Драматургия В. В. Маяковского

Подмена гражданственности словесной шелухой и видимостью дела была объектом сатиры Маяковского и в его пьесах “Клон” и “Баня” (обе – 1929). Постановку этих пьес осуществлял театр В. Мейерхольда. Оформлением сцены занимались Е. Вахтангов, А. Дейнека, музыку к “Клопу” писал Д. Шостакович.

Маяковский принимал участие в постановке пьес в качестве второго режиссера.
“Клоп” назван автором феерической комедией, “Баня” определена как “драма в шести действиях с цирком и фейерверком”. Обе пьесы, в сущности, являются

сатирическими комедиями, направленными на разоблачение пороков времени. Настоящее в них проверяется будущим – традиционный прием для Маяковского, который считал, что только потомки способны будут оценить происходящее.

Движение вперед возможно при условии преодоления бюрократизма и мещанства. В пьесе “Баня” “летящее время” сметает как балласт бюрократов, подхалимов, профанов. Будущее не для них, попасть туда они не могут. В пьесе “Клоп” та же идея реализуется на ином материале: “омещанившийся бывший рабочий” попадает в будущее, но не может там жить.

style='margin:5px 0;'>

Его жизненные принципы воспринимаются как “ископаемые”, которые могут вызвать эпидемию.
Идеал будущего общества Маяковский выразил в “Бане”: “Будущее примет всех, у кого найдется хотя бы одна черта, роднящая с коллективом коммуны, – радость работать, жажда жертвовать, неутомимость изобретать, выгода отдавать, гордость человечностью”.
Основной прием создания образов в комедиях Маяковского – социальная типизация. Каждый из персонажей пьес охарактеризован прежде всего как рабочий, нэпман, бюрократ, изобретатель, что определяет и их индивидуальные характеры. “Говорящие” фамилии также являются важнейшими приемами создания образов: Эльзевира Ренессанс, Присыпкин (Пьер Скрипкин), Победоносиков, Чудаков, Мезальянсова, Оптими-стенко и др. Речь персонажей индивидуализирована; они характеризуются тремя способами (авторские характеристики в списках действующих лиц; характеристики, даваемые ими друг другу; самохарактеристики), что позволяет создать наиболее полный образ.
Бескомпромиссность Маяковского проявилась и в его драматургических произведениях. В заметке “Что такое “Баня”? Кого она моет?” (1929) объяснял: “”Баня” – вещь публицистическая, поэтому в ней не так называемые “живые люди”, а оживленные тенденции.
Театр забыл, что он зрелище.
Мы не знаем, как эго зрелище использовать для нашей агитации.
Попытка вернуть театру зрелищность, попытка сделать подмостки трибуной – в этом суть моей театральной работы”.
Поэт считал, что он высмеивает отдельные уродливые черты нового мира, не затрагивая его основ. Власть увидела в “Бане” пародию на государство, построенное в России. Так сатира Маяковского оказалась острее, чем предполагал сам поэт.
Режиссер В. Мейерхольд очень высоко оценивал сатирический талант Маяковского-драматурга, сравнивая его по силе иронии с Мольером. Однако критиками эти пьесы, в особенности “Баня”, были восприняты крайне недоброжелательно. И если в “Клопе” видели, как правило, художественные недостатки, искусственность, то к “Бане” предъявляли претензии идейного характера – говорили о преувеличении опасности бюрократизма в СССР и т. д. В газетах появились резкие выпады против Маяковского, которые поэт тяжело переживал.

В пьесе “Клоп” критики отметили “антисоветский душок”, а в “Бане” – “издевательское отношение к нашей действительности…”.
В марте 1930 года Маяковский организовал юбилейную выставку “20 лет работы” (со времени написания первых стихотворений), на которой были представлены все области его деятельности. Выставку игнорировали и партийное руководство, и бывшие коллеги по ЛЕФу. Трудно теперь сказать, одно ли из множества обстоятельств – неуспех выставки “20 лет работы”; провал спектакля по пьесе “Баня” в театре Мейерхольда, подготовленный разгромными статьями в прессе; трения с другими членами РАПП; опасность потери голоса, которая сделала бы невозможными публичные выступления; неудачи в личной жизни (“любовная лодка разбилась о быт”) – или их стечение стало причиной того, что 14 апреля 1930 года Маяковский покончил с собой.

Это произошло в его рабочей комнате на Лубянке.
Вскоре после смерти поэта при активном участии членов РАПП его творчество оказалось под негласным запретом, его произведения практически не публиковались. Ситуация изменилась в 1936 году, когда Сталин назвал Маяковского “лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи”.
“Когда мы говорим о Маяковском, – писала Марина Цветаева, – оборачиваться нам, а. может быть, нашим внукам придется не назад, а вперед. Говоря о поэте, дай нам Бог помнить о веке”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Драматургия В. В. Маяковского