ЕГЭ 2015. Задание 6

Выполнение этого задания связано с образованием форм слова. Разберем несколько примеров. Употребление имени существительного 1.Запомните формы мн. ч. Им. п. некоторых существительных.

Нормативные формы: бега, болота, векселя, векторы, гнезда, директора, доктора, донья бочек, сосудов. , катера, корма, купола, кучера, отпуска, паспорта, повора, профессора, сторожа, сорта, терема.

Бухгалтеры, возрасты, выборы, выпуски, десны, договоры, инженеры, клапаны, консулы, лекторы, контейнеры, офицеры, очереди, переговоры, плоскости,

площади, почерки, разы, секторы, слесари, супы, торты, редакторы, ректоры, шоферы.

Вариантные нормы: вымпелы, вымпела, прожекторы, прожектора, теноры, тенора, тракто­ры, трактора, фельдшеры, фельдшера, цехи и цеха.

Иногда окончания указывают на смысловые различия: кондукторы приспособления в тех­нике. , кондуктора работники транспорта. , пропуска документы. , пропуски что-либо пропущенное. , тона цветовые. , роды ряд поколений. , роды при рождении ребенка. , тоны звуковые. , хлебы пече­ные. , хлеба злаки. .

2. Запомните формы падежа имени существительного.

– Сущ. М. р. 2 скл. в П.

п. в случае обстоятельственного значения имеет окончание –У: в шкафУ, в бытУ, в садУ; а в случае объектного значения – окончание Е: разбираться в садЕ, понимать в бытЕ народа – Запомните варианты окончаний РОДИТЕЛЬНОГО падежа часто употребляемых в речи существительных м. р.: Названия единиц измерения: несколько. ампер, киловатт, рентген, НО акров, граммов, килограммов Названия овощей, фруктов: дынь, маслин, яблок, НО абрикосов, ананасов, апельсинов и т. д. Названия, связанные с воинской службой: партизан, солдат, кадет название лиц по принадлежности к воинским соединениям. , НО кадетов при обозначении отдельных лиц. , офицеров, саперов, рекрутов Названия лиц по национальности: англичан, болгар, лезгин, осетин, румын, армян, НО греков, курдов, монголов, эскимосов, якутов Названия парных предметов: пара ботинок,, брюк, валенок, колготок, лосин, манжет, мокасин, погон, сандалий, сапог, туфель, чулок, НО гольфов, носков

3.Запомните некоторые примеры употребления форм рода. Вуаль – ж. р.; гуашь – ж. р.; мозоль – ж. р.; тюль – м. р.; шампунь – м. р.: кофе – м. р.

Употребление форм РОДА ЗАПОМНИ!

Вуаль – ж. р. смотрю за темную вуаль. , гуашь – ж. р. белой гуашью. , мозоль – ж. р. наступить на любимую мозоль. , тюль – м. р. красивым тюлем. , шампунь – м. р. мыть голову шампунем. .

УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

ОСТОРОЖНО! ОШИБКА

1. Ошибка… от избытка чувств!

Избыток чувств отражается в одной распространенной ошибке. Речь идет о формах сравнительной и превосходной степени прилагательных. Очень часто при образовании таких форм соединяются два способа: простой с помощью суффикса или изменения основы. и сложный с помощью вспомогательных слов. . Выгля­дит это так: более лучшая песня, более тяжелее, самый наилучший мой друг.

Особый случай здесь – сочетания такого типа: самый слабейший спортсмен, самый жесточайший обряд, самый высочайший разряд, самая сложнейшая программа. По-видимому, прилагательные с суффиксами – айш-, – ейш – воспринимаются сегодня многими говорящими уже не как формы превосходной степени, а как элятивы формы прилагательных со зна­чением “очень высокая степень проявления признака”. … Вот и получается, что, если чувств… слишком много, а языковой вкус далек от совершенства, в текстах неизбежны неправильности и речевые штампы.

ИТАК, НЕЛЬЗЯ соединять формы сравнительной и превосходной степени, а также простые и состав­ные формы обеих степеней сравнения самый тончайший, более худшее, наименее красивое, менее легче, самый красивейший. !!!

2. ЗАПОМНИ! Нестандартное образование форм сравнительной степени прилагательных.

Близкий – ближе, богатый – богаче, бойкий – бойчее и бойче, высокий – выше, гибкий – гибче, глад­кий – глаже, глубокий – глубже, горький опыт. – горше, горький на вкус. – горче, далекий – дальше, дикий – дичее и диче, жаркий – жарче, звонкий – звонче, красивый – красивее, краше, крепкий – крепче, ловкий – лов­чее и ловче, мелкий – мельче, мягкий – мягче, поздний – позже, слабый – слабее, сладкий – слаще, тонкий – тоньше, твердый – тверже, толстый – толще, узкий – уже, хлесткий – хлестче, чистый – чище, широкий – шире, яркий – ярче.

У сложных числительных от двухсот до девятисот при склонении также изменяются обе части, причем первая часть изменяется как соответствующее простое числительное, а вторая часть – как существительное во множественном числе.

Двести, четыреста, девятьсот книг.

Р.

Двухсот, четырехсот, девятисот книг.

Д.

Двумстам, четыремстам, девятистам книгам.

В.

Двести, четыреста, девятьсот книг.

Т.

Двумястами, четырьмястами, девятьюстами книгами.

П.

О. двухстах, четырехстах, девятистах книгах.

При склонении составных числительных изменяется каждое слово.

Две тысячи пятьсот семьдесят три книги.

Р.

Двух тысяч пятисот семидесяти трех книг.

Д.

Двум тысячам пятистам семидесяти трем книгам.

В.

Две тысячи пятьсот семьдесят три книги.

Т.

Двумя тысячами пятьюстами семьюдесятью тремя книгами.

П.

О, на. двух тысячах пятистах семидесяти трех книгах.

Ошибки при употреблении глаголов При употреблении форм повелительного наклонения

Начальная форма глагола

Форма повелительного наклонения единственное число.

Форма повелительного наклонения множественное число.

ЛЕЧЬ

ТЫ ЛЯГ неправильно ЛЯЖЬ.

ВЫ ЛЯГТЕ неправильно ЛЯЖЬТЕ.

ЕХАТЬ

ТЫ ПОЕЗЖАЙ неправильно ЕДЬ, ЕХАЙ, ЕЗЖАЙ.

ВЫ ПОЕЗЖАЙТЕ неправильно ЕДЬТЕ, ЕХАЙТЕ, ЕЗЖАЙТЕ.

ЕЗДИТЬ

ТЫ ЕЗДИ неправильно ЕЗДИЙ, ЕЗДЬ.

ВЫ ЕЗДИТЕ неправильно ЕЗДИЙТЕ, ЕЗДЬТЕ.

ПОЛОЖИТЬ

ТЫ ПОЛОЖИ неправильно ПОЛОЖЬ.

ВЫ ПОЛОЖИТЕ неправильно ПОЛОЖЬТЕ.

КЛАСТЬ

ТЫ КЛАДИ неправильно ЛОЖИ.

ВЫ КЛАДИТЕ неправильно ЛОЖЬТЕ.

БЕЖАТЬ

ТЫ БЕГИ неправильно БЕЖИ.

ВЫ БЕГИТЕ неправильно БЕЖИТЕ.

ЛАЗАТЬ

ТЫ ЛАЗАЙ неправильно ЛАЗЬ.

ВЫ ЛАЗАЙТЕ неправильно ЛАЗЬТЕ.

Ошибки при образовании форм глаголов настоящего, будущего, наклонения: ЕЗДИТЬ – Я ЕЗЖУ, ОН ЕЗДИТ неправильно Я ЕЗДИЮ, ОН ЕЗДИЕТ. ЛАЗИТЬ – Я ЛАЖУ, ОН ЛАЗИТ неправильно Я ЛАЗИЮ, ОН ЛАЗИЕТ.

Не следует путать глаголы НАДЕТЬ и ОДЕТЬ: СЛОВО “ОДЕТЬ” имеет значение “покрыть чье – либо тело одеждой”. ОДЕТЬ можно КОГО-НИБУДЬ ДРУГОГО, НО НЕ СЕБЯ: например, ОДЕТЬ РЕБЕНКА, ОДЕТЬ КУКЛУ. СЛОВО “НАДЕТЬ” имеет значение “покрыть одеждой себя”.

НАДЕТЬ можно ЧТО-НИБУДЬ НА СЕБЯ: например, НАДЕТЬ ПАЛЬТО, ПЛАТЬЕ, ШАПКУ. НАДЕТЬ можно что-нибудь на другого человека НАДЕТЬ НА КОГО? ЧТО? – НАДЕТЬ НА РЕБЕНКА ПАЛЬТО.

1. Одеть брюки или надеть? Одеваю я Надежду, надеваю ей одежду. Неправильно: одеть брюки

2. Займи мне или одолжи мне? Я занял у родителей денег, И не вернул, потому что бездельник

Весной друг байк мне одолжил, И я до лета не дожил. Неправильно: займи мне, я одолжил в значении “взял взаймы”.

3. Пожарник или пожарный? Я тушил вагон товарный, Потому что я пожарный. Неправильно: пожарник

4. Согласно чего или согласно чему? Согласно царскому указу Боярам выбили по глазу. Неправильно: согласно указа.

5. В Митино или в Митине, из Бутова или из Бутово? Склоняются ли топонимы славянского происхождения, оканчивающиеся на – ово, – ево, – ино, – ыно. Баба Люба сама живет в Митине. Позвала зятя из Бутова на чаепитие.

Неправильно: в Митино, из Бутово Если во фразу добавить родовое слово “город”, “село” . , топоним не склоняется. Пример: “в районе Митино”.

6. Договоры или договора? Мы не жулики, не воры, Подписали договоры Неправильно: договора

7. Носок или носков, чулок или чулков? Я оставил ей в залог, Пару синеньких чулок, И уехал сразу в Псков, С ящиком цветных носков. Неправильно: носок и чулков

8. По средАм или по срЕдам? Не советую я вам Напиваться по средАм. Неправильно: по срЕдам дни недели.

9. Подпись/роспись Агенты Моссада Поймали араба, организовав засаду. Сделав на фасаде еврейского дома роспись, Араб поставил в акте сдачи-приемки не ту подпись. Неправильно: поставить в акте роспись

10. ОдноврЕменно/одновремЕнно? Сразу две сказали одноврЕменно: “Дорогой, похоже, я берЕменна”. Неправильно: одновремЕнно.

ТРЕНАЖЕР по подготовке к заданию 6 ЕГЭ от Марины Николаевны Максимовой

Видеоурок подготовлен школой “Хочу знать”


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

ЕГЭ 2015. Задание 6