“Дух отрицания…”
Наиболее резко по духу отрицания и во всей биографии художника развернулось позднее творчество Н. С. Лескова в его произведениях “Импровизаторы”, “Полунощники”, “Заон”, “Зимний день”, “Заячий ремиз”. Писатель размышляет над происходящими в общественной жизни России 90-х годов XIX века событиями, не видя путей 1 их развития, а лишь тупики, куда заводил страну господствующий режим насилия над человеком, сознание всеохватывающего кризиса системы,- все это придает новым вещам писателя гневную интонацию. Эти произведения
У него была своя позиция. Здесь Лесков выступал как гражданин, достаточно открыто занимающий честную позицию писателя-патриота, не имеющего права молчать “в годину горя”. Свою позицию он изложил достаточно ясно и откровенно: “Я люблю литературу как средство, которое дает мне возможность высказывать все то, что я считаю за истину и за благо; смотреть на нее как на искусство не моя точка зрения…” “Верхи”
Скажи всем людям на моем погребении, что я им заклинаю и всех моих родичей и наследников, щобы на вичны вики щоб никогда не було у нас в Перегудах ни жида, ни католика! От!..” И только мыслящая молодость России, “идя наперекор общественным традициям”, отдает свои силы живому служению трудящемуся народу. Лесков вскрывал безнравственность самой политической системы, ничуть не изменившейся от Аракчеева до Александра III.
Разрушительный пафос владеет писателем, но его поздние произведения не замыкаются в рамках одного – пусть господствующего – настроения. Авторские строки дышат надеждой в народном юморе “Заячьего ремиза”, присутствуют в портрете идущей в народ новой Дианы из Танагры (“Зимний день”). Его питает бодрый дух юной героини “Полунощников”, он звучит в заключительном аккорде той же повести: писатель надеется на нравственные силы молодого поколения, которые дают “ресурс к жизни во всяком положении… в борьбе со тьмою”. В этот период Лесков ясно осознал, что для него настал час итогов.
Он спешил высказать, и высказать возможно прямее и искреннее, все то, к чему привел его жизненный путь. Писатель осознал свои промахи и ошибки, подвел черту под неоспоримыми достижениями. До истинного признания своего творчества современниками Николай Семенович не дожил.
Только потомки оценили непреходящее значение его творений.
Related posts:
- “Дух высокий, могучий, но дух отрицания, гордости и презрения…” (по произведениям Дж. Г. Байрона) Поэты-романтики обладали уникальной способностью выражать в своих произведениях собственное “я”, отстаивая свободу самовыражения. Они придерживались девиза: “Поэт – это поэзия, поэзия – правда”. В своем творчестве, в своих героях поэты-романтики отображали самих себя, свои стремления, свои чувства, свое мироощущение – свою собственную судьбу. Наиболее ярко эта черта воплотилась в произведениях английского поэта Дж. Г. Байрона. […]...
- Дух сомнения и отрицания, дух мятежности в творчестве Лермонтова Эта тема получила широкую художественную разработку в знаменитом романе Лермонтова “Герой нашего времени” (1838-39 гг.). Вскоре после возвращения из первой ссылки с Кавказа Лермонтов переработал поэму “Демон”, задуманную еще в студенческие годы. Это монументальное поэтическое произведение посвящено также теме страданий человеческой личности. Подвергнутый деспотическому насилию, обреченный на изгнание, Демон явился жертвой того господства зла, которое […]...
- М. Ю. Лермонтов – “воплощение вечно печального духа отрицания и сомнения” (А. С. Долинин) 1. Мотивы разочарования и одиночества. 2. Образ демона, “духа отриианья, духа сомненья” в лирике Лермонтова. 3. Отголоски демонического начала в образе главного героя романа “Герой нашего времени”. И гордый демон не отстанет, Пока живу я, от меня, И ум мой озарять он станет Лучом чудесного огня; Покажет образ совершенства И вдруг отнимет навсегда И, дав […]...
- НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ (1831-1895) Родился в селе Горохове Орловской губернии в семье чиновника. Предки его происходили из духовного сословия. Детские годы прошли в поместье родственников, затем в городе Орле и на хуторе, где отец после Выхода в отставку занимался сельским хозяйством. Учился в Орловской гимназии, окончить которую не удалось: шестнадцатилетний юноша потерял отца, а имущество […]...
- Любовь к жизни и к людям, нравственная стойкость – вот основные мотивы повествования Лескова о русском человеке План 1. Проблема русского национального характера в творчестве классиков русской литературы. 2. Творчество Н. С. Лескова. 3. Образ русского человека в произведениях Н. С. Лескова. Проблема русского национального характера в литературе второй половины девятнадцатого века занимает одно из центральных мест. Причиной тому стал расцвет активной деятельности различных революционных политических течений, в том числе и движения […]...
- Привидение в Инженерном замке рассказ (Лесков Н С) Николай Семенович Лесков (1831-1895) с глубоким интересом относился ко всяким жизненным явлениям и ценил подлинные истории, предпочитая их вымыслу. Рассказы – а их особенно любил писать Лесков – чаще всего написаны в форме воспоминаний. “Привидение в Инженерном замке” имеет подзаголовок “Из кадетских воспоминаний”. Эта история была рассказана писателю одним из ее участников, бывшим воспитанником кадетского […]...
- Язык рассказа Николая Лескова “Левша” 1880 е гг. – период расцвета творчества Н. С. Лескова. Он потратил всю жизнь и все силы на то, чтобы создать “положительный” тип русского человека. Он отстаивал интересы крестьян, защищал интересы рабочих, обличал карьеризм и взяточничество. В поисках положительного героя Н. С. Лесков часто обращается к людям из народа. “Левша” – одна из вершин художественного […]...
- Язык рассказа Лескова “Левша” 1880‑е гг. – период расцвета творчества Н. С. Лескова. Он потратил всю жизнь и все силы на то, чтобы создать “положительный” тип русского человека. Он отстаивал интересы крестьян, защищал интересы рабочих, обличал карьеризм и взяточничество. В поисках положительного героя Н. С. Лесков часто обращается к людям из народа. “Левша” – одна из вершин художественного творчества […]...
- “В каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума – дума не о судьбе лица, а о судьбе России”. М. Горький (по рассказу Н. С. Лескова “Человек на часах”) Рассказ Лескова “Человек на часах” был написан в 1887 году. Это произведение повествует об одном случае, которое писатель называет “отчасти придворным, отчасти историческим анекдотом”. Но, я думаю, в своем рассказе Лесков затрагивает много важных проблем. Все они заставляют меня о многом задуматься. Что же произошло, что описывает этот рассказ? Ночью часовой Постников стоял на своем […]...
- Трагическое и комическое в сказе Н. С. Лескова “Левша” Для меня Лесков Н. С. всегда был особенным художником: в его творчестве ни лишних слов, ни пространных рассуждений автора. Его проза – это картины, почти как фотографии, но чуть-чуть приукрашенные, для того чтобы не было так грустно смотреть на действительность. На первом, по-моему, месте среди всех его произведений стоит “Левша”. Этот сказ обладает удивительными свойствами: […]...
- План сочинения: Русский народ и его огромный внутренний потенциал в творчестве Лескова Русский народ и его огромный внутренний потенциал в творчестве Н. С. Лескова Для творчества Н. С. Лескова характерен оригинальный, самобытный взгляд на русскую действительность. В буднях русской жизни писатель сумел увидеть мир удивительного и необыкновенного. Лесков – художник необычайно широкого тематического диапазона. Он создает в своих произведениях вереницу социальных типов, человеческих характеров. И среди них […]...
- Над чем меня заставляет задуматься рассказ Н. С. Лескова “Человек на часах” Рассказ Лескова “Человек на часах” был написан в 1887 году. Это произведение повествует об одном случае, которое писатель называет “отчасти придворным, отчасти историческим анекдотом”. Но, я думаю, в своем рассказе Лесков затрагивает много важных проблем. Все они заставляют меня о многом задуматься. Что же произошло? Ночью часовой Постников стоял на своем посту. И вдруг он […]...
- Русская история в рассказе Н. С. Лескова “Левша” Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту таких творцов литературы, как Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания ее бытовых загадок и тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников. Лесков обладал редким художественным […]...
- Левша Лесков Николай Семенович 1831-1895 Левша (сказ о тульском косом левше и о стальной блохе) По жанру произведение напоминает сказку или легенду, в тексте очень много старинных выражений и слов, благодаря которым мы незаметно попадаем в ту эпоху. Это история о небывалом мастерстве тульских оружейников, о простом русском народе, который верует в Бога и с усердием […]...
- Россия в повести Н. С. Лескова “Очарованный странник” Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить… Ф. И. Тютчев Я хочу рассказать вам о моей любимой книге, о повести Н. С. Лескова “Очарованный странник”. Когда я читала это произведение, оно потрясло меня своей искренностью, душевностью, реалистичностью описания образов. Повесть была написана во второй половине XIX века, в трудное, противоречивое для России время. Оно […]...
- Жажда света в произведениях Н. С. Лескова по рассказу “Овцебык” Лесков… – волшебник слова, но он писал не пластически, а – рассказывал и в этом искусстве не имеет равного себе. М. Горький В 60-х годах прошлого века в русской литературе, как бы особняком, существовало творчество замечательного русского писателя-рассказчика Николая Семеновича Лескова. Особняком потому, что он не принял душой устремления современной ему литературы, отмеченной нигилистическими, революционными […]...
- Образ русского человека в сказке Н. С. Лескова “Левша” Сказка Николая Семеновича Лескова “Левша” – произведение удивительной судьбы. Многие критики считали, что в нем Лесков смеется над русским народом, что он просто собрал в одно произведение рассказы тульских мастеровых. Это говорит о том, что Лесков очень хорошо знал жизнь народа, его характер, речь и нравы. Это произведение Лесков придумал сам – таким замечательным писателем […]...
- Художественный мир Лескова (мое читательское восприятие) Каждый писатель в своем произведении создает мир (который принято называть художественным), отличающийся не только от других художественных миров, но и от мира реального. Причем давно замечено, что в разных произведениях одного и того же писателя “миры” могут быть тоже разными, варьируясь в зависимости от характеров изображаемых героев, от сложности социальной или духовной обстановки, изображаемой автором. […]...
- Нравственность Катерины Измайловой в повести “Леди Макбет Мценского уезда” Полемизируя с революционными идеологами, апеллирующими прежде всего к пробуждающемуся самосознанию народа, Лесков не случайно акцентирует в этих ранних рассказах детскую наивность в поведении мужика, подавленность его сознания всякого рода предрассудками, восходящими порой еще к языческой древности, импульсивный характер его действий, незрелость нравственного чувства. Вместе с тем в этих же произведениях он обнаруживает высокий потенциал особой […]...
- “Особенный писатель” В структуре произведений Лескова особую роль играет анекдот. Подобно детективу у Достоевского он призван был заинтриговать читателя, подстегнуть его интерес. Произведения Лескова пестрят небольшими вставными историями с неожиданной развязкой. Неожиданность, сюрприз, странная история – это понятия, столь же органически присущие художественному миру Лескова, как загадка, мрачная тайна, скандал – художественному миру Достоевского. При помощи этих […]...
- Тема маленького человека в творчестве Лескова Интереснымм образом решал проблему маленького человека Лесков. Его герой – совсем не обязательно мелкий чиновник – чаще это мужик, мастеровой, мещанин, монах. В маленьких людях Лескову дорога их скромность, даже непритязательность в соединении с удивительным талантом, истинно христианским духом, непоколебимой стойкостью. Наиболее яркий образ такого человека дал Лесков в одном из своих лучших рассказов – […]...
- Русская история в рассказе Николая Лескова “Левша” Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту таких творцов литературы, как Л. Н. Толстой, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания ее бытовых загадок и тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников. Лесков обладал редким художественным […]...
- Русский характер в очерке Н. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” Николай Семенович Лесков вошел в литературу как создатель сильных человеческих натур. “Леди Макбет Мценского уезда” – история трагической любви и преступлений Катерины Измайловой. Выступив соперником автора “Грозы”, Лесков сумел нарисовать несравненно более трагический бунт героини против поработившего ее мира собственности. Дочь простонародья, унаследовавшая и народный размах страстей, девушка из бедной семьи становится пленницей купеческого дома, […]...
- Какие возможности открыл жанр сказки для Салтыкова-Щедрина? В конце своего творческого пути Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки. Здесь он получил возможность использовать такой прием, как иносказание, “эзопов язык”. Это позволило писателю, под видом выдуманных историй, рассказывать о пороках современной жизни. Так, в сказках Щедрина, как и в русских народных, часто действуют животные. Однако под этими масками легко узнать людей с их недостатками […]...
- Раннехристианские легенды в произведениях Н. С. Лескова “Скоморох Памфалов”, “Гора”, “Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-жидовине” От рассказов о русских страдальцах и чудаках Николай Семенович Лесков логически переходил к легендам на темы нехристианской литературы “Скоморох Памфалов”, “Гора* “Сказание о Федоре-христианине и о друге его Абраме-Жидовине”, персонажи которых рисовались двойниками и предтечами российских праведников. Глубинный легендарно-исторический фон был тем более важен, что в творчестве Лескова конца 70-х годов XIX века появляется серия […]...
- “Народный глас” в творчестве Н. С. Лескова Глубоко веруя в духовную силу народа, Лесков тем не менее был далек от его идеализации и от сотворения кумиров. Писатель свою позицию объяснял тем, что он “изучал народ не но разговорам с петербургскими извозчиками”, а “вырос в народе” и что ему “не пристало ни поднимать народ на ходули, ни класть его себе под ноги”. Подтверждением […]...
- План сочинения – Русский человек в произведениях Лескова Русский человек в произведениях Н.С. Лескова I. Вступление Проблема русского национального характера была весьма актуальна в середине XIX века. Ее ставили и пытались решить такие писатели, как Достоевский, Л. Толстой, Салтыков- Щедрин и др. У Лескова был свой подход к этой проблеме. II. Главная часть 1. Лесков видел наиболее яркое проявление русского национального характера в […]...
- Роль идеологического спора в литературном произведении То, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Л. Толстой Лев Николаевич Толстой – писатель-философ, глубоко, последовательно и своеобразно рассуждающий о смысле бытия, непреходящих человеческих ценностях, о роли личности в истории. В романе “Война и мир” писатель дает законченную философскую систему по многим направлениям. Порой это отвлеченные авторские рассуждения на определенную тему или […]...
- Поэтический мир Александра Блока (2) Александр Александрович Блок – поэт, который уловил противоречие и величие той эпохи, в которой он жил. Он принадлежал к той части русской интеллигенции, которая искренне и бесстрашно пыталась определиться в сложной общественной и идейной борьбе, найти свое место в народной жизни России, в революции. Изменив свои представления о мире и искусстве, пережив в поисках правды […]...
- Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник? Н. С. Лесков вырос в народе. О себе писатель говорил следующее: “Я знаю русского человека в самую его глубь…Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе на гостомельском выгоне с казанком в руке, я спал с ним на расшитой траве ночного выгона под теплым овчинным тулупом”. Очевидно, именно поэтому […]...
- Какие герои русской литературы подобно Пьеру и Андрею спорят о жизни и общественном устройстве? Для того чтобы раскрыть важнейшие общественные проблемы, высказать и доказать свою точку зрения, многие писатели, как и Л. Н. Толстой, приводят в своих произведениях споры главных героев. Так, в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Евгений Базаров не раз вступает в “поединок” с братьями Кирсановыми. О чем бы они ни спорили : о нигилизме, […]...
- Русская действительность в рассказе Н. С. Лескова “Старый гений” Русская действительность в рассказе Н. С. Лескова “Старый гений” Н. С. Лесков принадлежит к поколению писателей 60-90-х гг. XIX в., горячо любивших Россию, ее талантливый народ и активно выступавших против угнетения свободы и подавления свободы личности. Им созданы очерки, романы, рассказы о судьбе простых людей, о самобытных исторических личностях, о злоупотреблениях властью, откровенном хищничестве. Иные […]...
- Биография Лескова Николай Семенович Лесков – прозаик, самый народный писатель России, драматург. Автор известных романов, повестей и рассказов, таких как: “Некуда”, “Леди Макбет Мценского уезда”, “На ножах”, “Соборяне”, “Левша” и многих других, создатель театральной пьесы “Расточитель”. Ранние годы Родился 4 февраля 1831 года в селе Горохове Орловской губернии в семье следователя и дочери обедневшего дворянина. У них […]...
- Фольклорные традиции в произведении одного из русских писателей XIX века. (Н. С. Лесков. “Левша”.) Мало кто из писателей девятнадцатого века так широко использовал фольклор и народные традиции в своем творчестве. Глубоко веруя в духовную силу народа, он тем не менее далек от его идеализации, от сотворения кумиров, от “идольской литургии мужику”, используя выражение Горького. Писатель свою позицию объяснял тем, что он “изучал народ не по разговорам с петербургскими извозчиками”, […]...
- Русский национальный характер в изображении Н. С. Лескова Произведения Лескова завораживают читателя, заставляют его задуматься, проникнуться самыми сложными вопросами, касающимися человеческой души, особенностей русского национального характера. Герои Лескова могут быть разными – сильными или слабыми, умными или не очень, образованными или неграмотными. Но в каждом из них есть какие-либо удивительные качества, возвышающие этих героев над многими из их окружения. На первый взгляд Лесков […]...
- М. Горький < p>Как Художник слова Н. С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок ее, тонким знанием великорусского языка он […]...
- Русский характер в произведении Н. С. Лескова “Леди Макбет Мценского уезда” Николай Семенович Лесков вошел в литературу как создатель сильных человеческих натур. “Леди Макбет Мценского уезда” (1864) – история трагической любви и преступлений Катерины Измайловой. Выступив соперником автора “Грозы”, Лесков сумел нарисовать несравненно более трагический бунт героини против поработившего ее мира собственности. Дочь простонародья, унаследовавшая и народный размах страстей, девушка из бедной семьи становится “пленницей” купеческого […]...
- Тема трагической судьбы талантливого русского человека в повести Лескова “Очарованный странник” Русский писатель XIX века Н. С. Лесков был знатоком русской патриархальной жизни. Его называли бытописателем за прекрасное знание психологии и нравов крестьянства, ремесленников и рабочих артелей, чиновников различных рангов, духовенства, интеллигенции и военных. Он прославился как оригинальный мастер русского языка и талантливый сатирик, обличающий несправедливость властей. В 60-е годы XIX века, когда Лесков начинал свою […]...
- О чем сказ лескова левша? Помогите срочно надо небольшое сочинение Рассказ Лескова ” Левша” можно назвать сказом так, как все что происходит, пересекается с реальными героями. Также здесь присутствует своя речь, что характерно для сказа. Левша народный герой. Лесков говорил “… Там, где стоит “левша ” надо читать “русский народ”. Он говорил так, потому что в образе показан простой человек и даже в тексте его […]...
- Знаменитый сказ Лескова о косом Левше Колоритный характер даровитого русского человека, мера его творческих возможностей и его судьба в России оказываются в центре внимания Лескова и в более позднем его произведении – знаменитом сказе о косом Левше (1882). Сознавая известную родственность этой повести “Очарованному страннику”, Лесков намеревался впоследствии опубликовать оба этих произведения вместе под общим названием “Молодцы”. В раскрытии характера этого […]...