Древнейшее упоминание о песни, восхваляющей Роланда

“Песнь о Роланде” – древнейший памятник французского героического эпоса, дошедший до нас в относительно законченном виде. Известны девять различных списков “Песни”, из которых наиболее древним и законченным является так называемый Оксфордский список, именуемый так по месту, где он был найден (Оксфордская библиотека).

Оксфордская рукопись, считающаяся наиболее полной – сплошной стихотворный текст, не разбитый на отдельные главы, состоящий из 289 неточных строф, так называемых лэес, или тирад. Число стихов в строфе неодинаковое

– от 7 до 17 и больше. Общее число стихов 4002. Стихи соединены ассонансами.

В конце большинства строф стоит восклицание “аой”, значение которого до сих пор не выяснено, быть может, это рефрен, а быть может – сокращенное обозначение музыкального мотива, исполнявшегося в качестве аккомпанемента к “Песни”, По иному толкованию, восклицание “аой” – испорченное или диалектологическое слово, переводимое как “вперед”.

Видимо, этот текст “Песни” был записан около 1170 г. К этому времени “Песнь” существовала уже как художественное произведение, оформившееся и в устной

передаче и письменно. Но каким именно было это произведение, что в нем существовало до текста 1170 г. и что возникло в этом тексте впервые – установить невозможно.

То, что текст был записан в Англии, объясняется известным фактом: языком англо-нормандского придворного общества XII в. был язык старофранцузский, и многие произведения французской литературы для этого общества были родными и понятными. Вернее, англо-нормандская придворная литература в XII в. просто не ощущалась как литература нефранцузская: и, кругом своих тем и стилем она составляла общий фон средневековой французской культуры. Эта культура существовала на огромном (для сознания средневекового человека) пространстве – от Прованса до Лондона, от Бретани до Лотарингии.

“Эту теснейшую связь англо-нормандской культурно-политической жизни с французской отметил и Маркс, указывая, что в XII в. “…старофранцузский язык господствовал при дворе и в судебных собраниях Англии…”. Установить точную дату создания “Песни о Роланде” еще невозможно. Именно в этой области мнения специалистов особенно разноречивы.

В основном выдвигаются три приблизительные даты возникновения “Песни о Роланде” – либо IX в., эпоха Каролингов, к которой относится событие, описанное в “Песни”, либо начало XII в., когда тема “Песни” – борьба против сарацин – могла ожить в связи с развертывавшимися крестовыми походами, либо собственно XI в., когда французские рыцари приняли деятельное участие в борьбе за очищение Пиренейского полуострова от завоевателей-мавров.

Древнейшее упоминание о песни, восхваляющей Роланда, встречаем в английской хронике XII в. “Деяния английских королей”. В этой хронике указано, что в день исторического сражения при Гастингсе (1066), в котором англосаксы были разбиты герцогом Нормандским – Вильгельмом Завоевателем, нормандские воины пели какую-то песнь о Роланде, “дабы воинственный пример сего мужа распалил бойцов”. Англо-нормандский поэт Васе сохранил даже имя легендарного менестреля – рыцаря Тайлефера, который, распевая “Песнь о Роланде”, скакал во главе нормандской конницы, примером своим и песней побуждая товарищей к мужеству.

Очевидно, “Песнь” бытовала в рыцарской среде задолго до 1170 г., когда она была записана или когда на основе ее было создано некое совершенно новое, художественно самостоятельное произведение. Надо полагать, что народные сказания о Роланде – племяннике Карла Великого – были в какой-то степени собраны и обработаны неизвестным автором. Очевидно, оставшийся неизвестным воин или клирик (вернее, воин) ХИ столетия записал и сюжетно организовал материал, известный ему ранее, и обогатил его ярким опытом своей жизни или тем, что он слыхал в своей среде о крестовых походах на Восток и об экспедициях против испанских мавров.

“Песнь” оканчивается упоминанием о некоем Турольдусе: но был ли он автором поэмы, неясно, так как смысл этой последней строки не расшифрован окончательно. Конечно, за время своего долгого существования в качестве устного предания “Песнь” не могла не измениться. Важно усвоить, что между приблизительной датой ее записи или создания (XII в.) и годом события, изображенного в “Песни” (778), лежат четыре столетия, сильно изменившие весь облик средневековой Европы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Древнейшее упоминание о песни, восхваляющей Роланда