Драйден “отец английской критики”
В Англии теоретиком классицизма выступил Драйден, которого считают и основоположником английской литературной критики. Принципы эстетики классицизма получили свое художественное воплощение в его поэзии и драматургии. Свой путь в литературе Драйден начал в годы республики.
Известность получила его ода на смерть Кромвеля (Heroic Stanzac on the Death of Cromwell, 1659). Однако сразу же после реставрации монархии он в своих политических сатирах и одах стал прославлять Стюартов, защищать монархию и вскоре сделался придворным поэтом и историографом. Драйден
Среди поэтических произведений Драйдена интересно стихотворение “Чудесный год” (Annus Mirabilis; The Year of Wonders, 1666), в котором рассказывается о событиях, пережитых Лондоном в 1666 г. (пожар и чума). Важное место в его творчестве принадлежит драматургии, в области которой он следовал образцам французского классицизма (Корнель, Расин), продолжая одновременно и традиции
По образцу французской драматургии некоторые из своих произведений он написал “героическим стихом”, для которого характерны пятистопный ямб и парная рифма. Драйден обращался к форме комедии, писал музыкальные драмы и героические трагедии. В последних, однако, героический пафос подменялся риторикой.
Сюжеты его произведений основаны на истории кровавых преступлений и характеризуются интересом к экзотике (“Индийский император, или Завоевание Мексики испанцами” – The Indian Emperor, or The Conquest of Mexico by the Spaniards, 1665) и др. Необычайные события Драйден стремился передать, обращаясь к канонам классицизма. В комедиях Драйдена отражены нравы эпохи Реставрации (“Дикий волокита” – The Wild Gallant, 1663).
Среди трагедий Драйдена наибольшей известностью пользуются “Тайная любовь, или Королева-девственница” (Secret Love, or The Maiden Queen, 1667), “Дон Себастьян” (Don Sebastian, 1690). В “Опыте о драматической поэме” (Of Dramatic Poesie, An Essay, 1668) и в “Опыте о героических пьесах” (Of Heroic Plays, An Essay, 1672) Драйден изложил свои взгляды на литературу и задачи драматургии, определив в качестве явлений, на которые он ориентируется, французский классицизм и творчество Шекспира.
Драйден считает, что утвердившееся во французской драме требование трех единств должно сочетаться со свойственной английской драматургии свободой в отношении к изображаемому, а теория “юмора” Бена Джонсона – с рифмованным стихом Корнеля. О Шекспире Драйден пишет как о писателе, у которого “из всех современных и древних писателей, быть может, была самая всеобъемлющая и понимающая душа. Все явления природы были открыты ему, и он изображал их без усилия и с успехом”.
Созданные Драйденом-критиком литературные портреты (Шекспира, Бена Джонсона, Бомонта и Флетчера, Спенсера и Мильтона) отличаются глубоким проникновением в существо их творчества. Драйдена по праву называют “отцом английской критики”.