Еду в Луки точка ru
Великолукские словесники
В этом году наша газета принимала активное участие в различных встречах и конференциях, которые организовывались в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Конгресс Российской библиотечной ассоциации в Ульяновске (май), Международная библиотечная конференция “Крым-2008” в Судаке (июнь), библиотечный семинар в Брянске (июль), Вторая Всероссийская конференция “Национальная программа поддержки и развития чтения: итоги и перспективы” (Президент-Отель, ноябрь) – вот лишь некоторые
Библиотечно-книгоиздательское сообщество весьма заинтересовано в контактах с сообществом педагогическим, особенно со словесниками, потому что именно от них зависит продвижение чтения в школе.
Поэтому совершенно закономерно выглядит приглашение нашей редакции провести специальный семинар для
Школьная же библиотека зачастую вообще оказывается сбоку припекой и для системы образования, и для муниципальной библиотечной сети.
В Великих Луках все по-другому. Здесь привыкли действовать объединенной командой – и иначе жить уже не могут. Именно в объединении усилий видит свою задачу начальник городского Управления образования Александр Анатольевич Шулаев – главный генератор идей в великолукском образовании.
По его инициативе и при непосредственном постоянном участии группой специалистов, среди которых хочется назвать в первую очередь заместителя руководителя Информационно-методического центра Татьяну Олеговну Лозницкую и руководителя городского Ресурсного центра Валерия Викторовича Васильева, создан и оперативно поддерживается образовательный портал с емким и образным названием – Www. eduvluki. ru/ . Название это, с одной стороны, традиционно: edu от education (образование), а дальше сокращенное название города Великие Луки. Но какая замечательная игра слов получается! Короткое, энергичное приглашение – отправиться в образовательную столицу Псковской области, пусть даже и через Интернет.
Итак, едем в Луки!
А там есть что посмотреть – проверьте сами. Портал городского Управления образования составит достойную конкуренцию многим областным и даже федеральным образовательным порталам. По разнообразию. По насыщенности.
По мобильности, наконец: он обновляется практически ежедневно (тогда как, например, сайты Министерства или Рособрнадзора могут иметь в рубрике “Новости” информацию двухмесячной давности). В этом обновлении участвуют все образовательные учреждения города, представленные на портале своими специальными сайтами (даже детские сады имеют в Великих Луках собственные Интернет-странички!). Все события, встречи, конкурсы, семинары и конференции отражаются на портале мгновенно.
Это позволило руководству создать реально действующую информационную сеть, сэкономить время и силы педагогов (например, весь документооборот в образовании переведен в электронную форму и осуществляется через портал), а самое главное, создать ощущение постоянно бурлящей жизни в образовании – сфере, не радующей нас избытком энергии.
Эта виртуальная энергетика распространяется в жизнь реальную. Не во всяком крупном областном городе на двухдневный семинар собиралось столько народу, сколько в Великих Луках: на каждом занятии присутствовало более ста человек.
Давно я не видел так много молодых, энергичных учителей и библиотекарей, такую работоспособную аудиторию, готовую спрашивать, записывать, уточнять, спорить – и не отпускать ведущего даже на перерыв. Давно я не был в регионе, где передо мной ни разу (!) не был поставлен вопрос о низкой зарплате. Не потому что зарплаты здесь особо высоки (серьезная работа по переходу на новую систему оплаты труда и сглаживанию разных экономических и психологических шероховатостей, которая ведется в Великих Луках, – тема отдельного разговора), а потому что учителям есть о чем говорить помимо зарплаты. Я не знаю, почему так происходит, что в одних регионах чувствуешь спиной разлитую кругом депрессию и усталость, а в других (увы, гораздо реже!) ты сам получаешь мощнейший творческий заряд.
Так произошло в Великих Луках.
“Отчего у вас так?” – спрашивал я всех подряд, от начальников до простых учителей. “Да не знаем сами. Как-то так вот живем, по другому не умеем… Как одна семья” – это учителя. “Я вот о чем думаю: надо нам взять автобус и свозить словесников на денек в Москву, в сильные школы, посмотреть уроки. Так, это мы решим…
Теперь вот что, давайте-ка в феврале сделаем здесь совместно с “Первым сентября” выездной марафон педагогических предметов. Да, и вот еще какая мысль мне пришла…” – это начальник управления. Вот и еще “картинка с выставки”: “Ко мне, знаете, зачем учителя в ИМО бегут? – рассказывает Татьяна Олеговна Лозницкая. – Чего, говорят, Вы давно на урок не приходили?
Я там всего интересного напридумывала, а Вы все не идете…” Жадные до всего нового, хотящие учиться и учить, готовые даже собственный выходной день провести, обсуждая с коллегами свое профессиональное дело, – это все я увидел на семинаре и почувствовал в великолукском воздухе. А уж когда после семинара группа учителей отправилась в книжный магазин покупать те книги, о которых только что шла речь, я сдался совсем.
На уроке словесности в лицее № 11 г. Великие Луки
Придется ехать в Луки еще раз. Чтобы разобраться в их тайне. Ведь проблем и здесь множество. Псковская область одна из тех, где проходит эксперимент по новой оценке качества образования.
Для учителей переход на эту систему весьма травматичен. Ведь в этой системе главным показателем качества становятся достижения ученика. А замеряются они близким к ЕГЭ способом – “независимыми экспертами проводятся независимые срезовые работы”.
Оценка, полученная таким образом, считается достоверной (тем более что проходят эти контрольные под прицелом веб-камер, чтобы все уж совсем было честно). Но мы все прекрасно знаем, как много факторов влияет на эту оценку. Это результат деятельности не одного лишь учителя.
Здесь важен и исходный уровень ученика, и его психологические особенности, и принадлежность его семьи к определенному социальному слою, и возможности школы, и особенности программы. Сами КИМы далеко не безупречны и на федеральном уровне – где гарантия, что они хорошо делаются на уровне региональном? И потом, сама идея априорного недоверия к учителю, которая просто выпирает из-за спины независимого мониторинга, так ли уж она благотворна для системы образования, которая занимается воспитанием человека?
Все эти серьезные вопросы знакомы не понаслышке и великолукским педагогам. И тем не менее они как будто не сбивают их с какого-то главного, избранного ими курса. Небольшой, но крепко слаженный и хорошо оснащенный корабль великолукского образования под руководством своего капитана очень уверенно прокладывает маршрут среди водоворотов и мелей неспокойного и мало исследованного образовательного моря.
Стоит присмотреться к этой команде.