Добро и зло в понимании и изображении Достоевского

Христос затем и приходил, чтобы человечество узнало, что и его земная природа, дух человеческий может явиться в таком небесном блеске, на самом деле, во плоти, а не то что в одной мечте и в идеале, – что это и естественно и
возможно.
Ф. Достоевский
Творчество Ф. М. Достоевского сосредоточено на человеке, точнее, на его мятущейся и страдающей душе. Всякий поступок человека, всякое его общественное движение, всякое желание или мысль, по мнению писателя, есть проявление колебаний и движений его духа. Но эта внутренняя истина, – не просветленная

человеческая сущность: “В мире Дьявол с Богом борется.

А поле их битвы – сердца людей” Слова эти вложены в уста Мити Карамазова, и они многое объясняют. Человек – мятущееся, противоречивое, страдающее существо. Его логика – это логика бесконечной внутренней войны.

Отсюда происходит парадоксальное и загадочное поведение героев романа. Однажды Достоевский признался, что его всю жизнь “мучил Бог”. Бог мучит и его героев.

Складывается впечатление, что они, подобно ветхозаветному Моисею, обречены всю свою жизнь бороться с Богом, пока Бог не одолеет их. Достоевский с непревзойденной

силой раскрыл “темную” сторону в человеке, силы разрушения и эгоизма, его страшный аморализм, таящийся в глубине души. Зло в человеке и зло в истории.

И все же человек, пусть самый ничтожный и незначительный, – абсолютная ценность для писателя. Каждый его роман есть также апофеоз человека. Раскольников вспоминает вопрос Мармеладова: “Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?” Возникла ситуация, парадокс, в котором раскрывается основная этическая сущность человека, потому что, как существо нравственное, он неизменно стоит перед дилеммой добра и зла, от которых он не может никуда уйти. Если ты не идешь дорогой добра – становишься на путь зла.

Поиски “улицы к храму” – дороги к добру – составляют смысловой фон романов Достоевского. Слепая свобода, связанная с рассудком и разумом, не дает ориентиров I в исканиях. Раскольников, разложив в работе разума все предписания традиционной морали, вплотную встал перед “все дозволено” и пошел на преступление.

Свобода оборачивается аморализмом. Он и на каторге долго не раскаивается. Поворот приходит позже, когда в нем расцветает любовь к Соне. По мнению Достоевского, преступление совсем не означает природной аморальности, а наоборот, свидетельствует о том, что, отходя от добра, человек теряет нечто, без чего ему жить нельзя.

Однако писатель бесконечно верит в человека. Его вера покоится не на сентиментальном воспевании, она, наоборот, торжествует при погружении е самые темные движения человеческой души. В “Преступлении и наказании” этическая тема встает в такой глубине, которая была нова только для одной русской литературы.

Бунт человека против Бога, связанные с этим мучения его героев – это диалектика добра и зла.
Зло таит в себе семена смерти.
Добро – память человека о Боге.
И то и другое действуют в человеке через страдание и, часто, через сострадание. Страдание очищает. Не в этом ли заключается смысл потребности в нем, о которой говорил Достоевский, когда через грех и несчастье приходит в действие механика добра.

Недаром писатель совершает над Раскольниковым символический, очищающий акт. На каторге его герой заболевает тяжкой, смертной болезнью и проводит в больнице “конец поста и святую”. Раскольникова посещают апокалипсические видения.

В жару и бреду, он видит бесноватых людей, убивающих друг друга в “бессмысленной злобе”, сходящихся на поле битвы армии, варварство и каннибализм. Это мучило и не отпускало его после выздоровления. Но явилась любовь к Соне, и еще: “Под подушкой его лежало Евангелие.

Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей…” И – добро победило. Пришло спасение.
Диалектика добра и зла в прозе Достоевского составляет главную пружину его сюжетов. Как между полюсами магнита, судьбы героев находятся под постоянным напряжением, в постоянной борьбе темного и светлого начал, которая совершается в их душах. Позитивный итог ее состоит в абсолютной вере писателя в справедливость жизни и, как следствие в победу сил добра и любви.
Человек заслуживает своего счастья и всегда страданием (Ф. Достоевский).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Добро и зло в понимании и изображении Достоевского