“Его стихов пленительная сладость”
Предметом раздумий поэта становится душа, подверженная тревогам и заботам общества, испытывающая его воздействие, но всегда устремленная к таким началам жизни, которые выше и значительно чище житейских интересов и мирской суеты. Тем самым Жуковский в своем задумчивом уединении как бы приподнимается над прозой жизни и обращается к безусловным ценностям, свободным от постороннего вмешательства и отвлекающей игры сиюминутных страстей. Наконец, оставаясь наедине с природой, он находит в ней молчаливого и внимающего ему собеседника, чья внутренняя
Наиболее полным и глубоким выражением этих художественных исканий стала знаменитая элегия “Вечер”. В стихотворении передано мироощущение человека новой эпохи, который начал понимать, что “почестей исканье”, жажда славы, успех в свете или у женщин, доставляющие часто удовольствие и тешащие самолюбие, – всего лишь преходящие и тленные блага, а предназначение человека в мире неизмеримо выше и значительнее.
Стихотворение развертывается как единая “музыкальная” тема, соответственно потоку переживаний, нахлынувших
Жуковский, описывая природу, стремится не только ее одушевить, найти в образах природы созвучное своей душе, но и передать через них именно свое, личное восприятие и конкретное психологическое переживание.
Элегия “Вечер” начинается описанием ручья:
Ручей, виющийся по светлому песку
Как тихая твоя гармония приятна!
С каким сверканием катишься ты в реку!
Жуковского совсем не интересует, широк или узок ручей, глубок он или мелок. Он отвлекается от так называемых предметных признаков, но его привлекают признаки эмоциональные, воздействующие на душу: “тихая… гармония”, “сверкание”. Прямые значения слова у Жуковского почти не употребляются. “Тихая… гармония” – это и лишенная тревог, безмятежная, и умиротворенная, доставляющая умиление, внутреннее удовлетворение.
Создавая картины природы, поэт говорит одновременно о своих переживаниях и передает настроение, каким охвачена его душа. И мы понимаем, что не только ручей обладает “тихой… гармонией”, но и душа поэта в эту минуту “светлая” и “гармоничная”. Она пол на “гармонией” и “сверканием”.
Внешний мир предстал не чем-то посторонним поэту, не в своем “всеобщем” значении, но увиденным в момент духовного слияния с природой, в момент пробуждения поэтического вдохновения. Недаром сразу же после описания ручья Жуковский обращается к своей музе: “Приди, о муза благодатна…”
Благодаря Жуковскому чувство заговорило в русской поэзии легко и свободно.
Жуковский пробудил скрытые в слове эмоционально-смысловые оттенки и так организовал поэтическую речь, что от начала до конца стихотворение звучало непрерывной песней, поддерживаемой общими мотивами, скрепляемой повторами, ассоциациями, вопросительными и восклицательными интонациями.
Название стихотворения стало символическим: вечер природы обернулся “вечером” души, а картина природы преобразилась в “пейзаж души”.