть, как в войске солдат” (по лирике В. В. Маяковского) Маяковский – один из самых талантливых сатириков XX века. Он создал классические образцы сатиры нового типа, отрицая и обличая все, что мешало успехам социализма, и тем самым расчищая путь для движения советского общества к коммунизму. В творчестве Маяковского прослеживаются традиции русской классической сатиры Гоголя, Некрасова, Салтыкова-Щедрина. В начале творческого пути Маяковского его сатира была направлена […]...
- Кавказские мотивы М. Ю. Лермонтова 1828-1834 годов Яркие, разнообразные впечатления, вынесенные из поездки на Кавказ в 1825 году, сыграли громадную роль в формировании и развитии раннего творчества Лермонтова. Он стал систематически писать стихи с 1828 г., обращаясь преимущественно к жанру поэмы и лирики. Начиная с этой поры, кавказская тематика занимает очень видное место в его поэзии, и эта черта навсегда становится характерной […]...