Добролюбов Н. А. биография

ДОБРОЛЮБОВ, НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1836-1861), русский критик, публицист. Родился 24 января (5 февраля) 1836 в Нижнем Новгороде в семье священника. Отец был хорошо образованным и уважаемым в городе человеком, членом консистории. Добролюбов, старший из восьми детей, получил начальное образование дома под руководством учителя-семинариста.

Огромная домашняя библиотека способствовала раннему приобщению к чтению. В 1847 Добролюбов поступил в последний класс Нижегородского духовного училища, в 1848 – в Нижегородскую духовную семинарию. В семинарии был

первым учеником и, кроме необходимых для учебы книг, “читал все, что попадалось под руку: историю, путешествия, рассуждения, оды, поэмы, романы, – всего больше романы”. Реестр прочитанных книг, который вел Добролюбов, записывая в него свои впечатления от прочитанного, насчитывает в 1849-1853 несколько тысяч названий.

Добролюбов вел также дневники, писал Заметки, Воспоминания, стихи (“В свете все живут обманом…, 1849, и др.), прозу (Приключения на масленице и его следствия (1849), пробовал свои силы в драматургии.
Вместе со своим соучеником Лебедевым выпускал рукописный журнал “Ахинея”, в котором

в 1850 поместил две статьи о стихах Лебедева. Собственные стихи посылал в журналы “Москвитянин” и “Сын отечества” (не были опубликованы). Добролюбов писал также статьи для газеты “Нижегородские губернские ведомости”, собирал местный фольклор (более тысячи пословиц, поговорок, песен, преданий и т. п.), составил словарь местных слов и библиографию по Нижегородской губернии.
В 1853 оставил семинарию и получил разрешение Синода учиться в Петербургской духовной академии. Однако по приезде в Петербург он сдал экзамены в Главный педагогический институт на историко-филологический факультет, за что был уволен из духовного звания. В годы учебы в институте Добролюбов изучал фольклор, написал Заметки и дополнения к сборнику русских пословиц г. Буслаева (1854), О поэтических особенностях великорусской народной поэзии в выражениях и оборотах (1854) и др. работы.
В 1854 Добролюбов пережил духовный перелом, который он назвал “подвигом переделыванья” себя. Разочарованию в религии способствовала потрясшая Добролюбова почти одновременная смерть матери и отца, а также ситуация общественного подъема, связанного со смертью Николая I и Крымской войной 1853-1856. Добролюбов начал бороться со злоупотреблениями институтского начальства, вокруг него образовался кружок оппозиционно настроенных студентов, обсуждавших политические вопросы и читавших нелегальную литературу. За сатирическое стихотворение, в котором Добролюбов обличал царя как “державного барина” (На 50-летний юбилей его превосходительства Ник.

Ив. Греча, 1854), был посажен в карцер. Через год Добролюбов направил Гречу вольнолюбивое стихотворение 18 февраля 1855 года, которое адресат переслал в III-е отделение.

В стихотворном памфлете Дума при гробе Оленина (1855) Добролюбов призывал к тому, чтобы “раб… топор на деспота поднял”.
В 1855 Добролюбов начал выпускать нелегальную газету “Слухи”, в которой помещал свои стихи и заметки революционного содержания – Тайные общества в России 1817-1825, Разврат Николая Павловича и его приближенных любимцев и др. В том же году познакомился с Н. Г. Чернышевским, в котором его потрясло наличие “ума, строго-последовательного, проникнутого любовью к истине”. Чернышевский привлек Добролюбова к сотрудничеству в журнале “Современник”. Публикуемые в журнале статьи Добролюбов подписывал псевдонимами (Лайбов и др.).

В привлекшей общественное внимание статье Собеседник любителей российского слова (1856) обличал “темные явления” самодержавия. В “Современнике” появились статьи Добролюбова Несколько слов о воспитании по поводу “Вопросов жизни” г. Пирогова (1857), Сочинения гр. В. А. Соллогуба (1857) и др.

В 1857 по предложению Чернышевского и Некрасова Добролюбов возглавил отдел критики “Современника”.
В 1857 Добролюбов блестяще окончил институт, но за вольнодумство был лишен золотой медали. Некоторое время работал домашним наставником у кн. Куракина, а с 1858 стал репетитором по русской словесности во 2-м кадетском корпусе. Продолжал активно работать в “Современнике”: только в 1858 им было опубликовано около 75 статей и рецензий, рассказ Делец и несколько стихотворений.

В статье О степени участия народности в развитии русской литературы (1958) Добролюбов дал оценку русской литературе с социальной точки зрения.
К концу 1858 Добролюбов уже играл центральную роль в объединенном отделе критики, библиографии и современных заметок “Современника”, оказывал влияние на выбор художественных произведений для публикации. Его революционно-демократические взгляды, выраженные в статьях Литературные мелочи прошлого года (1859), Что такое обломовщина? (1859), Темное царство (1859) сделали его кумиром разночинной интеллигенции.
В своих программных статьях 1860 Когда же придет настоящий день? (разбор романа И. Тургенева Накануне, после которого Тургенев разорвал отношения с “Современником”) и Луч света в темном царстве (о драме А. Н. Островского Гроза) Добролюбов прямо призывал к освобождению родины от “внутреннего врага”, каковым считал самодержавие. Несмотря на многочисленные цензурные купюры, революционный смысл статей Добролюбова был очевиден.
Добролюбов писал и для “Свистка” – сатирического приложения к “Современнику”. Работал в жанрах стихотворной пародии, сатирического обозрения, фельетона и др., скрываясь за образами “барда” Конрада Лилиеншвагера, “австрийского поэта-шовиниста” Якова Хама, “юного дарования” Антона Капелькина и др. вымышленных персонажей.
Из-за интенсивной работы и неустроенной личной жизни усилилась болезнь Добролюбова. В 1860 он лечил туберкулез в Германии, Швейцарии, Италии, Франции. Политическая ситуация в Западной Европе, встречи с известными деятелями революционного движения (З.

Сераковский и др.) отразились в статьях Непостижимая странность (1860) и др., в которых Добролюбов усомнился в возможности “мгновенного, чудесного исчезновения всего векового зла” и призвал внимательнее присматриваться к тому, что подсказывает сама жизнь для выхода из несправедливого социального устройства. Несчастливая любовь к итальянке И. Фиокки вызвала к жизни стихи 1861 Еще работы в жизни много…, Нет, мне не мил и он, наш север величавый… и др.
В 1861 Добролюбов вернулся в Петербург. В сентябре 1861 в “Современнике” была опубликована его последняя статья Забитые люди, посвященная творчеству Ф. М. Достоевского. В последние дни жизни Добролюбова ежедневно навещал Чернышевский, рядом были Некрасов и другие единомышленники.

Чувствуя близость смерти, Добролюбов написал мужественное стихотворение Пускай умру – печали мало…
Умер Добролюбов в Петербурге 17 (29) ноября 1861.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Добролюбов Н. А. биография