Дорогою свободной иди
Не так давно, во время встречи с учителями в одном из городов российской глубинки, коллеги стали жаловаться на засилье проверяющих. Тут требуют бесконечных планов, здесь – отчетов, дышать не дают, замучили совсем.
Слышать об этом приходится регулярно. Согласен: школа наша действительно подчас хуже казармы, но ведь как только ты закрыл дверь кабинета и остался один на один с детьми – ты свободен. И никакие проверяющие над тобой не властны.
Обычно эта мысль находит сочувствие у слушателей, но на сей раз разговор принял оборот неожиданный.
Подскажите, на что сослаться? Где Разрешено быть свободным?”
Скажу честно, я оторопел. Мне и в голову не могла прийти такая постановка вопроса. Состояние свободы – это твое внутреннее состояние, оно не возникает по приказу или инструкции. Можно, конечно, с утра до вечера изучать родную Конституцию или какую-нибудь
От одного только Разрешения быть свободным свободными не становятся: для этого нужны постоянные душевные усилия. Если человек нуждается в предписании, для того чтобы чувствовать себя свободным, он раб.
Изумление помешало мне быстро найти ответ на нелепый, с моей точки зрения, вопрос коллеги.
Только потом, уже после встречи, я сообразил, в каком же Документе идет речь о праве человека быть свободным. Как говорят наши Дети, В Пушкине. Смело берем с полки любой том собрания сочинений, открываем на любой странице – и окунаемся в эту самую свободу.
Вся его поэзия – свидетельство о том, что свобода – необходимое условие существования человека. Творя, человек свободен, любя – свободен, бешено наслаждаясь жизнью – свободен, отрекаясь от счастья – свободен. И даже размышляя о смерти – тоже свободен.
Это нам и пример, и урок, и готовая программа жизни. И если уж ссылаться на какую-то Декларацию прав, то, по мне, вот на такую:
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! Вот права…
- Презентація проекту “Дорогою добра” (6 клас) Форма: Короткотривалий проект Мета: Познайомити дітей з поняттям “толерантність” мовою науки і різних видів мистецтва. Завдання: Організувати співпрацю дітей, батьків, вчителів; Розвивати у дітей творчу, пізнавальну та пошукову діяльність; Сприяти накопичення досвіду розгляду одного і того ж об’єкта з різних точок зору. Обладнання: Комп’ютер, екран, проектор, магнітна дошка, плакати, реквізит і костюми для сценки, магнітофон. […]...
- Я была, как и ты, свободной, Но я слишком хотела жить. Анна Ахматова При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматичную и в то же время счастливую жизнь. Поэты “серебряного века” в своих стихах нередко признавались в любви к этой королеве русской поэзии. В бурях века Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для […]...
- Ты проходишь своей дорогою (Цветаева Марина Стихи) Ты проходишь своей дорогою, И руки твоей я не трогаю, Но тоска во мне – слишком вечная, Чтоб была ты мне – первой Встречною. Сердце сразу сказало: “Милая!” Все тебе наугад – простила я, Ничего не знав – даже имени! О, люби меня, о люби меня! Вижу я – по губам извилиной, По надменности их […]...
- Розсекречена війна Дорогою Рудольф! Меране, вівторок Розсекречена війна Дорогою Рудольф! Меране, вівторок 30.10.41 Дорогою Рудольф! Ми довго нічого не чули друг про друга, і тільки сьогодні в мене з’явилася можливість подякувати тебе за твій милий лист. Я дуже рада була його одержати. Я провела 10 днів у лікарні, мені зробили дві важкі операції на колінах – були жахливі болі. Але тепер […]...
- Зразок твору: Воля до життя на прикладі оповідання М. Коцюбинського “Дорогою ціною” Дорогою ціною здобували волю українці, багато чого довелося їм випробувати. Були і “збасаманені сині хребти”, були і кулі в тілі, було й загублене життя, був і розпач, була і смерть. Коли я читаю оповідання М. Коцюбинського “Дорогою ціною”, то мені здається, що це я тікаю разом з ними від кріпаччини, що я теж відчуваю голод, […]...
- Сочинение на тему: Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободной жизни в поэме Мцыри, Лермонтов Что увидел и узнал Мцыри за три дня свободной жизни Поэма “Мцыри” – одно из главных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана в первую очередь с темой свободы и воли, конфликта мечты и реальности, одиночества и изгнания. Многие черты, изображенные в главном герое, были присущи и самому автору. Юный послушник Мцыри был горд, свободолюбив, […]...
- Эссе что такое свобода. Свободен ли я? Свободен ли я? Если да, то на сколько? Если нет, то в чем? “кто кем побежден, тот тому и раб” Этот вопрос, я полагаю ни в коем случаи нельзя рассматривать с одного ракурса, и поэтому я оценю степень своей свободы с разных сторон. Я себя рассмотрю, как гражданина РФ, кем я собственно и являюсь. Закон […]...
- Почему А. С. Пушкин называет роман в стихах “Евгений Онегин” “свободным романом” (“И даль свободного романа я сквозь магический кристалл еще неясно различал…”)? Почему А. С. Пушкин называет роман в стихах “Евгений Онегин” “свободным романом” (“И даль свободного романа я сквозь магический кристалл еще неясно различал…”)? Роман в стихах Пушкина “Евгений Онегин” прежде всего – самое известное и важное для понимания его творческой личности и литературного пути произведение. Поэт начал работу весной 1823 года в Кишиневе, завершил роман […]...
- Чему посвящен рассказ Горького “Челкаш” Этот рассказ посвящен теме босячества. Босяки – особая категория людей, которая попадает на “дно” жизни. Эти люди сами выбирают свой образ жизни – свободу, об одной истории из жизни босяка и повествует это произведение (автор называет ее маленькой драмой). Главные герои – Челкаш и деревенский парен Гаврила, но рассказ назван “Челкаш”, так автор выделяет босяка […]...
- Сочинение “Что значит быть свободным” < p>Во все времена человек стремился к независимости. Но что значит быть свободным? Этим вопросом задаются многие, но ответ у каждого свой. Почему? Потому что понятие свободы весьма широко. Разговор может идти о праве культурного выбора в области образования, религии и так далее. Под свободой многие подразумевают физическую независимость, право голоса и возможности самостоятельно выбирать […]...
- Старуха Изергиль характеристика образа Ларры Образ Ларры. Антиподом Данко является другой персонаж рассказа “Старуха Изергиль” – сын женщины и орла, “сверхчеловек” Лappa, презирающий людей (“он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего”). Гордость, по мнению автора, – чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным, слабого – сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского […]...
- Сочинение анализ стихотворения Лермонтова на тему: Свободный дух Мцыри О Кавказе Лермонтов написал не одно произведение и упоминание этого края, где живут гордые и свободолюбивые люди, встречается на всем протяжении творчества поэта. Поэма “Мцыри” изначально должна была иметь название “Бери” (на грузинском языке “бэри” означает “монах”). Но, поскольку, герой, созданный Лермонтовым, не собирался становится монахом и, вообще, мысль о дальнейшей жизни в монастыре ему […]...
- В чем метафорический смысл стихотворения А. С. Пушкина “Узник”? (План) История создания стихотворения. (Стихотворение написано в первые годы ссылки поэта, в 1822 году, когда Пушкин жил на Юге, в Кишиневе). Метафорический смысл названия. (Стихотворение написано от первого лица: “Сижу за решеткой в темнице сырой…” Хотя Пушкин не был узником “темницы сырой”, но, находясь в ссылке, он не мог чувствовать себя свободным человеком.) Многозначность образа узника. […]...
- Сочинение на тему: “Что означает быть взрослым” Быть взрослым, значит отвечать за свои поступки, уметь нести наказание за совершенное дело. Быть взрослым, значит уметь содержать свою семью, это не означает достичь какого – то определенного возраста. Быть взрослым – значит стать человеком, который может отвечать за себя и доверенных ему людей или за что-то другое. Быть взрослым – это значит осознавать меру […]...
- Анализ стихотворения Фета “Я потрясен, когда кругом В последние годы жизни Афанасий Фет все реже и реже обращался к пейзажной лирике. На смену легким и изысканным стихам пришли философские рассуждения о смысле бытия, в которых автор пытался найти ответ на вопрос, зачем же он живет. Действительно, Фет достиг своей заветной цели, вернув себе не только утраченное состояние, но и дворянский титул. Тем […]...
- Сочинение на тему: БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ЗНАЧИТ БЫТЬ СОВРЕМЕННЫМ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – ЗНАЧИТ БЫТЬ СОВРЕМЕННЫМ Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благосостояния человека. Одной из задач на современном этапе является сознательное отношение к своему здоровью. Здоровье людей – это самая большая ценность. Нам необходимо сохранить и укрепить физическое здоровье и психическое состояние. Полноценное питание, занятия спортом, выполнение режима дня, а также […]...
- Стихотворение Некрасова “На смерть Шевченко” Вырос Н. А. Некрасов среди крестьянских детей. Никакие запреты родителей не могли удержать его от общения с деревенскими ребятишками. Впоследствии простой язык, богатый и певучий, завораживающий нас своей музыкой, который был усвоен сыном помещика в ярославской деревне, стал основным инструментом поэта. Его поэмы и стихи написаны народной речью так красиво и точно, что создается впечатление, […]...
- Молодому учителю Время великих педагогов никогда не проходит. Помочь ребенку сохранить свою индивидуальность, выявить его потребности, помочь ему в интеллектуальном и нравственном развитии – это основа идеипедагогики сотрудничества, инициатором которой в середине 1980 х г. был Симон Львович Соловейчик. Философские взгляды на цели, способы и условиявоспитания детей он изложил в своей книге ” Педагогика для всех” (1977 […]...
- Как я обычно делаю уроки Как я обычно делаю уроки Уроки я обычно делаю ближе к вечеру. Некоторые ребята, которых я знаю, делают Уроки сразу после школы: придут, пообедают, с полчаса отдохнут и садятся за уроки. Может, так и нужно делать. Может быть, так даже и правильно – побыстрее отвязался и почти весь день свободен. Но у меня недостает силы […]...
- Права человека и общественное правосознание Когда заходит разговор о правах человека, то большинство людей непременно понимают под этим как раз то выражение, которое вынесено в заглавие настоящего очерка. И действительно: раз я – человек, то и право имею! Причем полное и без всяких оговорок. Но может ли быть так на самом деле? Ведь если все люди одновременно начнут требовать полной […]...
- Права человека и общественное правосознание (Я – человек, поэтому – право имею!) Когда заходит разговор о правах человека, то большинство людей непременно понимают под этим как раз то выражение, которое вынесено в заглавие настоящего очерка. И действительно: раз я – человек, то и право имею! Причем полное и без всяких оговорок. Но может ли быть так на самом деле? Ведь если все люди одновременно начнут требовать полной […]...
- Легко ли быть благородным человеком? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, нужно разобраться, а что такое благородство? Благородство берет свое происхождение от двух слов: благой, род. Благородный означало принадлежность человека к знатному старинному роду, и кроме того, этот человек обладает высокими моральными качествами. Благородным мог быть только человек высокого происхождения с хорошим воспитанием, честный, высоконравственный. Конечно, в современном обществе границы […]...
- Рассказ “Смерть чиновника” Чехова Чехов считал, что настоящий человек должен быть свободным в душе. В поведение русского человека, воспитанного в традициях чинопочитания, преклонения перед власть имущими, въелись некоторые особенности, которые Чехов считал проявлениями раба. Он сам всю жизнь боролся с этими проявлениями в самом себе, выдавливал из себя раба, как он говорил. И был очень чуток к проявлениям рабского […]...
- Слова состояния Слова состояния – знаменательная часть речи, которая обозначает состояние живых существ, природы, окружающей среды и отвечает на вопросы как? каково?: На улице Морозно И Сыро. Общее грамматическое значение Таких слов – значение состояния. Морфологическим признаком Таких слов является неизменяемость. Именно поэтому они сближаются с наречиями. Слова состояния, так же как и прилагательные и наречия могут […]...
- Как меняется эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу стихотворения “Незнакомка”? В стихотворении А. Блока “Незнакомка” эмоциональное состояние лирического героя в начале и в конце произведения различно. Так, в первых строфах перед нами предстает пошлый, низкий мир, который окружает героя и который так ненавистен ему. Дикий, глухой воздух, канавы, пьяные окрики, детский плач, женский визг вызывают у него отвращение, презрение ко всему вокруг. Лирический герой “смирен […]...
- Анализ стихотворения Лермонтова Прощай немытая Россия Стихотворение Лермонтова было создано в 1841 году. Написано оно как раз перед, как и говорит поэт в своем стихотворении. Михаил Лермонтов был человеком тонкой натуры: обидчивый и ранимый. Как следствие этого им было написано достаточно произведений, которые несут собой споры. Может быть, Лермонтов написал данное стихотворение под каким-то впечатлением, что свойственно ему, потому что смысл […]...
- Открытый урок в 8-11 классах “Права человека” Разработка учителя истории МОУ “Никулинская СОШ” Шкурченко Алексея Никифоровича Тема урока: Права человека. Открытый урок в 8-11 классах. 12 декабря 2012 года Цель урока: Ознакомить обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека, значимость которых актуальна для обеспечения современной защиты прав и свобод личности в государствах мира: Формировать уважительное отношение к правам и свободам человека, […]...
- Персонажи произведений М. Горького Горького с полным правом можно назвать настоящим исследователем человеческой души. И на разных этапах своих исследований он по-разному отзывался о человеке. Репину в приятельской беседе он говорил о том, что человек – это очень интересное существо и что именно человек создал Бога. Зато Чехову он говорил, как низок и кроток человек, который не может управлять […]...
- Бородинская диспозиция в романе Толстого “Война и мир” Один из военных специалистов – современников Толстого, генерал М. Драгомиров, чрезвычайно высоко оценил военные сцены романа, в частности, за то, что в них показано, как настоящий, большой полководец умеет руководить духом войска (Багратион под Голлабрюном); вместе с тем он критически отнесся к военно-историческим идеям Толстого. Он не понимал, зачем указывать на законы истории, если они […]...
- Краткая хроника жизни и творчества Есенина С. А 1895 г., 21 сентября (3 октября н. ст.). Родился в селе Константинове, Кузьминской волости, Рязанского уезда, Рязанской губернии, в крестьянской семье Александра Никитича и Татьяны Федоровны Есениных. 1904-1909 гг. Учеба в Константиновском земском училище. 1912 г. Оканчивает церковно-учительскую школу (в селе Спас-Клепики), где началось, по словам поэта, “сознательное творчество”. 1912-1915 гг. Приезжает в Москву. Работает […]...
- Идеалы молодого Пушкина (поэзия 1910-1920 годов) Мировоззрение А. С. Пушкина сложилось уже в юношеский, лицейский период. На формирование его взглядов большое влияние оказал Царскосельский лицей. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувство гражданской чести, желание служить Отечеству и народу. Отсюда вынес поэт свой ясный взгляд на мир и людей, понимание того, что любой человек, независимо от социального происхождения, должен быть свободным. […]...
- Роль живых организмов в биосфере Вопрос 1. В чем заключается влияние живых организмов на биосферу? Живые существа способствуют переносу и круговороту веществ в природе. Благодаря деятельности фотосинтетиков в атмосфере снизилось количество углекислого газа, появился кислород и сформировался защитный озоновый слой. Деятельность живых организмов определяет состав и структуру почвы (переработка редуцентами органических остатков), предохраняет ее от эрозии. В значительной мере животные […]...
- Из книги “Нечет” < p>Из цикла “Pro domo mea” 3 Забудут? – вот чем удивили! Меня забывали сто раз, Сто раз я лежала в могиле, Где, может быть, я и сейчас. А Муза и глохла, и слепла, В земле истлевала зерном, Чтоб после, как Феникс из пепла, В эфире восстать голубом. 21 февраля 1957 Ленинград Клятва И та, […]...
- Политические идеалы молодого Пушкина Политическое мировоззрение А. С. Пушкина сложилось уже в юношеский, лицейский период. На формирование его взглядов большое влияние оказал Царскосельский лицей. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувство гражданской чести, служения Отечеству и народу. В Лицее из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Отсюда вынес он свой ясный взгляд на мир и людей, понимание того, что […]...
- ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ И БЫТЬ СВОБОДНЫМ ОТ ОБЩЕСТВА ЖИТЬ В ОБЩЕСТВЕ И БЫТЬ СВОБОДНЫМ ОТ ОБЩЕСТВА Нельзя – совершенно справедливо сформулировал Владимир Ленин. Верно это и для литературы: человек и социум в ней всегда переплетены самым тесным образом. Бежит ли от общества романтический герой, несет ли на себе подобно проклятию болезни собственного окружения герой реалистический, уходит ли от ненавистного социума в потустороннюю реальность […]...
- Политическое мировоззрение А. С. Пушкина Политическое мировоззрение А. С. Пушкина сложилось уже в юношеский, лицейский период. На формирование его взглядов большое влияние оказал Царскосельский лицей. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувство гражданской чести, служения Отечеству и народу. В лицее вырос гениальный поэт Пушкин, отсюда вынес он свой ясный взгляд на мир и людей, понимание того, что любой человек, независимо […]...
- Аллегоричность образов в рассказе Владимира Дрозда “Белый конь Шептало” На первый взгляд, рассказ Владимира Дрозда “Белый конь Шептало” воспринимается как определенная сказка об обиженном гордом коне, который смиренно прощает эту несправедливость людям и с “виноватой доверчивостью” возвращается к ним после стихийного бегства. Может, конь уже и успокоился, но мое сердце, растревоженное душевными взлетами и падениями Шептала, не сможет успокоиться еще долго. Нет, это совсем […]...
- Политические идеалы молодого А. Пушкина (на материале поэзии 1810-1820-х годов) Политическое мировоззрение А. С. Пушкина сложилось уже в юношеский, лицейский период. На формирование его взглядов большое влияние оказал Царскосельский лицей. Преподаватели стремились развить в своих питомцах чувство гражданской чести, служения Отечеству и народу. В Лицее из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Отсюда вынес он свой ясный взгляд на мир и людей, понимание того, что […]...
- Характеристика и образ Алеко по поэме Цыганы (Пушкин А. С.) Герой поэмы Александра Сергеевича Пушкина “Цыганы” Алеко является обобщенным образом молодого человека того времени. Он воспринимает общество и законы цивилизованного мира как насилие над человеком. Он считает, что цивилизация ограничивает свободу человека, душит его. Он утверждает, что люди в больших городах “торгуют волею своей” и мечтает сменить эту сковывающую жизнь на полную свободы жизнь цыган. […]...
- СОЧИНЕНИЕ ОЧЕРК О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВЕННОМ ПРАВОСОЗНАНИИ ПОЭТОМУ – ПРАВО ИМЕЮ! (СОЧИНЕНИЕ-ОЧЕРК О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВЕННОМ ПРАВОСОЗНАНИИ) Когда заходит разговор о правах человека, то большинство людей непременно понимают под этим как раз то выражение, которое вынесено в заглавие настоящего очерка. И действительно: раз я – человек, то и право имею! Причем полное и без всяких оговорок. Но может ли быть так […]...