“Двенадцать” Блока А. А. как поэма символизма

Все преходящее – только подобие.
И.-В. Гете
А. А. Блок (1880- 1921) считается самым талантливым поэтом среди русских символистов, а поэма “Двенадцать” – вершиной его творчества, так как в ней ярко отразились художественные принципы символизма.
Русский символизм как литературное направление появился в 90-е годы XIX века и был обусловлен новой общественной ситуацией (развитием и кризисом капитализма) и новыми философскими системами (например, неоплатонизмом). В символизме человек и его отношения с миром понимаются иначе, чем в реализме;окружающая

жизнь представляется поэту или художнику не как рациональная, объяснимая действительность, а как фантастический и алогичный хаос.
Материальный мир рисуется символистами как маска, сквозь которую просвечивает другой (потусторонний) мир, каждое явление реального мира фигурирует лишь как символ (знак) какой-то идеи. Иными словами, произведение символизма всегда построено на антитезе: потусторонний мир идей – здешний мир, являющийся призрачным, неясным отпечатком того мира. У Блока образы в их прямом, реальном значении остаются мало связанными, раздробленными, но эти образы приобретают
связь и смысл “за пределами видимости” (во “втором плане”), то есть при их символическом истолковании.

Например, в “Двенадцати” в первой главке изображается вечер в зимнем Петрограде, с падающим снегом, с разгулявшимся ветром. Автор рисует торопящихся прохожих (старушку, интеллигента, попа, барыню, бродягу), неподвижного стоящего буржуя; приводит обрывки их разговоров. В этой реальной уличной сценке Блок сталкивает все слои русского общества (мещанство, интеллигенцию, духовенство, дворянство, деклассированные элементы, буржуазию), и сценка приобретает символическое значение: поэт показывает разное отношение к революции названных слоев общества.

А вот другая уличная картинка: бездомный шелудивый пес тащится за патрулем. Но в поэме автор сам заявляет, что пес – символ “старого мира”:

Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос,
А старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост. (9)
Реальная сценка переосмысливается и приобретает символический подтекст: “старый мир” по пятам следует за красногвардейцами – представителями “нового мира”.
Игра символов связана с числом двенадцать. В поэме двенадцать главок, действительным историческим фактом является то, что красногвардейский патруль состоял из двенадцати человек. Но когда в конце поэмы впереди двенадцати красногвардейцев появляется Христос с кроваво-красным флагом, патруль переосмысливается в общеизвестный библейский символ. Теперь красногвардейцы становятся апостолами нового времени, а Ванька, бывший их дружок, изменивший революции, моментально ассоциируется с Иудой, учеником-предателем Христа.

Теперь и сама революция может быть воспринята как пришествие Нового царства, о котором говорится в Библии.
У каждого поэта-символиста складывается свой круг более или менее устойчивых образов-символов, но таких условных и прихотливых, что нужен особый авторский “ключ” для их понимания. В “Двенадцати” сквозным символом становится ветер, который появляется в девяти из двенадцати главок. Метель и ветер – устойчивые символы в творчестве Блока (например, его знаменитый цикл “Снежная маска” 1906).

Но что они обозначают? Можно сказать, что образ ветра символизирует у поэта движущееся, меняющееся время. Или другое предположение: ветер символизирует отношение Блока к революции, показывает предчувствие и ожидание надвигающейся революционной бури, которая должна смести “старый мир” с исторической арены, а белый снег подчеркивает чистоту этого революционного вихря.

Однако это только догадки: Блок, как и другие символисты, избегал прямого выражения идеи, логического раскрытия темы, однозначного истолкования символа, поэтому поэзия символизма доступна только очень узкому кругу “посвященных” читателей.
Все описываемые явления в поэтике символизма лишены реальной конкретности, колорита места и времени. Образы у поэтов-символистов становятся знаками отвлеченных сущностей. Красногвардейский патруль, который проходит через ночной Петроград, состоит из двенадцати человек, но об этих героях читатель ничего не знает, они в поэме никак не охарактеризованы: ни по возрасту, ни через портрет, ни через предысторию, ни через социальное и семейное положение. Только об одном из них – о Петрухе – известно, что у него была “страстная любовь” с Катькой.

Девица-изменница теперь гуляет с богатым Ванькой, а до Петрухи у нее были романы с офицерами, юнкерами и т. д. Еще в поэме будут звучать горькие стоны Петрухи по поводу смерти Катьки и его проклятья буржую, который, оказывается, виноват в этой смерти. Таким образом, на место яркого, полнокровного образа, который создавался в реалистической литературе, символисты поставили абстрактный образ-символ: живописать своих героев символисты не стремились, ибо для них важен не сам по себе герой, а его идея.
Поэты-символисты, выражая “потусторонюю идею”, использовали символику цветов. В “Двенадцати” из всего многообразия цветов и цветовых оттенков реального мира присутствуют всего три цвета: черный, белый и красный. Черная ночь над Петроградом, черная злоба кипит в груди, черные ремни на винтовках красногвардейцев, Ванька лихо крутит свой черный ус. И тут же белая метель, снег на земле, белые розы в венце Христа.

Контрастно выделяются на черно-белом фоне кроваво-красный флаг, которым машет Христос, и красная кровь Катьки на снегу, а в воспоминаниях Петрухи возникает пунцовая родинка неверной любовницы. В критической литературе можно найти объяснение этому набору цветов: от черного прошлого через кровь народ, по мнению автора, должен прийти к чистой, новой жизни. Но уверенно сказать, что это объяснение однозначно верно, нельзя, ибо символ у Блока принципиально многозначен.
Важную роль в поэзии символистов играет музыкальное начало, так как музыка не изображает явления реального мира, а дает интуитивное представление о нем. То же самое символисты стремились выразить в слове. В “Двенадцати” поэт показал, как он слышал революционные события: каждая из двенадцати главок имеет свой ритм: ритм частушки, раешника, романса, плясовой и разбойничьей песни, марша, молитвы, плаката и т. д. Так создается впечатление дисгармонии, вселенского хаоса, который царит в мире.

Это впечатление согласуется в поэме с поведением ветра: он носится по миру, рвет плакат об Учредительном Собрании, “косит” (валит с ног) прохожих и т. д. Понятно, что Блок воспринимает революцию как необузданную стихию. Это подтверждается образами ветра и движущегося патруля, а также издерганным, постоянно меняющимся ритмом главок.
Язык “Двенадцати” способствует выражению смятения, хаоса в мире. В поэме слышится многоголосие, составленное из отдельных реплик людей-представителей разных общественных слоев и групп. Старушка-мещанка охает и жалуется на трудную жизнь, длинноволосый интеллигент торжественно хоронит Россию, барыня в каракуле чувствительно восклицает, а двенадцать красногвардейцев крепко ругаются, употребляют просторечные формы слов (етажи, буржуй, у ей, елекстрический), жаргонные слова (падаль, керенки), грубо балагурят, обсуждая поведение Катьки. Так в поэме через многоголосие создается сложный образ народа-одновременно кроткого, безответного, разбойного, вольного, жестокого.

Современников поразила лексическая образность “Двенадцати”. Писатель А. М. Ремизов заметил, что в поэме “всего несколько книжных слов, но по-другому передать улицу невозможно”.
Подводя итог, можно сказать, что в поэме Блока “Двенадцать” отразились все главные принципы символизма. Для этого литературного направления характерно стремление поставить “неисчерпаемый” символ на место конкретного образа. Блок сам писал, что хочет
Все сущее – увековечить,
Безличное – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить! (“О, я хочу безумно жить…”) Символизм позволяет углубить содержание произведения, когда за изображением вполне узнаваемой ситуации возникает “второй, третий, четвертый и т. д. план”, благодаря которому в произведении выражаются авторские философские обобщения, исторические аналогии, привносится космичность чувств и страстей. Символизм связывает два мира – здешний и “мир идей”, в этом дуализме явлений и их сущностей заключена главная художественная особенность символизма как литературного направления.
В “Двенадцати” наблюдается редкая гармония содержания и формы литературного произведения. Блок понимает революцию как необузданную стихию и в природе, и в обществе, поэтому главным героем в поэме становится ветер. Все художественные приемы служат выражению этого впечатления от революции: человеческие фигуры находятся в движении (прохожие, патруль, лихач, который везет Ваньку с Катькой), плакат развевается над улицей между домами, метель вихрится по городу. Только буржуй на перекрестке “стоит безмолвный, как вопрос” (9).

В этом контрасте движения и неподвижности видится глубокое противопоставление. Блок бесконечно варьирует ритмы главок, сталкивает резко контрастные краски, передает многоголосие уличной толпы, смешивает разные языковые стили. Иными словами, в поэме все разнообразные приемы должны передать авторское восприятие революции, его взволнованность, тревогу, двойственное отношение к историческому событию, которое разворачивается у него на глазах.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Двенадцать” Блока А. А. как поэма символизма