Дортмундская “Группа 61”



Дортмундская “Группа 61” открыла новое направление в прозе Германии. Выдвинутое при организации “Группы 61” программное требование “изображать в художественной литературе современный индустриальный мир труда с его социальными проблемами” 38 потребовало охвата новых тем, нового материала, каких прежде почти не встречалось в литературе. У основателей “Группы 61” – большая заслуга в этом директора дортмундской библиотеки и инициатора создания “Архива рабочей поэзии и социальной литературы” Фрица Хюзера (1908-1980) – в отличие от доминировавшего с 1945 года консервативного направления “рабочей литературы” было намерение с помощью литературы обличать эксплуатацию как таковую.

Писательское творчество связывалось с общественным долгом, но трактовалось как “независимое в любом отношении и выполнявшее только самому себе поставленные задачи” 39. Буржуазная критика попыталась сначала – в духе тезиса об “идеологической свободе” 40 – постепенно интегрировать тематику “мира труда” как расширение круга тем буржуазной литературы.

Вскоре

“Группа 61” получила пополнение как из молодых представителей интеллигенции, так и из рабочих, стремящихся писать о собственном опыте. Были дискуссии о содержании и формах отображения действительности, о необходимости шире привлекать к литературному творчеству рабочих, о социальной эффективности и распространении произведений. Эти дискуссии привели к поляризации мнений, и впоследствии внутри “Группы 61” образовалось связанное с практической деятельностью “Рабочее объединение”, которое объявило конкурс на репортаж о рабочих буднях.

Инициаторами конкурса выступили Г. Вальраф, Э. Рунге, А. Мехтель, Э. Шефер, П. Шютт, Й. Бюшер и поначалу также Макс фон дер Грюн. В 1970 году Объединение кружков рабочей литературы выступило со своей программой. Оно считало себя не конкурентом “Группы 61”, но объективным продолжателем ее дальнейшего развития.

Книги, написанные писателями “Группы 61”, уже по своей концепции находились в явном противоречии с господствующими направлениями буржуазной литературы. Вместо скрупулезного описания воскресений, свободных от работы часов и праздников авторы пытались рассказать о трудовой повседневности, описать обстановку и условия, в которые при государственно-монополистическом капитализме брошены те, кто производит материальные блага. Широкий общественный резонанс, вызванный этими книгами, объяснялся взрывчатым характером их тематики.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Дортмундская “Группа 61”