Дом и бездомность в художественном мире Тургенева на основе романа «Отцы и дети»
Знаменитый русский критик Д. И Писарев в романе И. С Тургенева «Отцы и Дети» «кроме художественной красоты» заметил еще и то, что «он наводит на размышления, хотя сам по себе не разрешает никакого вопроса и освещает не столько выводимые явления, сколько отношения автора к этим самым явлениям». В романе, действительно, поднимается множество социальных проблем, заставляющих задуматься. Кроме борьбы поколений, стоящей в центре произведения, автор показывает, что человеку не всегда живется хорошо там, где он родился. Другими словами,
Конечно, писатель не говорит об этом напрямую, но мы можем проследить ход его мыслей через судьбу героев — детей: Евгения Базарова и Аркадия Кирсанова.
Прежде всего, остановимся на двух понятиях — «дом» и «бездомность». Если заглянуть в словарь, то «дом» — это «строение для житья», а «бездомный» — это «тот, у кого нет дома». Но и у Евгения, и у Аркадия было место жительства.
В семьях ими гордились, их ценили и уважали. Родители Базарова не могли дождаться, когда же приедет безумно любимый Евгений, а Кирсанов старший ради
Значит, Тургенев попытался донести до читателей нечто другое. Вспомним эпизод встречи Базарова с родителями: мать в слезах кидается обнимать горячо любимого сыны и буквально не дает ему прохода. Евгению же, через какое-то время ласка матери становится невыносимой. Почему?
Посмотрим на героя изнутри: в убежденном нигилисте, «размашистом носителе идей», как его называют Вайль и Генис, считающем любовь гнилью, вдруг вспыхивает горячее чувство к Одинцовой, которое так неизбежно разбивается об ее холодность. И вот он, может быть, даже разочарованный в себе, с пошатнувшимися взглядами приезжает к тошнотворно ласковой матери и отцу, любителю разговоров. Базарову нужно с головой уйти в работу, погрузиться в науку и выжать из себя все чувства до последней капли, а как же это будет возможно, если кто-то постоянно мельтешит перед глазами, желая знать, чего сынок хочет на ужин? Вот и получается, что у родителей, в своем собственном доме, Базарову нет житья.
Не может он жить и у Одинцовой, ведь она рушит его стереотипы, ломает в нем убежденного отрицателя романтики. Остается имение Кирсановых. Но здесь Базарова не понимают мягкосердечные, чувственные либералы, за коими скрывается пол-России того времени. Тургенев как-бы проводит героя через испытания любовью и семейными узами.
Как пишут в своей статье «Формула жука» Вайль и Генис: «Базаров последовательно проваливается повсюду». Вот и получается, что Евгений, по сути своей, — бездомный, лишний человек. Именно поэтому он и умирает в конце.
Он просто не смог бы найти себе нужное, подходящее место.
Другое дело — Аркадий Кирсанов. В начале романа он представляется нам близким другом Базарова, который разделяет его взгляды и утверждает, что он тоже все отрицающий нигилист. Но в тоже время в какой-то момент мы понимаем, что Аркадий — антипод Евгения, легкой походкой молодости перешагивающий через все превратности судьбы.
Ему с самого начала не мешает отец, читающий Пушкина (он считает это милым), да и дядюшку, убежденного в том, что нельзя отступать от авторитетов он жалеет, а не презирает, в отличие от Базарова. Наконец, он влюбляется в Катю, сестру Одинцовой, и их любовь заканчивается «очень благополучно» — свадьбой. Для Кирсанова и родительская усадьба, и имение Одинцовой и даже владение Базаровых становятся домом. В душе он похож на отца, а потому не может сдержать чувств и отречься от всего, он простой, ручной, Вайль и Генис подчеркивают, что он живет по правилам, соблюдает порядки.
Именно поэтому Кирсанову проще сойтись с людьми, его можно прочитать, он открыт и простодушен.
Итак, И. С. Тургенев высказывает очень глубокую философскую мысль. Человек не всегда бывает привязан к месту своего рождения, иногда бывает и так, что самые родные и близкие не до конца понимают и чувствуют. Некоторые так и не находят свое пристанище. Но это, в большинстве случаев, зависит от самого человека.
Так, на примере Базарова, видно, что человек не может разобраться сам в себе. С одной стороны, любовь для него — это «гниль, художества», но с другой, он смог ее испытать, он попытал счастья, попадись на его пути не Одинцова, возможно, он был бы счастлив, но судьба решила иначе. Вот и получается, что он не до конца понимает сам себя, между тем требуя полного понимания и признания его правоты от других. Но этого ему дать не сможет никто, поэтому он обречен на вечное одиночество или, как это случилось в романе, на раннюю смерть.
Вайль и Генис в своей статье «Формула жука» пишут: «Тургенев разглядел новое явление и испугался его». Да, в таких людях как Базаров скрыта невероятная сила, но она исчерпывается, не найдя применения, не понятая даже самыми близкими. Ну а Кирсанов — типичный сын типичного отца, отец типичного сына, дед типичного внука, etc..
Cвою жизнь он строит по отеческому образцу. Дружная семья поселяется в Марьино, обретая, наконец, счастье и покой, от чего был так далек Базаров.