Докажите, что трагическое является одной из граней художественного сознания Астафьева
Докажите, что трагическое является одной из граней художественного сознания В. П. Астафьева.
Размышляя над поставленной в задании проблемой, вспомните, что в классическом понимании сущностью трагического являются существенные основы бытия, вступающие в неразрешимый конфликт между собой.
Далее докажите, что трагическое – одно из свойств художественного мышления В. П. Астафьева, оно обусловливает характеры персонажей, способно влиять на стиль произведения, сюжетно-композиционную основу, структурировать пространственно-временную
Отметьте, что трагическое в творчестве В. П. Астафьева начинает ярко проявляться уже в произведениях 50-х годов о войне (в рассказе “Гражданский человек” показывается трагическая гибель на поле брани сибиряка Матвея Савинцева, простого русского крестьянина, предназначение которого – созидательный земледельческий труд).
Обратите внимание на то, что в 60-е годы намечаются новые подходы к изображению непоправимых трагических последствий войны (в повести “Звездопад” звучит мысль о трагедии любви, которую “убила” война, позднее этот мотив станет сквозным для писателя).
Покажите,
Вспомните, как решается тема трагического в одном из самых известных произведений В.П. Астафьева “Царь-рыба” (природа мстит человеку, духовная несостоятельность которого определяет трагическое направление его жизни).
Обратите внимание на то, какое мощное и настойчивое звучание обретает трагическое в “Печальном детективе” (человек теряет связь с предшествующими поколениями, пренебрегает народными традициями).
Охарактеризуйте своеобразие трагического в “Последнем поклоне” (трагизм обусловлен разрушением крестьянского образа жизни, изменениями в психологии русского человека, предопределившими его трагическую судьбу).
Завершите свой обзор обращением к самому трагическому произведению В. П. Астафьева “Прокляты и убиты” (мысль о цене победы предопределила трагический пафос книги).
Суммируя свои наблюдения, отметьте, что трагическое, являясь одной из граней художественного мышления писателя, оказало непосредственное влияние на идейно-художественное своеобразие всего творчества В. П. Астафьева.
- Докажите справедливость утверждения Старыгиной: “Философичность обусловила своеобразие поэтического мира и образа лирического героя в поэзии Тютчева” Докажите справедливость утверждения Н. Н. Старыгиной: “Философичность обусловила своеобразие поэтического мира и образа лирического героя в поэзии Тютчева”. Продумывая план сочинения, вспомните, какую характеристику дал Ф. И. Тютчеву его знаменитый соотечественник А. А. Фет (по его мнению, поэтическая мысль в лирике Ф. И. Тютчева является отражением красоты философской мысли). Рассмотрите известные вам стихотворения Ф. И. […]...
- Докажите, что образ Гамлета в трагедии Вильяма Шекспира является воплощением ренессансных идеалов Литературные персонажи, которые глубиной художественного обобщения выходят за пределы конкретных произведений и отображенной в них эпохи, называют “вечными образами”. “Вечные образы” становятся определенными знаками культуры и получают новую жизнь в искусстве разных стран и эпох. Именно таким есть образ Гамлета из одноименной трагедии В. Шекспира. Гамлет олицетворил человека позднего Возрождения. Человека, который постиг беспредельность мира […]...
- Докажите справедливость утверждения Лобовой: “Образ ребенка всегда наделен у Лермонтова чертами ранней взрослости” Докажите справедливость утверждения Т. М. Лобовой: “Образ ребенка всегда наделен у Лермонтова чертами ранней взрослости”. Приступая к написанию сочинения, вспомните бытующее в литературоведческой традиции мнение о том, что именно М. Ю. Лермонтову принадлежит “лирическ9е открытие темы детства”. Особое отношение к детству прослеживается в произведениях разных жанров (лирика, эпос, драма), чертами ранней взрослости отмечены практически все […]...
- Согласны ли вы с мнением о том, что кулачный бой Кирибеевича и Калашникова является олицетворением борьбы между вседозволенностью “государственного” закона и нравственностью “частного” человека? Согласны ли вы с мнением о том, что кулачный бой Кирибеевича и Калашникова является олицетворением борьбы между вседозволенностью “государственного” закона и нравственностью “частного” человека? В начале развернутого рассуждения оцените роль кулачного боя Кирибеевича и Калашникова в поэме М. Ю. Лермонтова. Подчеркните, что это кульминационный эпизод произведения, в котором раскрываются характеры главных героев и разрешается конфликт […]...
- ТВОРЧЕСТВО В. П. АСТАФЬЕВА Главный герой произведений Астафьева – не природа, а человек. Экологические проблемы заставляют задуматься о том, что же происходит с современным человеком. Почему он перестал относиться к природе, как к живому существу и видит в ней лишь объекты народного хозяйства (повесть “Царь-рыба”). Крестьянинахлебопашца, который когда-то был хозяином приенисейской тайги, Астафьев называет “якорем жизни”. Теперь хозяев нет […]...
- В каких произведениях русской лирики XIX века молитва является формой лирического самовыражения и как она соотносится с вариантом Лермонтова? Приступая к ответу на вопрос, вспомните, что история русской лирики XIX века свидетельствует о пристальном интересе поэтов к таинству молитвенного слова. Отметьте, что молитва как форма лирического самовыражения использовалась в поэтической практике литературных предшественников М. Ю. Лермонтова (Н. П. Огарева, Н. М. Языкова, А. В. Кольцова, Е.А. Баратынского) и художников, творчество которых завершало эстетические достижения […]...
- Что такое ТРАГИЧЕСКОЕ ТРАГИЧЕСКОЕ – вид пафоса, страдание и скорбь по каким-то возвышенным и безвозвратно утраченным ценностям. Трагической называют безвыходную ситуацию, порождающую у героя отчаяние, осознание невозможности жизни. В более широком смысле трагическое – это любое непоправимое несчастье. Трагическое очень часто опирается на трагический конфликт, который не может быть благополучно разрешен, а часто и вовсе не имеет решения. […]...
- Сочинение-рассуждение ГИА по тексту Астафьева В. П Каждый день своей жизни в нашей устной речи мы употребляем огромное количество слов, сами того не замечая. В письменной речи все немного иначе, мы должны знать много грамматических и лексических правил, для того, чтобы наша письменная речь была яркой выразительной и правильной. Кстати будет высказывание русского филолога Льва Васильевича Успенского: “Грамматика позволяет нам связать между […]...
- Докажите справедливость суждения Н. К. Гей о романе “Война и мир”: Наташа Ростова – единственная, кто из толстовских героев предстает и в “детской”, и во “взрослой” ипостаси Докажите справедливость суждения Н. К. Гей о романе “Война и мир”: Наташа Ростова – единственная, кто из толстовских героев предстает и в “детской”, и во “взрослой” ипостаси. В своем сочинении-рассуждении укажите, что сюжет романа-эпопеи “Война и мир” строится на развитии сюжетных линий четырех персонажей: Андрея Волконского. Пьера Безѵхова, Наташи Ростовой и Марии Болконской. Пьер, незаконнорожденный […]...
- М. Ю. Лермонтов. Мцыри. Битва с барсом признана кульминацией поэмы. Докажите это Битва с барсом признана кульминацией поэмы. Докажите это. Четырехстопный ямб с мужской рифмой, “звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву, – пишет В. Г Белинский. – Упругость, энергия и звучное однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы”. Найдите строфы, которые бы с […]...
- А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Докажите, что это – баллада Докажите, что “Песнь о вещем Олеге” – баллада. Баллада – лирическое стихотворение с напряженным и острым сюжетом. В основе пушкинского стихотворения драматический сюжет о предсказании князю Олегу смерти от его верного коня и гибели князя. Читатель с интересом следит за напряженным развитием событий, сопереживает герою баллады. Колорит произведения мрачный и таинственный, он достигается часто используемым […]...
- Анализ стихотворения Блока “Одной тебе, тебе одной…” В 1897 году семнадцатилетний Блок испытал первое сильное любовное чувство. Роман закрутился в небольшом немецком городе-курорте Бад-Наугейме, куда молодой поэт прибыл вместе с матерью и тетушкой. В роли возлюбленной выступила Ксения Михайловна Садовская. На момент знакомства с Александром Александровичем ей было тридцать пять лет. Замужняя дама, мать троих детишек и восторженный гимназист, толком не умеющий […]...
- Есенин, Поет зима – аукает… . Докажите, опираясь на текст, что в стихотворении использованы фольклорные приемы Докажите, опираясь на текст, что в стихотворении использованы фольклорные приемы. Стихотворение С. А. Есенина использует приемы народной песни: сама зима у него “поет”. В этой ее песне многие образы, слова, приемы перекликаются с привычными в фольклоре, но у поэта они собственные и очень выразительные: зима, баюкающая мохнатый лес; седые облака, плывущие в страну далекую. Не […]...
- Понятие и сущность сознания Сознание – это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией как у животных, а приобретаемыми только через общение с другими людьми […]...
- Структура художественного произведения ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ Структура художественного произведения Идея художественного произведения Идея художественного произведения – это обобщающая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе произведения искусства. Иными словами, это то, для чего написано произведение. Сюжет художественного произведения Сюжет художественного произведения – это развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, иногда и в лирических. Иными словами, это то, […]...
- Определение понятия “Трагическое” ТРАГИЧЕСКОЕ (трагизм), обнаруживающееся далеко не только в жанре трагедии, – разновидность возвышенного, выражаемая в искусстве позитивно неразрешимым конфликтом, влекущим гибель либо тяжелые страдания и утраты в общем достойных, заслуживающих глубокого сочувствия людей. Трагический эффект – “очищающее” психическое и моральное воздействие на читателей (зрителей) – получил греческое название “катарсис” согласно определению трагедии в “Поэтике” Аристотеля: “…трагедия […]...
- Периодизация творчества В. Астафьева (*Общие критические статьи) В творчестве В. П. Астафьева, можно условно выделить несколько периодов, каждый из которых характеризуется определенными художественными особенностями творческой манеры писателя. Первый этап творчества (1951 – 1959 гг.) характеризуется становлением жанрово-стилевой системы, кристаллизацией проблематики, осмыслением тематических интересов. На этом этапе обозначится также и тенденция отрицания зла, характеризующая творчество писателя. В этот период написан рассказ “Васюткино озеро” […]...
- Характеристика художественного мира Ф. И. Тютчева сочинение, статья, краткое содержание, анализ, биография, тест, пересказ, литература сосредоточенность на сложных философских вопросах бытия, стремление “объять” поэтической мыслью космос и вечность; философская насыщенность пейзажных зарисовок; лейтмотивные образы космической бездны; повышенное внимание к критическим моментам жизни природы – бурям, грозам, ливням, катастрофам; прежде всего – к весенним пейзажам, в которых в полную силу проявляется состояние бурного обновления мира; изображение игры “роковых” сил природы и […]...
- Характеристика художественного мира Ф. И. Тютчева сосредоточенность на сложных философских вопросах бытия, стремление “объять” поэтической мыслью космос и вечность; философская насыщенность пейзажных зарисовок; лейтмотивные образы космической бездны; повышенное внимание к критическим моментам жизни природы – бурям, грозам, ливням, катастрофам; прежде всего – к весенним пейзажам, в которых в полную силу проявляется состояние бурного обновления мира; изображение игры “роковых” сил природы и […]...
- Сочинение-рецензия на произведение В. П. Астафьева “Прокляты и убиты” Великая Отечественная война оставила свой неизгладимый след в душах людей. Теперь, когда многие годы отделяют нас от тех страшных событий, мы попрежнему, с нескрываемым душевным трепетом прикасаемся к страницам книг, приоткрывающим нам события тех далеких лет. Несколько поколений художников, среди которых были поистине замечательные (А. Твардовский, К. Симонов, М. Шолохов, Л. Леонов, В. Кондратьев и […]...
- “Старик и море” Эрнеста Хемингуэя и “Царь-рыба” Виктора Астафьева Опыт сопоставительного изучения Как возникла мысль сопоставить два эти текста, или, точнее, изучать их в 11-м классе в паре? Аспект практический: повесть Астафьева дает материалы для работы над выпускным сочинением по ряду тем, связанных с современной литературой, – “Общество находит в литературе свою действительную жизнь…” (В. Г. Белинский), “Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной […]...
- Казбич или Азамат является традиционным носителем горского кодекса чести? Казбич или Азамат является традиционным носителем горского кодекса чести? Размышляя над поставленным вопросом, вспомните, что М.Ю. Лермонтов в романе “Герой нашего времени” отказывается от романтической традиции изображения горцев как экзотических “детей природы”. Казбич и Азамат – сложные противоречивые характеры, отличающиеся глубиной чувств, силой страстей и активной действенностью, их гармония со средой основана на силе горских […]...
- “Царь-рыба” Астафьева Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Ове-янка Красноярского края в семье крестьянина. Он рос в окружении величавой красоты природы, и потому экологические проблемы были ему изначально близки. “Царь-рыба” (1976 год, журнал “Наш современник”) является повествованием в рассказах. Произведение посвящено взаимодействию Человека с Природой. Глава “Царь-рыба”, давшая название произведению, звучит символически. Единоборство человека […]...
- Героическое и трагическое в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека”. Краткое изложение текста Судьба народа в трагические периоды истории (по произведениям М. А. Шолохова)Война как трагедия народа в русской литературе XX векаВеликая Отечественная война закончилась 55 лет назад, но память о ней жива и будет жить вечно, потому что именно в этой войне раскрылись лучшие черты русского национального характера: его мужество, стойкость, массовый героизм и Патриотизм. Наш народ […]...
- В чем истинная красота человека по рассказу В. Астафьева “Фотография, на которой меня нет” Красота человека. Какая она? Красота человека бывает внешняя и внутренняя. Прочитав рассказ В. Астафьева “Фотография, на которой меня нет”, я заинтересовался внутренней красотой, красотой деревенского человека. В рассказе Астафьева описываются люди простой деревни. Они живут небогато, их быт очень прост. Но главное, что они, живя в трудных условиях, сохранили в себе душевную теплоту и дарят […]...
- Экологические и нравственные проблемы в произведениях В. П. Астафьева Последняя четверть XX века поставила перед человечеством глобальную проблему – проблему экологии, сохранения природного равновесия. Взаимоотношения природы и человека обострились настолько, что стало понятно: или человек научится жить как часть природы, по ее законам, или погубит планету и погибнет сам. Тема отношений природы и человека была новой в русской литературе, и одним из первых обратился […]...
- “Гамлет” У. Шекспира – Трагедия разбуженного сознания Средневековье закончилось. Феодальная эпоха, где главными достоинствами считались верность сюзерену и воинская доблесть, сменилась новым периодом истории. Наступило время новых идей, ценностей, начинаний. Теперь на первое место выступали предприимчивость, умение приспосабливаться к любым условиям, вести прибыльные дела. В эту сложную эпоху жил и творил Шекспир. Гениальный драматург не мог оставаться в стороне от проблем своего […]...
- Своеобразие художественного мира Блока Свое творчество А. Блок осмыслял как единое, называя все написанное “романом в стихах”, “трилогией вочеловечения”. Главная идея этой трилогии Блока – идея трагического пути лирического героя, кровно связанного со своим временем. В письме к А. Белому он образно обозначил этапы этого пути: “…от мгновения слишком яркого света – через непроходимый болотистый лес – к отчаянью, […]...
- Трагическое время коллективизации Коллективизация в конце 20-х – начале 30-х годов стала самым сложным и драматичным периодом в судьбе русского крестьянства, оценить и осмыслить который до сих пор непросто не только писателям, но и историкам, социологам, философам. Русская деревня всегда была предметом изучения, описания и сострадания нашей литературы. В XIX веке о ней писали и Пушкин, и Лермонтов, […]...
- Что было “страшно вымолвить” Кирсанову в ответ на признание Базарова о том, что “в теперешнее время полезнее всего отрицание”? Приступая к формированию концепции сочинения, вспомните в каком контексте появляется признание Базарова о том, что “в теперешнее время полезнее всего отрицание”. Павел Петрович задает вопрос: “Как? Не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…” – Все,- с невыразимым спокойствием повторил Базаров”. Отметьте, что И.С. Тургенев по цензурным обстоятельствам оставляет за пределами романа предмет отрицания, ограничиваясь […]...
- Биография Виктора Астафьева Виктор Петрович Астафьев – известный советский писатель, прозаик, эссеист. Лауреат государственных премий СССР и РФ. Детство и юность Родился Виктор 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии. Даже в краткой биографии Астафьева можно перечислить много трагических моментов. Еще когда Виктор был ребенком, его отца арестовали, а мать умерла во время одной из […]...
- ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МУЖЕСТВА В РАССКАЗЕ В. П. АСТАФЬЕВА “ВАСЮТКИНО ОЗЕРО” ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МУЖЕСТВА В РАССКАЗЕ В. П. АСТАФЬЕВА “ВАСЮТКИНО ОЗЕРО” Каждую минуту своей жизни, работая, общаясь и даже просто бездельничая, человек проявляет те или иные черты своего характера. Но лучше всего человеческая сущность раскрывается в экстремальных ситуациях. В такой ситуации и оказался Васютка, главный герой рассказа В. П. Астафьева “Васюткино озеро”. Этот мальчик мой ровесник, […]...
- Комическое и трагическое в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Комедия А. С. Грибоедова была написана в 1824 году. Автор обличает в ней такие пороки современности, как крепостное право, патриархальность, застойность общества, невежество, чинопочитание, угодничество перед вышестоящими, преклонение перед иностранным. Несмотря на то что пьеса была запрещена цензурой, она быстро разошлась в списках среди современников, что свидетельствует о том, что комедия была очень актуальной и […]...
- Становление Виктора Астафьева Известный писатель, лауреат Государственной премии, Виктор Петрович Астафьев родился 2 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края в семье крестьянина Петра Павловича Астафьева. Его мать, Лидия Ильинична, погибла, когда сыну исполнилось восемь лет. Она утонула в Енисее. И ей он посвящает повесть “Перевал”. Много позднее, в 1972 г., В. Астафьев скажет: “Ее мне не […]...
- Характеристика художественного мира А. И. Солженицына тесная связь художественной прозы и публицистики, которая наиболее ярко проявляется в позиции писателя-“гражданина”, поднимающего острые вопросы социальной и нравственной жизни, критикующего власть, возвышающего голос в защиту жертв произвола, выступающего в роли пророка и наставника общества; острый интерес к национальной истории, постановка масштабных эпических задач; осмысление исторических событий с точки зрения персонажей, представляющих разные социальные слои, […]...
- ЧЕЛОВЕК НАЕДИНЕ С ПРИРОДОЙ (по рассказу В. П. Астафьева Васюткино озеро) ЧЕЛОВЕК НАЕДИНЕ С ПРИРОДОЙ (по рассказу В. П. Астафьева “Васюткино озеро”) Кто из нас не любит читать прекрасные стихи о красоте родного края, купаться в море, лазить по горам, бродить по лесу в поисках ягод и грибов! Общаясь с природой, робкие становятся смелее, жестокие – добрее, угрюмые – улыбчивее. Не зря говорят, что человек – […]...
- Становление личности в рассказе Астафьева “Конь с розовой гривой” Становление личности в рассказе В. П. Астафьева “Конь с розовой гривой” По словам самого Виктора Петровича Астафьева, его далекое деревенское детство, проведенное в Сибири, несмотря на раннюю смерть матери, было светлой и счастливой порой. Описание этого периода жизни стало основным содержанием произведений автора, созданных для детей. Центральная тема рассказов Астафьева – нравственное взросление человека, становление […]...
- Почему образ Щукаря является трагикомическим? Что предопределяет трагическое несовпадение Григория Мелехова с революцией (роман-эпопея М. Шолохова “Тихий Дон”)? Григорий Мелехов и по социальному положению, и по личностным качествам оказывается “на грани двух начал”. Он говорит о себе: “От белых отбился, к красным не пристал. У белых я был чужой, на подозрении у них был всегда. Да и как могло быть […]...
- Анализ художественного произведения Анализ художественного произведения Примерная схема анализа литературно-художественного произведения, при анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму, примерный план характеристики художественного образа-персонажа, возможный план разбора лирического стихотворения, общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя, как вести краткую запись о прочитанных книгах. При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную […]...
- Сочинение по тексту В. Астафьева Шел май сорок третьего года (Гиа по русскому) В момент проговаривания персонажем внутреннего монолога, мы понимаем, каков его характер, а не только чувства и мысли. Приведу примеры на основе текста В. П. Астафьева. Во-первых, в предложениях 13 и 19 мы видим, как главный герой очень сильно хочет есть и как подозревает своего напарника в том, что тот один съест их общую макаронину. Это […]...