Драматургия Симеона Полоцкого

К 1672 г. относится создание придворного театра, просуществовавшего четыре года, до смерти Алексея Михайловича (1676 г.). Первым руководителем театра был пастор Грегори, умерший в 1675 г., его продолжателями – Гюбнер и затем Чижинский. Вначале представления шли на немецком языке, так как труппа состояла из иностранцев; в 1673 г. создается русский коллектив актеров, в репертуар которого вошли как оригинальные, так и переводные пьесы, подвергавшиеся переработке.

Русская труппа насчитывала от 26 до 70 человек (состав ее менялся от спектакля к спектаклю)

и состояла, в основном, из юношей и подростков, которые называли себя “неискусными и несмышлеными отрочатами”, а свое участие в спектаклях – “детским действием”. Материальное положение их было незавидным. Первые спектакли московского придворного театра давались в трех помещениях: в доме боярина Милославского, в “комедийной хоромине” в селе Преображенском и в дворцовой палате над аптекой.

В придворном театре были поставлены комедия о Есфири или “Артаксерксово действо”, комедии об Адаме и Еве, об Иосифе, о Егории, о Давиде с Голиафом, о Бахусе с Венусом, комедия о Юдифи, о Товии,

о Баязете и Тамерлане. Несмотря на связь большинства пьес с библейской тематикой, они имели публицистический характер и тесно соприкасались с современной действительностью. Так, например, иносказательный политический смысл имела комедия “О Баязете и Тамерлане” или “Темир-Аксаково действо”, единственная из пьес театра со светским сюжетом. Здесь действуют два героя – защитник христиан Тамерлан и его противник, предводитель турок Баязет, напавший на Византию и изображенный настоящим злодеем.

В пьесе много батальных сцен, упоминаются “град и стреляные, гранаты и ракеты огненные”. Зрителями все это связывалось с текущим моментом, когда Русь вела войну с Турцией за Азов.

“Темир-Аксаково действо” было написано по мотивам трагедии Марло “Тамерлан Великий”. К числу пьес оригинальных, не переводных, по мнению В. Н. Всеволодского-Гернгросса, следует отнести комедии “Об Адаме и Еве” и “Об Иосифе”, написанные чистым русским языком. Автором их мог быть, считает этот исследователь, Стефан Чижинский.

Заметная роль в культурной жизни многих стран принадлежит школьному театру, создание которого на Руси осуществлено Симеоном Полоцким. Возникнув в Западной Европе еще в XII в., школьный театр использовался церковными деятелями, в первую очередь иезуитами, в целях воспитания юношества. С XVI в. школьный театр получает распространение на Украине и в Белоруссии, а со второй половины XVII столетия – в Москве.

Здесь в Заиконоспасской школе, где преподавал Полоцкий, и шли представления. “Появление школьного театра на Руси – пишет В. Н. Всеволодский – было связано с развитием школьного дела в целом. Именно в XVII в. оказалась несостоятельной прежняя система образования, которая ограничивалась чтением и заучиванием библейских текстов и молитв. Русская церковь тогда нуждалась в духовенстве, которое было бы в состоянии идеологически противостоять экспансии католической церкви, особенно иезуитам.

Кроме того, в духовных школах в XVIII в. до учреждения светских учебных заведений обучались дети дворян. Так, например, в конце XVII и начале XVIII в. среди учеников Московской славяно-греко-латинской академии насчитывалось немало дворян, которые особенно ощущали потребность в образовании. Поступая в академию, они, естественно, не собирались посвятить себя служению культу.

В связи с этим новые школы должны были иметь широкие, разносторонние учебные планы и программы.

Оставаясь в ведении церкви и официально ставя перед собой задачи религиозной пропаганды, школьный театр сразу же стал обслуживать потребности правительства, двора и феодальной знати. Библейские сюжеты использовались иносказательно, в публицистических целях”.

Типичными пьесами школьного театра были комедии о Блудном сыне и о царе Навуходоносоре, принадлежавшие перу Симеона Полоцкого, но прежде чем о них говорить, остановимся более подробно на жизненном и творческом пути писателя.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Драматургия Симеона Полоцкого