Духовно-нравственное воспитание учащихся

Автор: Большаков Виктор Васильевич, преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО “Арзамасский техникум строительства и предпринимательства “, г. Арзамас Нижегородской области.

Описание материала: Предлагаю вам статью по проблеме воспитания души учащихся средних школ, техникумов, профтехучилищ. Данный материал будет полезен преподавателям среднего и старшего звена и классным руководителям, т. к. помогает развивать у воспитанников чувство эмпатии и интерсубъективности.

Воспитание души

В процессе формирования детской

души задействовано много различных моментов и средств, влияющих на нее как в положительную, так и в отрицательную сторону.

Хочется поделиться мнением по поводу роли в этом действе ученической стенгазеты. Но не простой, а в стихах!

Газета эта может называться по-разному. Например, “Поэтический календарь “, “С открытой душой “, “Я к Вам пишу “, “Мы Вас не забыли… “… Главное, чтобы в ней прослеживалось доброе отношение к окружающим нас людям!

В любом классе или параллели есть Дети, которые пишут стихи или пытаются их писать, но не говорят об этом никому или очень немногим

по разным причинам. Эти люди – самые главные помощники учителя в деле формирования доброй души школьных питомцев. Надо их только деликатно найти и привлечь.

Как?!

Все гениальное – просто.

Поделитесь на уроках идеей проявления щедрости на любовь к людям через поэтическую стенгазету. Предложите рубрики, разделы, определите периодичность выхода газеты… и должно будет свершиться маленькое чудо. Каждому начинающему “поэту ” в душе всегда хочется быть услышанным и узнанным, а тут как раз такой случай…

Можно, разумеется, предложить публиковаться под псевдонимом. Дети пойдут. Обязательно!

Теперь о разделах и рубриках. Это полностью на ваше усмотрение. Но думается, что начинаться газета должна с информации о поэте-классике, у которого в этом месяце День рождения.

Можно даже собрать целый стационарный стенд с карманами из оргстекла, в которые периодически будете помещать произведения детей, посвященные кому-то или чему-то. Ну, например, в рубрике “Маме ” ученик напишет о своей маме, а в рубрике “Люблю ” , может быть, признается кому-то в своем сокровенном чувстве, в рубрике “Поздравляем ” – лирическое поздравление с Днем рождения, победой в конкурсе, соревновании и т. д.

Таким образом мы разовьем у ребят чувство эмпатии – “постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека “. (Цит. по: Морева Н. А. Тренинг педагогического общения. – М.: Просвещение, 2003. – С. 301.). Через сочувствие, сопереживание, т. е. переживание собственных эмоций в связи с чувствами другого, мы сделаем душу пишущего и читающего чуточку чище. Это ли не благородное дело!!

Попробуйте! Не пожалеете!

Приложения к рубрикам. ( Стихи.)

“Маме “. “Люблю ” . “Поздравляем “. “Поймите меня “. “Помним “.

УШЕЛ…

Он не был Маяковским, не был Репиным,

А просто был Владимиром он, Ревиным,

Хорошим человеком, шутником, художником

И у судьбы, наверное, заложником.

Учил детей. Не поучал. Не мало!

И вот ушел – не стало…

Душе его пусть будет оправдание,

А нам, живущим, – назидание.

Уйдем ведь все. Вопрос лишь в том, когда,

Как скоро? Почему уйдем? Куда?..

Все в жизни завершается когда-то.

Морозец по спине. И жутковато.

Но Бог нам говорит при этом:

Ночь завершается рассветом…

Спи, друг. Спят окна кабинета.

Душа твоя уж дождалась рассвета.

(Бэвэ)

ОФА.

Эфемерная. Призрачно-нежная…

И душа ее тонко-розовая…

Поманила, да в дымке растаяла.

Не дождался – ушла азовская.

А какая была красивая!

Вся зовущая, вся космическая…

Эх, душа моя, плачь наивная –

Ты теперь не та – истерическая.

Хоть скажи, зачем приходила-то?

Для чего себя обозначила?

Как зовут тебя, зеленоглазая?

А в ответ, как на выдохе: ” ОФА я “.

Не сложилось, не стало главным,

Но, как капли, падает где-то

И высвечивается многогранно:

Где ты, милая девушка, где ты?!

(Бэвэ)

ПЧЕЛЕНОК.

Мама, Мама! Я пчела:

Вся в варенье борода,

На груди лежат полоски

И вот тут еще немножко.

Только я тебя люблю –

Никогда не уколю.

(Бэвэ)

КОЛЬЦА И ЛЮБОВЬ

Вьюга. Стынут на ветру пальцы.

Любовь замерзла так, что с пальцев съезжают кольца.

Они не чувствуют их – от них устали.

Как мы ни искали любовь – не отыскали.

Согреть не смогли ее, хоть и ходили кругами.

Потеряны чувства. А кольца? Тоже потеряны нами.

(Бэвэ)

Мартовский снег.

Рыхлый мартовский снег

Незаметно ловушку подстроил:

Провалился.

Ботинком холодной воды зачерпнул.

Капли – к телу. Впиваются.

Глубже.

К душе подступают.

Все. Попался –

В душистой весне утонул!

(Бэвэ)

В ладонях нет замков.

В ладонях нет замков –

Прикосновенья в них на ключ не замыкают.

Они, как сон, навеянный мечтой,

При “пробужденьи ” исчезают.

Их так легко застенчивых спугнуть.

Не удержать их силой. Знаю.

Эх, люди, люди, ну зачем вы тут?!

Через дорогу без оглядки убегает…

(Бэвэ)

ДУША ПОД КРЕСТАМИ

Кто-то верит в подвиг. Для того есть слава.

Кто-то верит в мудрость высшего бытия.

Для чего же, братцы, вывели Вас в исподнем,

Чтобы вместе с пулей Вас приняла земля?!

Захлебнулась песня, вырвавшись из тела,

Прямо на полуслове смертью оборвалась…

Затрепыхала крыльями вспугнутая птица

И унесла с собою не сказанные слова…

Распустилась черемуха ароматом пьянящим…

Вытащила из кровати звенящая тишина…

То, что у Вас было отнято вражескими автоматами,

Нам с тобой сохранила теребящая душу весна.

Вам, совершившим подвиг, отдавшим за это жизни,

Вечная память живущих, низкий поклон до земли.

Вы приняли пули, погибли во имя святой Отчизны,

Чтоб дети и внуки Ваши на подвиге проросли.

К подвигу быть готовым при повседневном ритме,

Не испугаться лавины сытости и вранья

И сохранить, что носили прадеды под крестами, –

В этом и кроется мудрость высшего бытия!

(Бэвэ)

Я хочу развести костер…

(05.02.2008.)

Я хочу развести костер,

Чтобы он отодвинул ночь,

Чтобы верных друзей разговор

Отогнал сновидения прочь,

Чтобы под переборы струн

Лился голос, не уставая,

Чтоб, хмелея от чудных дум,

Мы кивали бы в такт, подпевая,

Чтобы так до утра пробыть,

Прошлое вспоминая,

Чистым сердцем желать любить,

На любовь уповая…

Пусть холодный свет дальних звезд,

Отражающийся в костре,

Отогревшись, отдаст тепло

Тем, кого уже нет на Земле…

(Бэвэ)

Спасибо…

Спасибо тебе, вдохновение,

За легкое прикосновение.

Бездонное оцепенение

Убито сирени цветением.

И нежности пробуждение

От яблонь и вишен цветения

Так мягко заполнило душу.

Я ожил – поэзию слышу!

(Бэвэ)

ВЕРНЕМСЯ.

Мы все когда-нибудь уйдем.

Вернемся. Чем?! Колючками.

Цветами.

А мы, учителя, не спорьте, прорастем

Своими верными учениками!

(Бэвэ)


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Духовно-нравственное воспитание учащихся