“Домострой”, “Стоглав”, “Азбуковник”

“Домострой”, “Стоглав”, “Азбуковник”, насквозь проникнутые той же официальной идеологией, что и памятники, которые могут быть причислены к литературным. Между теми и другими была не только органическая связь, но и идейное взаимодействие. “Домострой”, ставивший себе целью до мелочей регламентировать поведение человека в сферах религиозной; государственно-общественной и семейной, “Стоглав”, заключавший в себе свод постановлений и суждений церковного собора 1551 г. по разнообразным вопросам религиозного и житейского

быта, “Азбуковник”, стремившийся в форме энциклопедического словаря санкционировать систему знаний и воззрений, обязательных для благомыслящего читателя,- все это исходило из всецелого доверия к тем религиозно-политическим и нравственным устоям Москвы – третьего Рима, которые признавались непререкаемыми и незыблемыми.

Речь могла идти не о том, чтобы критически переоценивать хоть в какой-либо мере эти устои, а лишь о том, чтобы жизнь в ее общем строе и в ее повседневном быту поднять до той идеальной нормы, которая предписывалась раз навсегда закрепленной богоспасаемой традицией. Отсюда в малейших

деталях предусмотренное в “Домострое” начертание положительного религиозного, нравственного и бытового уклада, которым должна руководиться семья, возглавляемая домовладыкой, отцом и мужем, и руководствующаяся примером монастырского общежительного устава; отсюда и откровенная критика в “Стоглаве” тех явлений русской жизни, которые стояли в противоречии с выработанным и официально указанным ее идеалом.

Для понимания идейной атмосферы, в которой возникали многие основоположные произведения русской литературы не только в XVI в., но частично и в XVII в., знакомство с “Домостроем” дает особенно обильный материал. Кто бы ни был его автором (вероятнее всего – благовещенский протопоп Сильвестр, посланием которого к его сыну Анфиму заключается самый памятник), “Домострой” очень полно отразил в себе тот круг идей, норм и положений, который выработала Москва, мыслившая себя средоточием православной святыни и хранительницей высших бытовых и политических ценностей, а также выразил идеальные требования, какие официальная идеология предъявляла к семейному укладу.

Нужно сказать при этом, что, принимая во внимание эпоху, в которую был составлен “Домострой”, нравственный уровень этих требований далеко не был таким низким и отсталым, каким обычно его представляют. Большое значение имеет “Домострой” и как объективная картина быта состоятельной русской семьи, интересы которой преимущественно имел в виду автор. Начиная от указаний на то, как должно чтить царя и князя, как организовать религиозный быт, как муж должен воспитывать жену, детей, слуг и как должна вести себя в своем быту домохозяйка, и кончая детальными хозяйственными предписаниями, “Домострой” охватывает собой все стороны жизни в ее общих принципиальных основах и в ее повседневности.

Будучи сходен в ряде случаев с традиционными средневековыми западными и восточными “путеводителями по жизни”, восходя к предшествовавшим русским поучениям, главным образом отца сыну, он в то же время живо запечатлел в себе реальную обстановку своего времени. Написан “Домострой” в большей своей части живым русским языком, почти без примеси церковнославянизмов. В дальнейшем он вызвал подражания, облеченные даже в стихотворную форму.

Объединительным задачам, которые ставила себе Московская. Русь, шло навстречу и заведение у нас книгопечатания. Первая ” типография в Москве открыта была не позже 1563 г., хотя есть данные, позволяющие думать, что первые опыты книгопечатания в Москве делались еще лет за десять до этой даты и реализовались выпуском четырех анонимных, недатированных богослужебных книг.

Первыми печатниками были Иван Федоров, Петр Мстиславец и, быть может, Маруша Нефедьев; первой датированнойч печатной книгой, насколько нам пока известно, был “Апостол”, вышедший в 1564 г. И в дальнейшем, даже в XVII в., печатались преимущественно книги богослужебные: объединенная московская церковь только при помощи типографского станка могла устранить тот разнобой, который характеризовал собой русскую богослужебную литературу.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Домострой”, “Стоглав”, “Азбуковник”