“Душно – и все-таки до смерти хочется жить” О. Э. Мандельштам (По творчеству поэта)

1. Основные этапы творческого пути поэта.
2. Основные темы лирики Мандельштама.
3. Трагическая гибель поэта.
О. Э. Мандельштам родился в семье ремесленника, впоследствии ставшего купцом. Вместе с родными мальчик переехал в Петербург, где окончил Тенишевское училище. Немало повлияла на юношу личность преподавателя литературы – известного ученого-пушкиниста и поэта В. В. Гиппиуса. Юноша поступил и успешно окончил историко-филологический факультет Петербургского университета.

Еще в школьные годы он стал увлекаться поэзией.
Свое

первое стихотворение Осип Эмильевич опубликовал в журнале “Апполон” в 1909 году. Его завораживает символизм своим новаторским подходом к стиху, к форме и содержанию поэтического произведения. Молодой поэт посылает свои стихи В. И. Иванову и в своем творчестве старается совместить “суровость Тютчева с Ребячеством Верлена”. Одновременно он довольно трагично воспринимает окружающий мир и даже ищет пути выхода из этой ситуации в религии.

В 1911 году молодой человек обращается к новому направлению в искусстве – акмеизму. Немаловажную роль в этом сыграло общение с Н. С. Гумилевым и А. А. Ахматовой.

Именно в акмеизме Мандельштам видит возможность преодоления хрупкости человека и твердости мироздания через творчество.

Многие его лирические произведения написаны, исходя из контекста истории культуры. Отсюда у Мандельштама так много исторических образов, а поэзия наполнена мотивом трагического переживания гибели культуры:

Прославим власти сумрачное бремя,
Ее невыносимый гнет.
В ком сердце есть, тот должен слышать, время,
Как твой корабль ко дну идет.

Первая книга Осипа Эмильевича получила название “Камень”. В ней поэт обратился к классическим темам. Стихи стали звучать торжественно и строго.

Они принесли популярность Мандельштаму в литературных кругах. Осип Эмильевич на первых порах довольно восторженно воспринял начало Первой мировой войны, однако скоро разочаровался в ней. Октябрьскую революцию он считал неизбежным злом, но постепенно его охватила надежда, что жестокий государственный строй может быть гумманизирован. Возможно, именно поэтому он остался в России.

После революции он сначала жил в Ленинграде, а затем переехал в Москву, где зарабатывал себе на жизнь скудными переводами. До конца своих дней он не смог смириться с бесчеловечностью и жестокостью новой власти.
В начале творческого пути в лирике Мандельштама явно просматривается тема хрупкого человеческого мира перед величественным ликом непознанной вечности и судьбы. С детской непосредственностью поэт верит и не верит в этот устрашающий образ. Уже на фоне этой бесконечности поэт размышляет о вполне человеческих вещах:
Нам ли, брошенным в пространстве,
Обреченным умереть,
О прекрасном постоянстве
И о верности жалеть!
Он понимает, что человечество часто забывает о своем высоком предназначении в этом мире, распыляясь на мелкие и ненужные вещи.
И под временным небом чистилища
Забываем мы часто о том,
Что счастливое небохранилище –
Раздвижной и прижизненный дом.
В поэзии Осипа Эмильевича довольно интересно представлен мир вещей. Поэт не придавал материальным ценностям большого значения, поскольку перед лицом вечности, они неминуемо превращаются в прах.
Вбивайте крепче сваи,
Стучите, молотки,
О деревянном рае,
Где вещи так легки!
У поэта много стихов о Петербурге. Мандельштам неоднозначно относится к городу, где прошла часть его детства и юность. С одной стороны, он любил этот город как свою родину, где известен каждый закоулок, каждая травинка: “Я вернулся в мой город, знакомый до слез”.

С другой стороны, суровый Петербург ассоциируется у поэта с чем-то зловещим и непостижимым, как сама смерть: “В Петербурге жить – словно спать в гробу”. В то же время этот холодный город притягивает поэта, он возвращается в него вновь и вновь:
В Петербурге мы сойдемся снова,
Словно солнце мы похоронили в нем,
И блаженное, бессмысленное слово
В первый раз произнесем.
Осип Эмильевич, родившийся в конце XIX века и свой творческий путь прокладывавший в начале XX столетия, ощущал себя поэтом своеобразного перелома веков, когда старая эпоха сменяется новой. Он остро чувствует разрыв между прошлым и будущим, хорошо известным и добрым, как ласковые материнские руки, и неизведанным, устрашающим, словно дикое животное, бросающимся на всех кому выпало оказаться поблизости:
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей:
Запихай меня лучше, как шапку в рукав
Жаркой шубы сибирских степей…
Всю свою жизнь Мандельштам был влюблен в древнюю Элладу, прекрасно ощущая связь русской культуры с эллинизмом: “Все перепуталось, и сладко повторять: / Россия, лета, Лорелея”. Многих великих русских поэтов, таких как А. С. Пушкин или К. Н. Батюшков, он относил именно к “эллинской линии” и безмерно любил и уважал их за это.
А я пою вино времен –
Источник речи италийской,
И в колыбели праарийской
Славянский и германский лен!
В своих стихах он много рассуждает о поэзии и о роли поэта, его творчества в жизни общества. Эта тема плавно сливается с мотивом творчества в современной русской поэзии. Судьба поэта, по мнению Мандельштама, всегда оказывается трагической.
Здесь пишет страх, здесь пишет сдвиг
Свинцовой палочкой молочной,
Здесь созревает черновик
Учеников воды проточной.
В 20-30-х годах XX века в силу грозных и трагических событий, происходящих з России, в творчестве Осипа Эмильевича все громче и громче зазвучало социальное начало. Поэт не приемлет авторитаризма и подавления свободы личности новой властью. Доходит до того, что поэт открыто стал выступать против жестоких законов Советского государства.

В 1930 году Мандельштам создал стихотворение “Четвертая проза”, в котором он раскрывает несправедливости, творящиеся при новом режиме. Три года спустя появилось еще более негодующее стихотворение “Мы живем, под собою не чуя страны”, которое по праву воспринимается в качестве эпиграммы на Сталина:
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлевского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются глазища
И сияют его голенища.
Безусловно, новая власть не могла простить подобного отношения к Советской действительности, а главное к вождю. Стихи Мандельштама были запрещены, а самого его арестовали в 1934 году. Поэта отправили в ссылку на Северный Урал, где у него развивается душевная болезнь. Дело в том, что ожидание смерти и неожиданно мягкий приговор подкосили психическое равновесие Осипа Эмильевича.

Он вдруг начал создавать произведения, в которых звучит прославление Советской власти, хотя многие литературоведы, да и он сам списывают это исключительно на его душевное расстройство. После ссылки поэт около года “как в страшном сне”, по мнению Ахматовой, прожил в окрестностях Москвы.

В 1938 году Мандельштама арестовали вновь “за контрреволюционную деятельность”. Его приговорили к отбыванию срока на Колыме, однако поэт скончался по дороге. Более двадцати лет его творчество находилось под запретом в СССР, однако стихи Осипа Эмильевича все же дошли до читателей, более того, проникли в души и навсегда обессмертили имя поэта:

Народу нужен стих таинственно-родной,

Чтоб от него он вечно просыпался

И льнянокудрою, каштановой волной –

Его звучаньем – умывался.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Душно – и все-таки до смерти хочется жить” О. Э. Мандельштам (По творчеству поэта)