Докажите справедливость утверждения Лобовой: “Образ ребенка всегда наделен у Лермонтова чертами ранней взрослости”

Докажите справедливость утверждения Т. М. Лобовой: “Образ ре­бенка всегда наделен у Лермонтова чертами ранней взрослости”.

Приступая к написанию сочинения, вспомните бытующее в литера­туроведческой традиции мнение о том, что именно М. Ю. Лермонтову принадлежит “лирическ9е открытие темы детства”. Особое отношение к детству прослеживается в произведениях разных жанров (лирика, эпос, драма), чертами ранней взрослости отмечены практически все герои-де­ти: ребенок у М. Ю. Лермонтова – всегда рано повзрослевший и много испытавший

человек.

Справедливость этого утверждения докажите на примерах известных вам произведений (“Мцыри”, “Герой нашего времени”). Для этого охарак­теризуйте образы детей, созданные в свете заявленной проблемы (Мцыри, слепой мальчик из “Тамани”).

Отметьте, что и в поэме, и в романе автор выявляет разные факторы и обстоятельства, способствующие досрочному взрослению своих героев. В первом произведении это особая организация душевного строя ребенка (склонность к мечтательности, анализу, рефлексии), во втором – асоци­альные обстоятельства жизни, столкновение с недетскими проблемами.

Обратите

внимание на актуализированную в обоих текстах тему ду­ховного сиротства. Покажите, что душевный надлом обуславливает особое внутреннее состояние души Мцыри – “бездомье”, характерное для взрос­лых героев М. Ю. Лермонтова.

Покажите, какое значение имеет для Мцыри память о детстве, от­метьте, что автор поэмы намеренно использует художественный прием воспоминания героя о любимой семье, прекрасной и далекой родине для характеристики свободолюбивой личности Мцыри. Ценность этих вос­поминаний усиливается тем, что герой находится в ситуации “порогового состояния” между жизнью и смертью.

Обратитесь к роману “Герой нашего времени”. Убедитесь в том, что слепой мальчик из “Тамани” показан во всем многообразии проявления и его детской непосредственности (любопытство, подвижность, эмоцио­нальность, обидчивость), и одновременно некоей порочности, обуслов­ленной ранним соприкосновением ребенка с прагматичным миром взрос­лых (участие в криминальных делах контрабандистов, необходимость лгать, изворачиваться).

Объясните, почему вначале М. Ю. Лермонтов вызывает у Печорина негативное отношение к слепому, а затем, в конце произведения, снимает его. Задумайтесь над тем, почему герой романа испытывает чувство гру­сти (он невольно причинил боль ребенку, нарушил привычное течение жизни “честных контрабандистов”, лишил мальчика родственных связей с “ундиной”).

Подводя итоги, согласитесь с существующей трактовкой проблемы раннего взросления ребенка в творчестве М. Ю. Лермонтова.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Докажите справедливость утверждения Лобовой: “Образ ребенка всегда наделен у Лермонтова чертами ранней взрослости”