Двухсложные размеры стиха

Оформление урока. Картина непопулярного художника “Петербург. Наводнение”. Холст.

Масло. 1824 год; миниатюра из слоновой кости А. Винтергальдера – начало 1820-х годов.

Словарь

Муза – в древнегреческой мифологии каждая из девяти богинь, покровительниц искусств и наук.

Евтерпа – богиня лирической поэзии.

Эрато – богиня любовной поэзии.

Парнас – горный массив в средней части Греции, на котором, по поверьям древних греков, жили музы.

Эпиграф. Поэзия – это то, что от Бога. Это скоропись духа. Это словесная

музыка.

Это душа (В. Шаламов).

Цель урока. Познакомить на классических образцах с ритмической основой ямба и хорея, пробудить интерес к стихосложению, к поэзии.

I. Стихи и проза! Вы различаете их? Как? А сами говорите стихами или прозой?

Что ж, верно, с точки зрения формы в стихах есть ритм и рифма прежде всего. Но есть в поэзии еще нечто, что В. Шаламов называет скорописью духа, словесной музыкой, душой. Давайте послушаем, почувствуем эту душу поэта.

Медлительной чредой нисходит день осенний.
Медлительно кружится желтый лист.
И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист.
Душа не избежит невидимого

тленья,
Так каждый день стареется она.
И каждый год, как желтый лист, кружится.
Все кажется и помнится и мнится,
Что осень прошлых лет была не так грустна.
(А. Блок)

И каждый вечер в удивленье, что до сих пор еще живой,
Я повторял стихотворенья и снова слышал голос твой.
И я шептал их, как молитвы, их почитал живой водой,
И образком, хранящим в битве, и путеводною звездой.
(В. Шаламов)

А. Блок, чудотворец русского стиха, раскрывает нам красоту в “обычном”. Для Шаламова стихи – это спасительная молитва, живая вода. Мандельштам сказал: “Только человек, любящий поэзию, имеет душу”.

II. Взглянем вот на эту картину непопулярного художника “Петербург. Наводнение” (1824). На картине изображен каменный Большой театр.

Площадь перед зданием театра, окружающие строения, в глубине Никольский собор – все затоплено. Среди волн – обломки, вплавь пробирающиеся лошади, тонущие экипажи, люди, ищущие спасения, – необычный и страшный вид столицы. Картина может стать иллюстрацией к этим строчкам из пушкинского “Медного Всадника”:

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась…

Обломки хижин, бревна, кровли,
Товар запасливой торговли,
Пожитки бледной нищеты,
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размокшего кладбища
Плывут по улицам. Народ
Зрит Божий гнев и казни ждет.
Увы! Все гибнет: кров и пища!
Где будет взять?

Не правда ли, описание наводнения в стихах производит более сильное, более жуткое впечатление от разгулявшейся стихии. Как вы думаете, почему? (Чтобы душа слушателя затрепетала, нужен ритм.)

Теперь посмотрим сюда. Перед вами миниатюра из слоновой кости А. Винтергельдера. На ней очаровательная актриса Истомина, блистательная балерина. Портрет создан в пору ее сценической славы.

Она в роли вакханки сидит в гроте в белой тунике и венке из виноградных листьев. Пушкин одно время был сильно увлечен ею, “волочился” самым настоящим образом. Это один из лучших ее портретов. Но вот как воспел (описал) ее поэт в “Евгении Онегине”:

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Стоит Истомина. Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит.
И вдруг прыжок, и вдруг летит.
Летит, как пух от уст Эола.
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.

Кому же удался более портрет Истоминой? Пушкину, художнику, учителю, описавшему картину?

Поэту… Сила стиха – в ритме, прежде всего ритм, потом все остальное. Ритм, читаем в толковом словаре, – это Порядок, правильная смена чередующихся единиц.

Вот этот стихотворный порядок мы будем искать с вами вместе и делать выводы.

Памятка. Чтобы определить размер стиха, надо графически расставить ударения, определить число и порядок чередования ударных и безударных слогов.

III. Записаны на доске и в тетрадях строчки, посмотрим, как располагаются здесь ударные и безударные слоги, единицы стиха:

Расставлены ударения, обозначены безударные слоги, получился рисунок:

Вводим понятие стопы, считаем их в строке, называем размер – четырехстопный ямб. То же самое проделываем со строчками:

Мчатся тучи, вьются тучи,
Невидимкою луна…
(Это четырехстопный хорей.)

Обращаем внимание учащихся: в чистом виде размеры существуют редко, всегда есть отклонения: один ударный заменяется безударным и наоборот, недостает одного из слогов, как в последнем случае (безударного). Такие отступления обогащают возможности стиха, делают его более гибким, разнообразным.

Итак, некоторые выводы. Разные размеры стиха – разнообразен музыкальный характер фразы. Количество слогов в стопе не всегда два, бывают стопы и трехсложные.

Но о них речь впереди.

IV. Откроем страницу 13 хрестоматии, запишем строчки из пушкинского фрагмента “Полтавский бой”, определим размер, посмотрим, есть ли отклонения от правила.

Каким размером написана поэма? Какие отклонения от нормы заметили? Чем они оправданы?

Задержите ваше внимание на этих строчках. Вслушайтесь. Как звучит стих? Отрывисто, как бы в такт сражению: каждая строка рвется от обилия вмещаемых ею отдельных слов.

Каждое слово – картина, смена картины идет стремительно, как в кадре.

Лаконизм. Рифма с ударением на последнем слоге именуется Мужской. Твердые мужские рифмы поддерживают впечатление какое? ( Жестокого боя.) Сочетание звуков, , создают звукообраз какой? ( Рубки, Жужжания пуль, скрежета клинков и штыков.)

Обилие глаголов и смена картин помогают услышать что? ( Гул сражения.) Так создается эффект видения боя. Это и есть поэзия. Вот в таком единстве ритма, рифмы, грамматики и синтаксиса возникает потрясающий художественный образ боя.

Попутные знания

знакомство с видами рифмовки; перекрестные рифмы; мужские и женские; дактилические.

V. Практическая часть. Трудно ли сочинять стихи? Попытаемся.

Предлагаю ученикам четверостишия “короля русской рифмы” Дм. Минаева. Подберем рифмы сами, определим размер стиха (задание можно дать по группам на карточках).

1)

Ты истину мне горькую сказал.
И все-таки прими за это благодарность,
На мелочи талант я (разменял),
А ты по-прежнему все крупная (бездарность).

2)

По Невскому бежит (собака),
За ней Буренин, тих и (мил).
“Городовой! Смотри, однако,
Чтоб он ее не укусил”.

3)

Область рифм – моя стихия
И легко пишу (стихи я)
Даже к финским скалам бурым
Обращаюсь с (каламбуром).

4)

И встречаясь с Изабеллою,
Нежным взглядом дорожу,
Как наградой. (И за белую)
Ручку взяв ее, (дрожу).

Дополнительные знания об авторе. Кто это? Рифмоплет?

Зубоскал? М. Горький относил Минаева к компании самых резких и демократически настроенных людей того времени. Четырнадцать лет отдал он сатирическому журналу “Искра”, где его рифмы заострились “до осиного жала”.

Прочтите стихи выразительно, и получится, что беднягу лупят под лопатку Паткули (Паткуль – обер-полицмейстер Петербурга), что надо гнать Игнатьева (генерал-губернатора столицы).

Сладко ли, не сладко ли –
Все: по шее ль бьют,
Лупят под лопатку ли…
Так не плачь, кума,
Позабудь, Кондратьевна:
Нужно из ума
Гнать, и гнать, и гнать его…

В качестве Домашнего задания можно предложить сочинить свои четверостишия на определенный размер.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Двухсложные размеры стиха