Драматургия А. Н. Островского. Основные черты



1. Место творчества Островского в русской драматургии.
2. “Народная драма” в театре Островского.
3. Новые герои.
Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в “тройке”, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз.
В. Г. Маранцман
Драматургия – это жанр, предполагающий активное взаимодействие писателя и читателя в рассмотрении социальных вопросов, поднятых автором. А. Н. Островский считал, что драматургия сильно воздействует на общество, текст – часть спектакля, но без постановки пьеса не живет. Просмотрят ее сотни и тысячи, а прочитают гораздо меньше.

Народность – главная черта драматургии 1860-х годов: герои из народа, описание быта низших слоев населения, поиски положительного народного характера. Драма всегда имела способность откликаться на актуальные темы. Творчество Островского было в центре драматургии этого времени, Ю. М. Лотман называет его пьесы вершиной русской драматургии.

Создателем ” , “русского национального театра” называл Островского И. А. Гончаров, а Н. А. Добролюбов его драмы – “пьесами жизни”, так как в его пьесах частная жизнь народа складывается в картину современного общества.

В первой большой комедии “Свои люди – сочтемся” (1850) именно через внутрисемейные конфликты показаны противоречия общественные. Именно с этой пьесы начался театр Островского, именно в ней впервые появились новые принципы сценического действия, поведения актера, театральной зрелищности.

Творчество Островского было новым для русской драматургии. Для его произведений характерна сложность и многосоставность конфликтов, его стихия – это социально-психологическая драма, комедия нравов. Особенности его стиля – это говорящие фамилии, специфические авторские ремарки, своеобразные названия пьес, среди которых часто употребляются пословицы, комедии на фольклорных мотивах.

Конфликт пьес Островского в основном строится на несовместимости героя со средой. Его драмы можно назвать психологическими, в них присутствует не только внешний конфликт, но и внутренний драматизм нравственного начала.
Все в пьесах исторически точно воссоздает жизнь общества, из которой и берет драматург свои сюжеты. Новый герой драм Островского – простой человек – определяет своеобразие содержания, и Островский создает “народную драму”. Он выполнил огромную задачу – сделал “маленького человека” трагическим героем.

Свою обязанность как драматического писателя Островский видел в том, чтобы сделать главным содержанием драмы анализ происходящего. “Драматический писатель… не сочиняет, что было – это дает жизнь, история, легенда; его главное дело показать, на основании каких психологических данных совершилось какое-нибудь событие и почему именно так, а не иначе” – вот в чем, по мнению автора, выражается сущность драмы. Островский относился к драматургии как к массовому искусству, воспитывающему людей, определял назначение театра как “школы общественных нравов”. Первые же его постановки потрясли своей правдивостью и простотой, честными героями с “горячим сердцем”.

Драматург творил, “соединяя высокое с комическим”, он создал сорок восемь произведений и придумал больше пятисот героев.

Пьесы Островского реалистичны. В купеческой среде, которую он наблюдал день за днем и считал, что в ней объединены прошлое и настоящее общества, Островский выявляет те социальные конфликты, которые отражают жизнь России. И если в “Снегурочке” он воссоздает патриархальный мир, через который лишь угадывается современная проблематика, то его “Гроза” – это открытый протест личности, стремление человека к счастью и независимости. Это воспринималось драматургами как утверждение созидательного начала свободолюбия, которое могло стать основой новой драмы.

Островский никогда не пользовался определением “трагедия”, обозначая свои пьесы как “комедии” и “драмы”, иногда снабжая пояснениями в духе “картины московской жизни”, “сцены из деревенской жизни”, “сцены из жизни захолустья”, указывая на то, что речь идет о жизни целой социальной среды. Добролюбов говорил о том, что Островский создал новый тип драматического действия: без дидактики автор анализировал исторические истоки современных явлений в обществе.
Исторический подход к семейным и социальным отношениям – пафос творчества Островского. Среди его героев – люди разного возраста, разбитые на два лагеря – молодые и старые. Например, как пишет Ю. М. Лотман, в “Грозе” Кабаниха – “хранительница старины”, а Катерина “несет в себе творческое начало развития”, именно поэтому она хочет летать, как птица.

Спор старины с новизной, по замечанию литератуоведа, составляет важную сторону драматического конфликта в пьесах Островского. Традиционные формы быта рассматриваются как вечно обновляющиеся, и только в этом драматург видит их жизнеспособность… Старое входит в новое, в современную жизнь, в которой оно может играть роль или “сковывающего” элемента, гнетущего ее развитие, или стабилизирующего, обеспечивающего прочность возникающей новизне, в зависимости от содержания того старого, что сохраняет народный быт”.

Автор всегда симпатизирует молодым героям, поэтизирует их стремление к свободе, самоотверженность. Название статьи А. Н. Добролюбова “Луч света в темном царстве” полностью отражает роль этих героев в обществе. Они психологически похожи друг на друга, автор часто использует уже разработанные характеры.

Тема положения женщины в мире расчета также повторяется в “Бедной невесте”, “Горячем сердце”, “Бесприданнице”.
Позже в драмах усилился сатирический элемент. Островский обращается к гоголевскому принципу “чистой комедии”, на первое место выводя характеристику социальной среды. Персонаж его комедий – ренегат и лицемер.

Также Островский обращается к историк-героической тематике, прослеживая становление социальных явлений, рост от “маленького человека” до гражданина.

Несомненно, пьесы Островского всегда будут иметь современное звучание. Театры постоянно обращаются к его творчеству, поэтому оно стоит вне временных рамок.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Драматургия А. Н. Островского. Основные черты