Душевная доброта русского народа
О душевной доброте и отзывчивости русского человека говорили и писали многие русские и иностранные писатели, путешественники и философы. Большинство из них считали доброту одним из основных свойств русского народа вообще. Н. Лосский, например, писал, что русская доброта «поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа».
Множество отзывов о доброте простого русского человека можно найти в «Дневнике писателя» Ф. Достоевского. Все они не голословны, а основаны на реальных случаях
Писатель любит указывать на случаи проявления доброго отношения русских солдат к неприятелю во время войны, В одном месте своего «Дневника» он рассказывает о том, как «во время Севастопольской кампании раненых французов уносили на перевязку прежде, чем своих русских, при этом говоря:
Проникнутый безграничной любовью к русскому народу, Ф. Достоевский тщательно записывает подлинные истории о доброте, проявленной русским человеком в суровых условиях военных действий. Так, например, он пересказывает историю, произошедшую на русско-турецкой войне, о том, как русский солдат кормит пленного турка. При этом он комментирует свой поступок следующими словами: «Человек тоже, хоть и не хрестьянин».
Английский журналист, бывший свидетелем подобных сцен, писал о русских: «Это — армия джентельменов».
В романе «Анна Каренина» Л. Толстой создал образ князя Щербацкого, которого с полным правом можно назвать добрым человеком. И дочь его Кити говорит Вареньке, воспитаннице госпожи Шталь, к пиетизму которой князь относится насмешливо: «Я не могу иначе жить, как по сердцу, а вы живете по правилам. Я вас полюбила просто, а вы, верно, только затем, чтобы спасти меня, научить меня!»
«Жизнь по сердцу» в понимании героини романа и самого Л. Толстого создает открытость души русского человека и дает легкость в общении без показной вежливости.
Нельзя не сказать и еще об одном человеческом качестве, которое затрагивается в творчестве Л. Толстого. Это милосердие. По мысли великого русского писателя, «милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего.
Духовная же поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству».
А что такое вообще человеческое милосердие? Не знаю, как у кого, а у меня при слове «милосердие» возникает ассоциация с романом братьев Вайнеров «Эра милосердия» и известным фильмом В. Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Один из главных героев романа капитан Жеглов в споре с соседом Шарапова по коммунальной квартире о способах и методах искоренения преступности в стране произносит: «Милосердие — поповское слово». Тем самым он исключает всякую возможность прощения, сострадания и человеколюбия.
Но главная идея романа, которая, на мой взгляд, сильно искажена в фильме, заключается как раз в том, чтобы доказать: только возврат к человечности, гуманному отношению ко всякому, даже оступившемуся человеку, станет основой возрождения. Ведь зло может породить только ответное зло, агрессия — ответную агрессию. Как в старом добром мультфильме «Крошка Енот», которого мать-енотиха отправила на дальнее озеро за осокой. Ни гримасы, ни длинная палка, ни угрозы не помогли избавиться Крошке Еноту от страха перед тем, кто сидит в озере.
И только добрая улыбка побеждает «врага». Мне кажется, нынешнее время с безжалостными заказными убийствами и мелочной бытовой поножовщиной доказывает, что капитан Жеглов был не прав. Не права была система, при которой жили наши родители и которая с юных лет воспитывала в человеке ненависть — к классовому врагу, иностранцам, к тем, кто имел самостоятельные независимые взгляды.
И если мы хотим, чтобы у нас и наших потомков было будущее, мы должны уже сегодня — ежедневно и ежечасно — в каждом слове и каждом поступке возрождать доброту и милосердие, которые Испокон веков были присущи русскому народу.