Драматические жанры в литературе
Трагедия – драматическое произведение, в основе сюжета которого лежит трагедийный жизненный конфликт, разрешающийся в большинстве случаев гибелью героя. В трагедии отражаются с наибольшей остротой преимущественно общественные противоречия. Трагический герой – это человек огромной нравственной силы, с возвышенной душой и героическим складом характера, способный на самопожертвование. Содержанием трагедии, однако, может стать судьба только такого героя, который ведет самоотверженную борьбу за победу идеалов справедливости и добра,
Таковы, например, многие герои Шекспира.
В русской литературе сущность трагического конфликта получает новое истолкование. Понятие “оптимистическая трагедия”, утвердившееся в русской литературе, свидетельствует о том, что трагическая гибель героя за общенародное дело воспринимается как его нравственная победа. Герой гибнет, но борьбу завершает весь народ.
Так, “Оптимистическая трагедия” Вишневского – трагедия нового типа.
Комедии – драматическое произведение, обличающее посредством осмеяния пороки людей и отрицательные явления
Казня смехом все порочное и пошлое, Гоголь утверждал тем самым нравственный идеал.
Драма как жанр драматического рода сформировалась окончательно в XVIII в. Сочетая в себе элементы трагедии и комедии, драма в то же время принципиально отличается от них. В драме изображается напряженная борьба героев и острый, преимущественно
Социальный конфликт. Именно таким конфликтом является, например, в “Грозе” А. Островского столкновение Катерины с “темным царством” самодурства и невежества, уродующим судьбы людей. Специфическая особенность драм Горького – пафос революционного преобразования жизни и человека.
Действие драмы часто завершается гибелью героя. Однако конфликт в драме не требует для своего разрешения обязательной трагической развязки; судьбы героев драмы (например, “Вишневого сада” Чехова, “На дне” Горького) могут быть различны.
В художественном произведении, по мнению Горького, разрешаются три задачи: о чем писать, как писать и для чего писать. Содержание художественного произведения зависит прежде всего от пред м е т а изображения. Жизненный материал – типические лица, события, обстоятельства, отраженные в художественном произведении, – составляют основу его содержания, т. е. его тематику.
Сложность жизни, изображаемой в художественном произведении, определяет и многообразие его тем. Каждое жизненное явление, каждый образ и ситуация художественного произведения заключает в себе своеобразную тему. Однако в произведении всегда есть главная тема, которой подчинены частные темы.
Следовательно, при изучении произведения нужно рассматривать конкретно все изображаемые жизненные явления в их взаимосвязи. Так, в романе Тургенева “Отцы и дети” главная тема – появление нигилистов, демократов как активной общественной силы России 60-х годов – раскрывается через целый ряд частных тем. Тургенев показывает разночинца Базарова в дворянско-усадебном окружении, в отношениях с “аристократкой” Одинцовой, с крестьянами и дворовыми, в семейном быту и т. д.
Выбор темы определяется запросами времени и общественной позицией писателя. Писатель должен уметь отобрать из бесчисленного множества жизненных явлений объективное, общезначимое, типичное, т. е. то, что имеет социальное значение и вызывает общественный интерес. Это удивительное чувство нового, актуального, характерное для
Тургенева, ярко проявилось и в романе “Отцы и дети”. В середине XIX в., когда дворянская интеллигенция стала уступать место разночинно-демократической, разночинец как общественное явление вызвал всеобщий интерес. Вот почему Тургенев избрал героем своего романа разночинца Базарова. Позже “новые люди” становятся объектом изображения для многих писателей, в частности для Чернышевского.
Однако, обратившись к одной и той же теме, Тургенев и Чернышевский выдвигают на первый план разные стороны деятельности и характера разночинца, т. е. ставят разные проблемы. Тургенева интересует проблема идейного столкновения разночинно-демократической интеллигенции и дворянства. Свое внимание он сосредоточивает на изображении нигилистического отрицания Базаровым старой идеологии: искусства, науки, морали, религии. А Чернышевский самим заглавием романа “Что делать?” определяет проблему его как изображение практической социально-преобразующей деятельности “новых людей”.
Проблема, следовательно, определяет общественную значимость, актуальность темы художественного произведения.
Итак, тематика произведения – “это те факты из жизни, которые писатель изображает, это типические характеры героев и события их жизни. Идейная проблема – это та сторона жизни, та сторона характеров и деятельности героев, которая особенно интересует писателя, является для него существенным вопросом жизни и которой он уделяет поэтому наибольшее внимание.