Дом у дороги краткое содержание
Изображение войны через судьбу простого человека будет характерно и для поэмы А. Твардовского “Дом у дороги” (1946). Но акцент в этом произведении будет сделан на другом. “Василий Теркин” – поэма эпическая, здесь показан человек сражающийся, человек на фронте. В “Доме у дороги” эпическое по характеру своему событие раскрыто приемами лирическими.
Дом и дорога, семья и война, человек и история – на пересечении этих мотивов построено произведение А. Твардовского. В нем прозвучала та же горькая, трагическая мелодия, что
Шла вторая половина 40-х годов, период партийных постановлений о журналах “Звезда” и “Ленинград”, время очередного “закручивания” идеологических “гаек”, ужесточения цензуры. Как и стихотворение Исаковского, поэма Твардовского “Дом у дороги”, а затем и его записки “Родина
В поэме “Дом у дороги” действительно нет героического пафоса, если понимать под таковым плакатность и романтически возвышенную тональность изображения войны. Но здесь есть героизм истинный, негромкий. Героизм крестьян, вынужденно прервавших свой мирный труд и так же естественно, как пахали и косили всем миром, всем миром ушедших воевать с врагом (начальные сцены поэмы).
Героизм женщин, оставшихся в тылу со стариками и детьми и не прервавших своей трудовой захты. Героизм тех, кого долгие годы считали предателями, кто был угнан фашистами в неволю, но не сдался, не пал духом, как смогла выстоять Анна Сивцова. Героизм солдата Андрея Сивцова, вернувшегося с войны победителем и нашедшего в себе силы начать жизнь заново.
Андрей Сивцов начал жизнь так, как ее всегда начинал русский человек, – с постройки хаты, сожженной войной… Настоящая правда заключена и в открытом финале произведения, которое автор не завершил счастливой развязкой. Здесь звучит лишь мелодия надежды, как и в строчке, ставшей лейтмотивом поэмы: “Коси, коса, Пока роса”…
Ребенок, рожденный женщиной, и дом, который строит мужчина, – это и есть олицетворение надежды на продолжение жизни, трагически изуродованной, но не уничтоженной войной.
Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного Еще не может быть и нет.
Эти строки написаны А. Твардовским в 1944 г., когда в огне боев было еще “не время вспоминать”. Но “в тот день, когда окончилась война” “и кроясь дымкой, он уходит вдаль, Заполненный товарищами берег”, наступило время памяти, подведения итогов, размышления о павших и живых. В поэзии А. Твардовского зазвучали интонации реквиема.
Отныне тема войны, соединившись с чувством вины и нравственного долга перед погибшими (“Я ваш, друзья, – и я у вас в долгу”), стала “жестокой памятью”. Одно из первых стихотворений, открывающих эту тему в творчестве А. Твардовского и в послевоенной литературе в целом, написано от лица павшего воина:
Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Отрывистые, почти протокольные строки, открывающие стихотворение, подчеркивают безысходность смерти.
От плана частного, конкретного, к обобщенно-философскому движется мысль автора. Солдат подчеркнуто безымянен, он один из миллионов, что легли в землю без могил, стали ее частью, перешли в жизнь тех, кто выжил, кто родился потом (“я – где корни слепые”, “я – где крик петушиный”, “я – где ваши машины”). Это стихотворение – обращение к “товарищам верным”, “братьям” с единственным завещанием – жить достойно.
Мотив единства живых и мертвых, “связи обоюдной”, родства, ответственности “за все на свете” станет лейтмотивом послевоенного творчества А. Твардовского.
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, –
Речь не о том, но все же, все же, все же…
(1966)
Мотив “жестокой памяти” получит распространение не только в произведениях А. Твардовского о войне. Пронзительно, на пределе искренности он зазвучит в размышлениях поэта “о времени и о себе”, о своем поколении, о своей собственной судьбе.
Я жил, я был – за все на свете
Я отвечаю головой.
Эти слова А. Твардовского определяют пафос его послевоенного творчества, становясь не только символом неразрывной связи человека с судьбой страны, с веком, но и выражая, как писал Пушкин, “самостоянье человека – залог величия его”.