Два вечных памятника в стихотворении “О доблестях, о подвигах, о славе…”

Красивое, личное, интимное стихотворение А. Блока… Перед нами – исповедь поэта, тайна его души, боль страстного человеческого сердца. Сказать, что это стихотворение о любви, – недостойно мало для понимания творчества А. Блока, для которого любовь – это и надежда, и страдание, неземное счастье и страшная мука – сама жизнь.

Именно поэтому за автобиографическим контекстом стихотворения (оно посвящено жене поэта – Л. Д. Блок, когда она, отчаявшись решить многочисленные проблемы сложной семейной жизни, ушла из дома и поступила на

сцену одного из петербургских театров) скрывается более глубокий смысл.

“О доблестях, о подвигах, о славе” – первые строки, вынесенные в заглавие, подразумевают ратные подвиги на поле битвы, имя которому жизнь. Но борьбе за жизнь противопоставлена любовь как созидательное начало. “Лицо в простой оправе” – символ веры в любовь, надежды на будущее и свет, исходящий от портрета, свет настоящего чувства. В стихотворении органично соединились прошлое, настоящее, будущее.

Читателю открылась судьба поэта, и через всю жизнь “прошло” “лицо в простой оправе”, так много значащее для лирического

героя.

О доблестях, о подвигах, о славе Я забывал на горестной земле” рядом был любимый человек, с которым тьма становилась светом. Но час настал, и ты ушла из дому. Я бросил в ночь заветное кольцо

Любовь для лирического героя Блока – костер самосожжения, полная отдача всего себя, а потому она всегда трагична. Трагична потому, что, поразив человека однажды, оставляет неизгладимый след в сердце. “Летели дни, крутясь проклятым роем…” – так поэт определяет вихрь опустошенной жизни, жизни “без божества, без вдохновенья”.

Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла

Синтаксический параллелизм и безжалостная антитеза замыкают вечный круг одиночества лирического героя, и в этом круге он наедине со своей болью. “Синий плащ” рефреном проходит сквозь все стихотворение. Синий – для Блока цвет родного, желанного, того, к чему стремится душа, и вместе с тем – недосягаемая высота, отчужденная временем и пространством. И после боли, страданий, горького одиночества удивительно ласковое: “Ты, милая, ты, нежная…” Его любимая затерялась в неведомом мире, среди “сырой ночи”, такая же одинокая в “промозглом” (эпитет “сырая ночь” выстраивает именно такой образный ряд), неприятном, чуждом городе.

Но это обращение – лишь отголосок былого чувства, подавленного грузом прожитых в ожидании лет. “Я крепко сплю” – неясный шорох ночи не выведет лирического героя из пустоты, и только в волшебных снах – “синий плащ”, “сырая ночь”, звуки и краски сказочной мечты молодости.

В стихотворении два действующих лица: “я” – одинокий, страдающий лирический герой, и “она” – таинственная незнакомка, нереальная в своей отчужденности, она далека и безучастна. Конфликт формируется с самого начала: несовместимость реальности и мечты (в лирике А. Блока 1908 года сохранились традиции “Стихов о Прекрасной Даме”), и “очи синие, бездонные” все так же манят своей недосягаемостью. Кольцевая композиция стихотворения подводит к трагическому выводу: нет возврата к прошлому, невозможно вернуть счастливые минуты безвозвратно ушедшей молодости. Любовь – это однажды… “Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола” – так лирический герой осознает неумолимое течение времени: то, что питало желание жить и любить, теперь убрано им со стола – “все миновалось”. А впереди – неясное, безликое будущее, и понятно одно: “Уж не мечтать о нежности, о славе”. Умершее не воскреснет, забытое не вернется во веки – печальная правда о любви как о лучшем ее проявлении.

Стихотворение “О доблестях, о подвигах, о славе…” затрагивает глубинные струны души читателя. Даже без знания биографического контекста рассчитано на понимание не разумом, но сердцем, так же как и бессмертное стихотворение А. С. Пушкина “Я помню чудное мгновенье…”. Частые реминисценции из пушкинского стихотворения (“И я забыл прекрасное лицо”, “Летели дни, крутясь проклятым роем”), сохранение того же размера подтверждают связь этих стихотворений.

Но, обращаясь столь явно к пушкинскому стихотворению, А. Блок полемизирует с ним, и доказательство тому – иной финал, обусловленный личным мировосприятием и ощущением поэта.

И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь” – это у Пушкина.

Лирический герой Блока “крепко спит”, и нет продолжения утраченной мечты о счастье. И все же стихотворение Блока “О доблестях, о подвигах, о славе…” и стихотворение Пушкина “Я помню чудное мгновенье…” – два шедевра, два памятника русской любовной лирики, и как памятники они вечны…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Два вечных памятника в стихотворении “О доблестях, о подвигах, о славе…”