“Два великана” анализ стихотворения Лермонтова, сочинение

Произведение посвящено войне 1812 года. Впервые произведение было напечатано в журнале “Колокол” в 1842 году, уже после смерти автора.

Стихотворение было написано к 20-ой годовщине победы русского оружия, когда боль потерь и разочарований, которые были вызваны нападением Бонапарта, уже поутихла и можно было посмотреть на минувшие события отстраненно, как на историческое событие. Тем более, это легко мог сделать юноша, которым и был Лермонтов на момент написания произведения. Для него происходившее два десятилетия назад представлялось,

как старинное предание.

Поэтому вполне понятно сравнение двух армий с древними героями – великанами.

В форме аллегории описывается противостояние русской армии и Наполеона Бонапарта с его трехсоттысячным войском. В произведении поднимается тема подвига русского народа, представленного в образе великана. Автор не умаляет роли Наполеона Бонапарта, также изображая его исполином. Надо отдавать себе отчет, что пока Наполеон не напал на Россию, его авторитет и величие были очень значимы, его считали военным гением и сильным лидером.

Нападение европейской коалиции было расценено в обществе, как предательство

со стороны французов.

Свойственным только ему языком аллегории Михаил Юрьевич рассказал историю противостояния двух богатырей, но каждому придал узнаваемые черты. Разница только в том, что образ русского великана собирательный, а “трехнедельный удалец” – это французский император. Наполеон, без сомнения, был военным гением и отличным организатором.

В России не было такой же харизматичной личности и войну выиграл не один полководец, а весь народ.

Стихотворение имеет черты фольклорного произведения, старорусского сказания. Это показывает лексика (“за горами, за долами”, ” хвать за вражеский венец” ). Простая организация поэтического стихосложения свойственна народному творчеству.

В качестве приема, усиливающего впечатление, используется антитеза, представленная следующими противопоставлениями: русский витязь спокоен и невозмутим, враг изображается наглым, дерзким. Русский богатырь старый, могучий, стоит на своей земле, за ним вся Россия с золотыми куполами (“в шапке золота литого старый русский великан”), а иноземец – скороспелый “трехнедельный удалец”. Видимо автор дает понять, что Наполеон быстро захватил власть, всего в течение трех недель.

Хотя Лермонтов отдает должное силе и власти чужестранца, – он тоже богатырь и силы у него столько, что вполне можно вступить в бой.

Но преимущество русского исполина очевидно, достаточно только одного движения головы, чтобы незваный гость “испугался и упал”. При этом он покинул русские земли, растерял всю силу и власть. Лермонтов намекает на ссылку Бонапарта. “Неведомый гранит” – это каменистая земля острова Святой Елены, где жил французский император после изгнания.

Он не смог оправиться после поражения от России и в 1815 году был сослан на остров, там он и умер в 1821 году.

Все произведение построено на олицетворении русской армии (народа) с былинным героем. Автор объединяет всю силу и величие русского духа и отождествляет ее со сказочным богатырем (образ всем знакомого с детства Ильи Муромца). Используется олицетворение и в качестве тропы. “Гремит рассказ” – прием, который говорит об известности и славе Наполеона.

Аллегория выражена во фразе “В шапке золота литого” – изображение православной церкви. Использование прилагательного после существительного – это фигура речи, которая называется инверсией.

Поэтичность творчества Лермонтова обеспечивается красочными эпитетами и сильными метафорами. “Помериться главами” – эта метафора кратко, но очень емко характеризует воинственность и равную мощь противников, их готовность вступить в бой. Эпитеты “рукою дерзновенной”, “неведомый гранит”, “улыбкой роковою” усиливают впечатление от рассказа.

Но самое впечатляющее в произведении – это великодушие русского великана. Он не взялся за оружие, хотя мог полностью уничтожить врага. Он только повернул голову, что говорит о том, что сила воина безгранична, но он не использует ее, чтобы полностью уничтожить незваного гостя, достаточно просто прогнать его с родной земли.

Стихотворение состоит из пяти строф, имеет 20 строк. Размер – хорей, стопа – четырехсложная, имеет перекрестную рифмовку.

Благодаря силе поэтического таланта Лермонтова в двадцати строчках уместилась целая поэма.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Два великана” анализ стихотворения Лермонтова, сочинение