Драматургия
Материальное и духовное опустошение, в котором был повинен фашизм, постигло также и театр. Театральные здания превратились в руины. Режиссеры, актеры и зрители утратили связь с прогрессивной драматургией и реалистическим сценическим искусством. Советская военная администрация, партийные организации и демократические государственные органы помогали строить или восстанавливать разрушенные театры.
Социальные перемены и духовное обновление общества изменили и публику.
Большую работу вели вернувшиеся из эмиграции выдающиеся театральные
Важный импульс давала советская драматургия (К. Симонов “Русский вопрос”, 1946), а также пьесы венгерского драматурга Юлиуса Гая (берлинская премьера пьесы “Иметь” в
1948 году) и польского драматурга Леона Кручковского (“Зонненбруки”, 1952). Широкий отклик вызвали
Антифашистские взгляды У. Бехера отразились и в его прозе (“В начале пятого”, 1957; “Охота на сурков”, 1969).
К событиям военного и послевоенного времени, к проблемам вины и новой ориентации обращались в основном молодые авторы. Сильнейшее звучание обрели эти темы в пьесе Вольфганга Борхерта “На улице перед дверью” (203).
Антифашизм, начавшиеся социальные преобразования определили содержание и таких пьес, как “Мы приказываем вам надеяться” (1946) Фреда Ден-гера (род. в 1920 г.), “Сигнал – Сталинград” (1946) Гюнтера Зауэра (род. в 1918 г.), “Петер Киве” (1946) Генриха Гертца (род. в 1908 г.) и “Цепь падает” (1948) Аннемари Бострем (род. в 1922 г.). Образы героев этих пьес, их язык и выразительные средства перекликаются с экспрессионистской драмой.
Драматургия последующих лет характеризуется множеством интересных начинаний. Фридрих Вольф, используя традиционные приемы “современной пьесы”, показал в драме “Бургомистр Анна” проблемы социального переустройства общества, а Бертольт Брехт в своей инсценировке пьесы Э. Штрит-маттера “Кацграбен” попытался использовать принципы эпического театра применительно к новым темам. Обе эти работы были в значительной мере основополагающими для дальнейшего развития театрального искусства. В качестве центральной эстетической проблемы рассматривались, с одной стороны,
Выявление тех конфликтов прошлого и современности, которые были существенны для исторических перемен, а с другой – нахождение драматургических средств, которые соответствовали бы решению поставленных задач и содействовали бы активизации роли театрального искусства как в жизни общества, так и в жизни каждого человека.
В этот же период развернулась острая дискуссия о задачах реалистического театра, и хотя сама дискуссия была в целом плодотворна и велась она среди политических единомышленников, однако порою ее сопровождали недоразумения или догматические перегибы, как это происходило, например, в растянувшейся на несколько лет полемике об “эпическом театре” и “системе Станиславского”.
Значительными достижениями ознаменовалась разработка антиимпериалистической тематики. Здесь шел поиск драматургических конфликтов, в которых борьба против фашизма и войны вела к мысли о необходимости социальных преобразований, что помогало зрителям сделать правильный политический выбор в новых условиях. Пьесы Гедды Циннер и Гаральда Хаузера заняли прочное место в театральных репертуарах.
После первых попыток начала 50-х годов отобразить на театральной сцене жизнь Германии в конце десятилетия были предприняты новые усилия в этом направлении, связанные, в частности, с так называемым “дидактическим театром”. Вершиной и завершением этого этапа стала комедия Гельмута Байер-ля “Фрау Флинц”, одна из наиболее значительных попыток обращения к современной теме.