ДРАМА КРУШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ»

ДРАМА КРУШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ»

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!

Н. В. Гоголь

Рассказ А. П. Чехова «Ионыч» был написан в 1898 году, когда в сознании писателя все больше укреплялось ощущение решительных перемен в общественной жизни. Чувствуя невозможность дальше жить по-старому, приходя к глубокому убеждению, что «правда и красота… всегда

составляли главное в человеческой жизни», писатель выступает против «малых дел», решительно осуждает «духовную спячку» и «футлярную» жизнь. Его больше всего интересуют человеческие качества персонажей. Герои его произведений — это, чаще всего, не личности, противостоящие обществу.

Они лишь часть окружающей пустой, мертвящей, бездуховной среды. Исследуя внутренний мир человека, влияние быта и обстоятельств на сознание и психологию обывателя, в своих произведениях автор стремится показать читателям всю губительную силу мертвящего обывательского мира и царства пошлости. Именно разрушительное

влияние этого мира на обыкновенного человека, на его душу автор ярко показал в рассказе «Ионыч».

Перед нашими глазами проходит жизнь интеллигентного человека, доктора Дмитрия Старцева, когда-то исполненного высоких порывов и помыслов, энергии жизни и стремления к счастью, которого окончательно и бесповоротно засосала мещанская трясина, превратив в безвольного, безмолвного и пустого дельца Ионыча. В этом человеке постепенно происходит вытеснение духовных ценностей материальными потребностями и интересами. Автор показывает нам, как в душе героя внутренний монолог превратился в диалог обывательский; «светлый огонек», вспыхнув на какое-то мгновение в его сердце, окончательно погас, любовь и вся настоящая жизнь исчезли, как мираж.

Однако история Старцева — это не только история о том, как «среда заела человека». Это также откровенный и правдивый рассказ о человеке, который, перестав сопротивляться окружающей обывательской среде, утратил все человеческие качества.

В начале рассказа мы знакомимся с молодым земским врачом, работающим недалеко от города С. У него много работы, и, когда ему удается выбраться в город, он искренне радуется смене обстановки и новым впечатлениям. Этот человек стремится использовать каждую возможность вырваться из однообразной душной обстановки главным образом потому, что сам наделен заметной силой эмоций, испытывает сильные человеческие чувства, обладает поэтическим взглядом на окружающий мир. Он легок в движении, ходит пешком, наслаждается природой, чувствует причастность к красоте. Он много времени уделяет работе, но при этом в нем совершенно не чувствуется стремления к материальным благам.

Основные его порывы выражаются в тяге к общению с интересными людьми. Его интересуют литература, искусство, он чувствует себя чужим среди обывателей. Потому одним из по-настоящему радостных событий в жизни Старцева становится знакомство с семьей Туркиных, которая считается в городе «самой образованной и талантливой». «После зимы, проведенной в Дялиже, среди больных и мужиков», сидеть в гостиной и слушать игру молодой девушки на фортепиано «было так приятно, так ново…».

Возвращаясь домой после визита к Туркиным, герой чувствует такой прилив сил и воодушевление, что он «с удовольствием прошел бы еще верст двадцать» пешком, совершенно не чувствуя усталости.

Полный новых впечатлений, Дмитрий Ионыч не замечает, насколько фальшивы на самом деле все «таланты» Туркиных, насколько монотонна и однообразна их жизнь (одни и те же шутки, развлечения, занятия). Он чувствует искреннюю симпатию к Екатерине Ивановне, или Котику, как называли ее домашние. Постепенно он даже влюбляется в нее.

Но девушка не может ответить на чувства Старцева — ведь она еще совсем ребенок. Свой отказ Котик объясняет мечтой «о высшей, блестящей цели» — карьере артистки, в которой нет места семейным узам. С мастерством тонкого психолога рисует Чехов внутренние переживания своего героя: борьбу теплого, радостного состояния души перед предстоящим свиданием с любимой девушкой и «холодный, тяжелый кусочек», рассуждающий о том, что надо остановиться, пока не поздно. После отъезда Екатерины Ивановны Старцеву «немножко стыдно», и самолюбие его оскорблено, и жаль своей любви.

Он уже не пытается сопротивляться обстоятельствам, хотя и понимает, в какую трясину погружается. Постепенно Старцев отгораживается от всего мира, прячется в «футляр». Именно в таком состоянии оставляет автор своего героя, чтобы снова показать его нам спустя целых четыре года.

Теперь перед нами совершенно другой человек. Старцев «пополнел», «раздобрел», приобрел в городе большую практику. Он перестал ходить пешком, ездит на паре лошадей, любит закусить. Теперь он богат, у него появилась привычка пересчитывать деньги.

Однако ради чего все это? Его душа пуста, нет ни друзей, ни близких ему людей. Его эмоции постепенно полностью притупляются, любовь вспоминается ему теперь как нелепое наваждение, Ионыч становится совершенно глух и слеп к природе, к красоте окружающего мира. Он лишен каких-либо человеческих интересов и стремлений, мысль, когда-то развитый интеллект постепенно сходят на нет, затухают и исчезают.

Пропадает потребность в общении с людьми, которая раньше была главной радостью в жизни для Старцева. Он с откровенной враждебностью относится к горожанам, в нем нет и тени былого сочувствия к людям.

К концу повествования окончательно видоизменяется физический облик героя: он «еще больше пополнел, ожирел», страдает одышкой, стал напоминать языческого бога, обрел внешнее безобразие. По мере исчезновения всех духовных потребностей, стремлений, человеческих чувств все больше возрастает его новая, теперь единственная, страсть — интерес к деньгам и недвижимости. Старцев окончательно превратился в сварливого, бесцеремонного, раздражительного старика.

У него уже есть имение и два дома, но он собирается купить еще и третий. Ездит он уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами. Но при всем материальном благополучии герой «одинок», «живется ему скучно». Старцев всю жизнь работал, но деятельность, лишенная цели, оказалась пагубной для героя.

Мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Доктора зовут теперь просто Ионычем. Его жизненный путь завершен.

Впереди — пустота.

Показывая путь Дмитрия Старцева от молодого врача, живого и эмоционального человека, до ожиревшего, пухлого Ионыча, который утратил все человеческие черты, Чехов разоблачает и среду, оказавшую пагубное воздействие на героя, и самого Старцева. На этом примере писатель показал взаимодействие слабого и пассивного характера с духовно обнищавшим, обществом и влияние этого общества на человека, не способного к сопротивлению и отстаиванию в себе положительных начал. «Как, в сущности, нехорошо шутит над человеком мать-природа, как обидно сознавать это!» — так думал когда-то молодой доктор. Теперь он сам является результатом такой шутки.

Он ничего не сделал, он просто плыл по течению, избрав себе путь без хлопот и волнений, — и вот что с ним стало!

В рассказе «Ионыч» выражена тревожная мысль о самой страшной для человека потере — потере живого духовного начала, о бесполезной растрате времени, ценнейшего достояния человеческой жизни, о личной ответственности человека и перед самим собой, и перед обществом. Рассказывая нам историю Дмитрия Ионыча Старцева, А. П. Чехов призывает не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать вечные идеалы и любовь, беречь в себе человеческое начало.


ДРАМА КРУШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ»