Драма. Некоторые особенности построения
Термином “драма” (или “пьеса”) обозначаются произведения, предназначенные для постановки на сцене (хотя, надо заметить, существуют также пьесы для чтения). Драма находится на перекрестке двух искусств – словесного и театрального – и имеет ряд своих особенностей. Их следует иметь в виду при чтении (или театральном просмотре) драматического произведения.
В отличие от эпоса, изображающего события и персонажей, а также от лирики, выражающей душевное состояние автора, драма основана на действии (слово “драма” так и переводится
Текст драмы разбит на части, называемые актами (или действиями), а они, в свою очередь, делятся на явления (или сцены, а также картины).
Поскольку пьеса предназначена для постановки на сцене, драматург лишен многих возможностей, которыми располагает прозаик и лирик. Он, например, не может передать настроение героя с помощью пейзажа (“природу”
Единственным средством для подобных комментариев для него являются ремарки.
Так как драма не оставляет возможности для описаний, главным инструментом художественного изображения в ней становится речь героев – диалоги, монологи и реплики.
Сколь бы убедительной ни была игра актеров, во время спектакля зритель все же осознает, что изображаемое на сцене – это всего лишь спектакль, а не “фрагмент” настоящей жизни. Иначе говоря, он воспринимает происходящее в пьесе не как реальность, а как условность. Условность – один из основных принципов драмы.
В чем же она конкретно проявляется?
Во-первых, условно время сюжета драмы: оно протекает гораздо быстрее, чем в жизни. Так, описываемые в пьесе события могут растягиваться на дни, месяцы и даже годы, но при этом в спектакле они укладываются в несколько часов. Во-вторых, условно пространство, в котором разворачивается драматический сюжет.
Рассматривая декорации, – скажем, нарисованную на картоне скалу или стену комнаты, – зритель понимает, что они являются лишь условными обозначениями места действия. В-третьих, условны некоторые особенности поведения героев, например те же реплики, сказанные “в сторону”.






Related posts:
- Определение “Драма” Драма как род литературы соединяет в себе изображение характеров и событий (как в эпосе) в непосредственном действии, самовыражении (как в лирике). Драма строится на диалоге и монологе действующих лиц. Поэтому высказывания имеют решающее значение в характеристике места и времени действия, в создании образов героев. Вмешательство автора в действие драмы очень ограничено. Как правило, автор может […]...
- Драма Драма 1) Один из трех родов художественной литературы (эпос, лирика, драма), рассчитанный (хотя это и не обязательно) на сценическое воплощение. Драма отличается более или менее напряженным конфликтом, сжатостью, концентрированностью содержания. Драматург воспроизводит сам процесс действия или события, делая читателя или зрителя живым свидетелем всего происходящего. Драма подразделяется на несколько жанров, главными из которых являются трагедия, […]...
- Собственно драма определение Собственно драма – жанр драматургии, зародившийся в XVIII веке; пьеса с острым, но обычно разрешимым конфликтом. В основе конфликта – семейно-бытовые истории, частная жизнь людей. По замечанию Э.Я. Фесенко, драма отличается вниманием к современной жизни создает нового героя – человека, восставшего против судьбы и обстоятельств. Существуют различные виды драмы. В Средние века появляется школьная драма […]...
- Феофан Прокопович и его драма “Владимир” Феофан Прокопович – один из ярких представителей античной драматургии. Ф. Прокопович – писатель и просветитель конца XVII – начала XVIII столетия. Элеазар (в монахах Елисей, Феофан. Прокопович родился в 1681 году в Киеве в семье купца. Учился в Киевской и Римской иезуитских коллегиях. С 1704 года преподавал различные дисциплины в Киевской академии, с 1710 года […]...
- Особенности композиционного построения романа “Герой нашего времени” В творчестве Лермонтова роман “Герой нашего времени” занимает особое место, в свое время это произведение поставило в литературоведении ряд важных вопросов:, о художественном стиле, о жанре, о новом образе (художественном типе) главного героя в русской литературе. Зрелость, глубина и художественное совершенство первых произведений Лермонтова поражали современников, которым уже был известен блистательный Пушкин. Однако мало кто […]...
- Особенности построения сюжета повестей и романов Тургенева Основные эпизоды сюжета, посвященные изображению душевных переживаний главных героев, их любовным сближениям и встречам, не могут быть ни особенно многочисленны, ни велики по объему вследствие сосредоточенной и созерцательной эмоциональности содержания и лирического тона повествования. Эпизоды же второстепенные, содержащие бытовые характеристики среды и мотивирующие основной ход событий, не занимают у Тургенева, как уже отмечалось, значительного места […]...
- Жанровые особенности “На дне” Жанровые особенности. Проблема жанра пьесы М. Горького “На дне”; мало исследована. Критики начала XX века связывали пьесу Горького с жанровой разновидностью философской драмы. “У Горького нет ни одного героя, который бы ни философствовал, – писал К. Чуковский. – Каждый чуть появится на его страницах, так и начинает высказывать свою философию. Каждый говорит афоризмами; никто не […]...
- Некоторые особенности работы над сочинением для 1 класс Программа для І класса требует научить учеников коллективному, устному и письменному пересказу прослушанного или прочитанного небольшого рассказа по вопросам учителя. Ученики приобретают эти навыки тогда, когда начинается работа над развитием устного языка с приходом детей и с годами постепенно усложняется. Уже в букварный период чтения столбиков слов и текстов букваря надо организовать так, чтобы дети […]...
- Драма определение Драма (греч. drama, буквально – действие) – один из трех родов литературы, выделяемый наряду с эпосом и лирикой. Драма – род искусства, связанный как с литературой, так и с театром. Характерные свойства драмы: сюжетность, драматическая напряженность действия, обусловленная обычно прямым противоборством героев, членение действия на сценические эпизоды, единство внешнего действия (Аристотель), концентрация внимания на замкнутых […]...
- Некоторые особенности перевода со славянских языков Впервые я обратил внимание на вопросы перевода, когда ехал на автобусе по Европе. Польскую границу мы пересекли поздним вечером. А “магазин” по-польски – “склеп”. И вот едем мы, кругом темнота, и через каждые сто метров вывески – “склеп, склеп, склеп”, горящие ярким красным неоновым светом да еще и на латинице! Жуть! Так и кажется, что […]...
- Жанр – драма ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА А. Н. Островский Идейно-художественное своеобразие драмы “Гроза” Жанр – драма Драма характеризуется тем, что в ее основе лежит конфликт отдельной личности и окружающего общества. Для трагедии же характерно чувство трагической вины, которое преследует главного героя, приводя его к гибели; идея рока, фатума; катарсис (чувство духовного очищения, которое возникает у зрителя, […]...
- Жанровые особенности пьесы “На дне” М. Горького Проблема жанра пьесы М. Горького “На дне” мало исследована. Критики начала XX века связывали пьесу Горького с жанровой разновидностью философской драмы. “У Горького нет ни одного героя, который бы ни философствовал, – писал К. Чуковский. – Каждый чуть появится на его страницах, так и начинает высказывать свою философию. Каждый говорит афоризмами; никто не живет самостоятельно, […]...
- Что такое социально-психологическая драма Для понятия особенностей и содержательного аспекта драматической формы в произведениях, необходимо осознать отличие двух жанров – трагедии и драмы. Трагедией принято называть драматические произведения, которые описывают острые, непримиримые конфликты из жизни, скрывающие катастрофические последствия и в большинстве случаев они завершаются гибелью героя. Герой трагедии – волевой человек, обладающий героическим складом характера и действующий согласно сделанному […]...
- Роды литературы: Эпос, Драма, Лирика. Определение Все произведения объединяются в несколько больших групп по сходству основных признаков. Такие большие группы называются литературными родами. Существуют три основных литературных рода: эпос, лирика и драма. Эпос представляет собой повествование об объективном, внешнем мире, он рассказывает о тех или иных событиях, происшедших в жизни людей, а также о самих людях, чьи характеры воплощены в художественных образах. […]...
- В чем состоит драма Ларисы Огудаловой Драма Островского “Бесприданница” построена на классической естественности и простоте образов героев, но в то же время на сложности их характеров и поступков. Драма не похожа на другие, в ней нет крепко завязавшихся интриг, герои такие же люди, но с отличием в том, что они более простые, их легко понимать. Гончаров, рассуждая об основе драмы Островского […]...
- Сложность сюжетного построения драмы Глава 3. Педро Кальдерон и барокко 3.9. Сложность сюжетного построения драмы “Стойкий принц” В “Стойком принце” кроме заявленной одной сюжетной линии противостояние дона Фернандо фесскому царю и утверждение главным героем христовой веры, есть еще подсюжеты, которые осложняют природу драматического конфликта. Это пример того, что человек сам становится источником трагедийного начала. И в обрисовке такого образа […]...
- Сочинение на тему: Актуальна ли сегодня драма Б. Брехта “Жизнь Галилея”? Немецкий драматург Б. Брехт – основатель “эпического театра” отстаивал принцип новой интеллектуальной драмы, призванной активно вмешиваться в жизнь. Он считал, что театральные спектакли должны мобилизовать интеллектуально-аналитические способности публики, помогать зрителю искать в жизни пути решения моральных проблем, затронутых на сцене. Пьеса “Жизнь Галиеля”, созданная в форме исторической хроники, рассказывает о жизни и научной деятельности ученых […]...
- Сочинение на тему “Гроза” Н. Островского – драма или трагедия? “Гроза” А. Н. Островского – драма или трагедия? “… Мир затаенной, тихой вздыхающей скорби” изображает драматург, воплощая его события и характеры в образах персонажей драмы “Гроза”, и очевидно, что слова Н. Добролюбова помогают точнее дать жанровое определение произведения. “… Мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового безмолвия…” – но целый мир, а не фрагмент его, […]...
- Определение понятия “Драма” ДРАМА (драматургия) – один из трех основных родов литературы, возникший для постановки его произведений в театре. Во многих отношениях это самый условный род. Авторская речь играет здесь в основном вспомогательную роль (заглавие пьесы, так называемая “афиша” – список действующих лиц, иногда с кратчайшими характеристиками и обозначением каких-то их отношений для введения зрителя в курс дела, […]...
- Европейская новая драма и “Кукольный дом” Г. Ибсена С творчеством норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828-1906) связано формирование важнейшего жанра в западноевропейской новой драме – драмы идей. Он выступал против поверхностного увлечения историческим и национальным колоритом. Задача драматурга – воспроизвести “духовный склад и образ мышления эпохи”. Ибсен переносит этот принцип на изображение современной эпохи. Свою позицию он формулирует в общих чертах уже в 1857 […]...
- Художественные особенности пьесы “На дне” М. Горького Движущей силой действия в драме Горького является борьба идей, и, соответственно, весь спектр использованных автором художественных приемов подчеркивает это. Как сюжет пьесы, так и ее композиция также работает на главную линию драмы. В пьесе нет яркой движущейся сюжетной линии. Герои пьесы разобщены, сосредоточены по разным углам сцены. Пьеса “На дне” представляет собой цикл маленьких драм, […]...
- Художественные особенности “На дне” Художественные особенности. Движущей силой действия в драме Горького является борьба идей, и, соответственно, весь спектр использованных автором художественных приемов подчеркивает это. Как сюжет пьесы, так и ее композиция также работает на главную линию драмы. В пьесе нет яркой движущейся сюжетной линии. Герои пьесы разобщены, сосредоточены по разным углам сцены. Пьеса “На дне”; представляет собой цикл […]...
- Некоторые секреты своеобразия античного искусства Для античной художественной культуры характерны свои особенности, отличающие ее от других культур древности. Во-первых, в центре древнегреческого и древнеримского искусства находится материальный мир, постигаемый в непосредственном чувственном восприятии: античные художники сосредоточены на воссоздании красоты человеческого тела, земных потребностей человека, форм и линий окружающих его предметов, внешней стороны событий. Отсюда – культ обнаженного тела, повышенный интерес […]...
- Пьеса “На дне” М. Горького как философская драма О замысле пьесы про жизнь людей “дна” Горький писал так: “Это будет страшно. У меня уже готовы планы, я вижу – лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивы действий – ясны, все ясно!.. “. Неясными до последнего момента оставались только жанр и название. Автор размышлял над названием: “Без солнца”, “Дно”, “Ночлежка”. И, наконец, оно родилось – […]...
- Сочинение на тему: “Некоторые аспекты отображения творчества К. Симонова” Константин Симонов – великий писатель, который рассказывал последующим поколениям о том, что пришлось пережить России и ее гражданам во времена ВОВ 1941-45 г. г. Отметим, что этот писатель был центральной фигурой среди всех остальных мастеров слова, которые творили в аналогичном жанре. Обласканный властью (и вполне заслуженно), Симонов продолжал писать. Этот человек был непосредственным очевидцем страшного […]...
- Темы сочинений по творчеству А. П. Чехова < p>1. Жизнь и сад (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”). 2. Тема счастья в пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”. 3. “На краю обрыва в будущее” (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”). 4. Когда за окнами – другая жизнь… (по пьесе А. П. Чехова “Вишневый сад”). 5. Будущее в представлении чеховских героев […]...
- Сочинение на тему: “Жизнь языка – это драма” Язык – это не просто набор слов, правил знаков. Язык – это, прежде всего история, люди, жизнь. Можно сказать, что язык живет, потому что он существует, развивается, меняется. Он претерпевает нововведения, реформы и правила. Существует выражение “Жизнь языка – это драма”. Попробуем разобраться в смысле этого высказывания и понять, действительно ли это так. Язык существует […]...
- Знакомство с особенностями построения рассказа Милорада Павлина “Дамаскин” Милорад Павлин – не только писатель, который с блеском представляет оригинальный подвид фантастической литературы, но и автор, который ломает наши стереотипы относительно понимания времени, истории, судьбы, любви и того, что мы называем логическим пониманием смысла бытия. Он создает и обновляет сегодняшнюю литературную действительность, наши знания и сны, переиначивая и помня все то, о чем мы […]...
- Юношеская драма в произведении “Дмитрий Калинин” Юношеская драма будущего великого критика “Дмитрий Калинин”, как и юношеское творчество Лермонтова, является утверждением прав человеческой личности, содержит резкий протест против социальной несправедливости. Равенство люден во имя высокого имени человека, вне зависимости от прав рождения и богатства, – вот основной идейный стержень драмы. С тирадами о правах человеческой личности выступает как ее страницах главный герой […]...
- Эпос, лирика, драма Литературные произведения принято разделять на три основных рода (или, иначе, вида): эпос, лирику и драму. Это разделение восходит еще к временам Древней Греции и впервые было намечено философом Аристотелем в его трактате “Об искусстве поэзии” (IV в. до н. э.). Некоторое представление о трех главных видах литературы есть у каждого из вас, но те, кто […]...
- Душевная драма Катерины Конфликт, составляющий основу сюжета драмы Островского “Гроза”, выходит за пределы пьесы. Это конфликт между старым – патриархальными принципами, и новым – стремлением к свободе. Этот конфликт очень важен, но не менее значительны противоречия внутренние, между чувствами и принципами человека. В темном царстве, царстве деспотизма, где “слезы льются за запорами, невидимые и неслышимые”, появилась героиня, отличающаяся […]...
- В чем драма Челкаша и Гаврилы в рассказе Горького “Челкаш” Драма, разыгравшаяся между Чеклашом и Гаврилой, состояла в том, что Челкаш спровоцировал, сам того не желая, попытку Гаврилы убить его. Гаврила, сообщник Челкаша в последней краже, поставил в своем сознании выше Челкаша (“ненужный на земле” – так оценивает он жизнь Челкаша). Он принизил Челкаша своей ограниченностью, непониманием смысла жизни, нелюбовью к морю и к свободе. […]...
- Драма “Фуэнте Овехуна” Глава 2. Лопе де Вега и ренессансный реализм 2.5. Драма “Фуэнте Овехуна” Драма “Фуэнте Овехуна” (“Овечий источник”) написана в 16121613 гг. Пьеса вобрала в себя события переходного времени, когда по всем пределам Испании прокатилась волна крестьянских волн, бунтов, вызванная реакцией феодальной знати, борьбой короля за единую власть. В драме выразились как взгляды самого драматурга, так […]...
- Новая драма: Генрик Ибсен С творчеством норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828-1906) связано формирование важнейшего жанра в западноевропейской новой драме – Драмы идей. Генрик Ибсен родился в семье коммерсанта в небольшом норвежском городке Шиене. Его отец разорился. В пятнадцать лет Ибсен вынужден был начать работать учеником аптекаря. Уже тогда он пишет стихи. Но с течением времени становится ясно, что его […]...
- Что такое Эпос, лирика и драма Эпос, лирика и драма Любое литературное произведение принадлежит к одному из трех литературных родов: эпосу, лирике или драме. Эпосом в Древней Греции называли повествование, рассказ. Автор эпического произведения, как говорил Аристотель, рассказывает “о событии, как о чем-то отдельном от себя”. В эпическом произведении, как правило, есть сюжет, персонажи и повествователь. В произведениях больших эпических форм […]...
- Драма “Коварство и любовь” – сюжет и действующие лица “Коварство и любовь” как нельзя лучше соответствует этим теоретическим размышлениям молодого Шиллера. “Коварство и любовь”, в своем роде шедевр. Она превосходно построена, смотрится с увлечением с начала до конца”. Композиция драмы, расстановка действующих лиц и их драматические столкновения, нарастание драматического конфликта неоспоримо свидетельствуют о силе художественного мастерства. Шиллер построил драму так, чтобы в центре внимания […]...
- Драма незаурядной личности по роману Герой нашего времени (Лермонтов М. Ю.) С 1838 по 1840 года Михаил Юрьевич Лермонтов писал свое великолепное произведение-“Герой нашего времени”. Впоследствии оно стало первым в русской прозе лирико-психологическим романом, классикой русской литературы. Хронологический порядок нескольких частей, из которых состоит роман, нарушен, отчего в произведении легко запутаться. Главным героем романа является Григорий Александрович Печорин, который почти на протяжении всего романа несет лишь […]...
- Народная драма “Царь Максимилиан” Драма “Царь Максимилиан” (иногда Максимъян, Максемьян) получила широкое распространение на всей территории России (Петербургская, Московская, Тверская, Ярославская, Костромская губ., Русский Север, Дон, Терек, Урал, Сибирь), Беларуси (Минская, Могилевская, Витебская губ.), Украины (Киевская, Черниговская, Подольская, Харьковская, Херсонская губ.), Молдавии. Ее играли в солдатской, матросской, городской, рабочей, крестьянской среде. О возникновении этой драмы высказано несколько мнений. Вероятно, […]...
- “Вишневый сад” – драма или комедия? Высокая комедия не основана Единственно на смехе… и нередко Близко подходит к трагедии. А. С. Пушкин Почему А. П. Чехов назвал “Вишневый сад” комедией? Ответить на этот вопрос очень трудно. В XIX веке происходит некое смешение жанров, их взаимодействие. Появляются такие пьесы, как трагическая комедия, драма-комедия, драма-трагикомедия, лирическая комедия, комическая драма. Трудность заключается в том, […]...
- Художественные особенности драмы “Гроза” 1. Стремление Островского обобщить конкретные факты. На примере событий, происходящих в Калинове, раскрывается картина жизни провинциальной России второй трети девятнадцатого века. 2. Двуплановость конфликта в драме: сочетание конфликта социального и любовного. При этом для автора развитие любовного конфликта не представляет особого интереса. Лишь в ремарке указывается, что с его начала до кульминации прошло десять дней. […]...