Добролюбов и Чернышевский

Различия характера, естественно, не могли не отразиться в мировоззрении и творчестве. Если взять социальную и этическую сферу, то здесь заметна переакцентировка, при всех фундаментальных общностях: Добролюбов больше ратовал за автономию личности, за индивидуальное начало, а Чернышевский – за классовые и экономические проблемы, за типологические черты. Даже такая, казалось бы, личностная проблема, как “разумный эгоизм”, рассматривается Чернышевским в общефилософском плане (статья “Антропологический принцип в философии”, 1860),

а Добролюбовым– применительно к конкретным лицам, даже к одному лицу – в статье “Николай Владимирович Станкевич” (1858)… Все это относится к статьям на социально-политическую, этическую, философскую тематику.

Что же касается литературной критики и непосредственно литературно-художественной деятельности, то здесь наблюдается парадоксальная перемена мест.

Так как Добролюбов именно в этой сфере считал себя наиболее сведущим, то он именно в ней мог свободно связывать литературные проблемы с социально-политическими и этическими, широко обобщать конкретные наблюдения, типологизировать случайное

и отдельное. Поэтому главной задачей своих литературно-критических статей он считал выведение общих закономерностей, и его конкретные анализы были устремлены к типологии, к созданию обобщающих терминов для характеристики тех или иных социальных типов и ситуаций (“лишние люди”, “люди дела”, “обломовщина”, “самодурство”, “забитые люди”). Чернышевского же в искусстве, пожалуй, больше интересовала индивидуальная сущность явлений (конечно, наряду с социальной типологией)…

Расширяя и уточняя художественно-идеологические критерии Белинского (считавшего, что наиболее передовые писатели эпохи правдиво воспроизводят жизнь и осмысливают ее), Чернышевский в своей диссертации утверждал уже целых три признака, три “значения” искусства: искусство, во-первых, воспроизводит жизнь; во-вторых, объясняет жизнь, в-третьих, произносит приговор о явлениях жизни.

Обычно не обращают внимания на то, что Чернышевский ввел дополнительно третий фактор: Приговор. На первый взгляд нет особой разницы между объяснением и приговором: разве в объяснении уже не заключается итоговая оценка? Но есть глубокий смысл в дополнении двух факторов Белинского третьим, “приговором”.

Чернышевский хотел подчеркнуть этим громадную важность для литературы не только объяснения жизни социально-историческими условиями, но и перехода к социально-политическим выводам, к ясной программе действия. “Приговор” – это и подведение черты, итог, и одновременно прогнозирование будущего, это ответ на вопрос “Что делать?

“. Так Чернышевский уточнил в новых условиях понятие того важного фактора, который Белинский называл “субъективностью” писателя. Чернышевский при этом добавлял: “приговор о воспроизводимых явлениях” возможен, “если художник – человек мыслящий”…

С этой точки зрения и подходил он к оценке художественного произведения. Отсутствие приговора часто осуждалось критиком в качестве существенного недостатка: “Наблюдательность у иных талантов имеет в себе нечто холодное, бесстрастное. У нас замечательнейшим представителем этой особенности был Пушкин…

Эта наблюдательность – просто зоркость глаза и памятливость”… Приблизительно так же оценивал Чернышевский и творчество Гончарова.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Добролюбов и Чернышевский