Древняя русская “Пчела” по пергаменному списку



ПЧЕЛА-переводной сборник изречений и кратких исторических анекдотов (т. е. крошечных рассказов о поступках знаменитых людей), известный в древнерусской книжности. Он встречается в трех разновидностях. Наиболее распространенная содержит 71 главу, она была переведена не позднее XII-XIII вв.

Из названий глав (“О мудрости”, “О учении и беседе”, “О богатстве и убожестве”, “О печали и о беспечалии”, “О хвалении”, “О зависти”, “О смесех” (т. е. о смехе) и т. д.) видно, что изречения подбирались по темам и в основном касались вопросов морали, норм поведения, христианского благочестия.

Каждая глава содержит около 20 изречений: в начале ее – цитаты из книг Священного писания, сочинений отцов церкви (Иоанна Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста и др.). Далее следуют изречения, принадлежащие или приписываемые античным философам и писателям: Аристотелю, Анаксагору, Пифагору, Демокриту, Сократу, Плутарху, Софоклу, Эврипиду, Феогниду и др. В исторических анекдотах содержатся эпизоды из жизни и деяний Александра Македонского и его отца – Филиппа,

спартанских царей Агесилая и Леонида, афинского государственного деятеля Алкивиада, восточных царей – Дария, Артаксеркса, Кира, Креза и др.

Таким образом, П. являлась не только сводом этических рекомендаций, но и своеобразной энциклопедией исторических сведений.

Вот примеры моральных наставлений из П.: “Кто ставит другу своему силки, тот сам попадет в них ногою”; “Все новое лучше – и сосуды, и одежда, а дружба (лучше) – старая”; “Лучше злое услышать, чем злое сказать”; “Лучше хлеб с солью (есть) в спокойствии и без печали, чем изысканные блюда в дни мятежа и опасности”; “Делай сказанное, а не рассказывай о сделанном”; “Везение подобно овощу – как пройдет время, так и засохнет”; “Кто, других грабя, созидает (за награбленное) дом себе, тот словно бы камни складывает на замерзшей реке”; “Таким будь для родителей своих, какими хотел бы видеть своих детей”; “Враг, говорящий правду, лучше лицемерного друга”;

Несколько примеров исторических анекдотов из П.: “Александр (Македонский), как-то упрашиваемый воинами ночью напасть на врагов, сказал: “Не царского мужества (достойна) такая победа”; “Царь Филипп. Поставил некоего друга Антипатрова судить с судьями; потом же, узнав, что красит он бороду и волосы, свел его с судейского кресла, сказав: “Если ты волосам собственным не верен, то как людям и правосудию верен можешь быть?”; “Агесилай сказал. Некий перебежчик пришел к нему из чужестранцев, и когда воеводы предложили передать ему (под начало) своих воинов, то сказал: “Нельзя доверить чужих сбежавшему от своих”; “Диоген сказал.

Спрошенный кем-то, почему люди нищим подают, а мудрым – нет, отвечал: “Потому что каждый опасается обрести и хромоту и слепоту и прочие болезни, но никто же не ждет себе мудрости”; “Эзоп. Этот сказал: “Каждый из нас два мешка носит: один – перед собой, другой – за спиной. В передний складываем чужие прегрешения, в задний же – свои”; “Диоген.

Этот захватил вора, кравшего его камни, и когда тот стал оправдываться, говоря: “Не зная, что они твои, украл я”, сказал ему: “А разве не ведал ты, что они не твои?”; “Диоген. Этому дали немного вина на пиру, он же, взяв, пролил его. Иным же, укорявшим его, что погубил вино, так ответил: “Если бы я его не погубил, то сам погиб бы от вина”; “Солон. Этот, спрошенный кем-то, стоит ли ему жениться, отвечал: “Нет!

Если уродину возьмешь – будет тебе мука, а если красавицу – другие на нее захотят поглазеть”.

П. существовала в двух редакциях, составлявших соответственно 68 и 44 главы. Ссылку на П. мы встречаем уже в летописи под 1186 г.: “Как говорится в Пчеле: славная война лучше непрочного мира: в притворном мире живя, больше зла землям приносят”.

О. В. Творогов


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Древняя русская “Пчела” по пергаменному списку