Для учителя: один из возможных вариантов анализа драмы “Гроза”

В основе драмы “Гроза” лежит столкновение бесправных и угнетенных с купцами-самодурами. Этот конфликт слагается из ряда частных конфликтов (столкновение Катерины и Кабанихи, Бориса и Дикого, Кулигина и Дикого и т. д.). Однако ведущим в развитии действия является столкновение Катерины с “темным царством”. С ним соотнесены, ему подчинены остальные конфликты, что придает всей пьесе стройность и законченность.

Очевидно, и при анализе текста мы должны сосредоточить внимание учеников на борьбе Катерины за свои права.

Особенность

конфликта пьесы заключается также в том, что наряду со столкновением Катерины с самодурами автор показывает глубокую внутреннюю драму Катерины: страстный порыв героини к свободе и счастью сталкивается с ее собственными представлениями о нравственности, сложившимися под воздействием того же “темного царства”, против которого она “восстала”. Не рассмотрев этого внутреннего конфликта, нельзя понять ни характера Катерины, ни идейного содержания социально-психологической драмы Островского. Предлагаем учителю один из возможных вариантов анализа драмы.

1. Основной конфликт драмы. Жизненные позиции

героев (комментированное чтение первого – шестого явлений первого действия драмы). – 1 час.

2. Душевная трагедия Катерины (беседа с учениками по седьмому – девятому явлениям первого действия). – 1 час.

3. Катерина в борьбе за свои человеческие права (анализ ведущих сцен второго – четвертого действий) . – 2 часа.

4. Самоубийство Катерины – вызов самодурной силе. Разрешение других частных конфликтов драмы (анализ пятого действия). -1 час.

5. Катерина – луч света в темном царстве. Жанровое своеобразие пьесы. – 1 час.

6. Темное царство в драме “Гроза”. “Гроза” на сцене. – 1 час.

С основными положениями статьи Добролюбова “Луч света в темном царстве” учащихся целесообразно познакомить в процессе изучения текста драмы. На итоговых уроках ученики закрепят и систематизируют эти сведения. Вводя учеников в работу над текстом, учитель предложит им назвать основных героев пьесы, указать на их общественное положение, установить, где и когда развертываются события.

Чтобы вызвать у учеников зрительные образы, можно показать им картину И. И. Левитана “Вечер. Золотой плес”. Картину, конечно, нельзя рассматривать как иллюстрацию к пьесе, более того, по своему стилю она далека от жанровой живописи Островского, но в данном случае мы не ставим своей задачей познакомить учеников с особенностями стиля драматурга. Наша цель – дать представление о волжских пейзажах, взглянуть на них глазами человека далекого от калиновцев.

Вот что увидел бы он, оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где проходило действие пьесы.

Ученики обратят. внимание на колорит картины. Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, оранжевые, золотистые краски воды и неба. Над рекой – поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке.

От картины веет тихим покоем. В ней чудесно передана поэзия русской природы.

Включаем магнитофонную запись первого явления в исполнении артистов Московского, театра имени Маяковского. Откуда-то издалека доносится песня “Далеко, далеко степь за Волгу ушла…” В песне та же мягкая грусть, та же поэзия русской души, что и в картине Левитана.

Вместо звуковой записи спектакля театра имени Маяковского учитель может воспользоваться записью спектакля Малого театра.

На этом фоне особенно выразительно звучат слова Кулигина: “Чудеса! Истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш!

Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу”. Кулигин не только сам любуется прелестью волжских пейзажей, но и другим стремится показать,, “какая красота в природе разлита”. Ведь, по его мнению, наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы жителей Калинова.

Тут же через отношение к природе автор раскрывает разницу в мировосприятии жителей города. В ответ на восторженные слова Кулигина слышится грубо-прозаическая реплика Кудряша “Нетто!” Кудряшу недоступна поэзия природы, и сам Кулигин для него человек не от мира сего, блаженненький: “Ну, да ведь с тобой что толковать! Ты у пас антик, химик!”

Продолжение диалога вводит нас в основной конфликт драмы. Что же узнаем мы из диалога о Диком и Кабанихе? Как относятся к купцам-самодурам Кудряш, Шапкин, Кулигин и в чем разница их жизненных позиций? – спрашиваем мы учащихся.

Обратим внимание учеников на то, что Кулигин и Кудряш сходятся в осуждении самодуров, но если Кудряш готов отстаивать свою независимость (“Нет, уж я перед ним рабствовать не стану”), то Кулигин предпочитает покориться силе диких (“С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть!”). Так в пьесе намечаются два пути для людей “угнетенной партии”: бороться с самодурами или покориться.

Затем мы становимся непосредственными свидетелями столкновения самодуров и их жертв. Проводя беседу по второму и третьему явлениям, учитель предложит ученикам нарисовать портрет Дикого, рассказать об его отношении к домочадцам и жителям города, дать его речевую характеристику.

В представлении учеников Дикой – дюжий, дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазных сапогах, стоит подбоченясь, говорит низким голосом. Однако ученик А. нарисовал иной портрет Дикого. По его описанию, Дикой – маленький, сухонький старикашка с редкой бороденкой и беспокойно бегающими глазками. В таком описании есть своя логика.

Оно указывает на полное ничтожество личности Дикого, ставит вопрос, почему же такой жалкий в сущности человек способен приводить в трепет окружающих его людей. Правда, при таком истолковании образа Дикого смягчается мрачный колорит темного царства, и не случайно сценическая традиция не знает подобного воплощения образа.

С коммерческой деятельностью купцов ученики уже познакомились при обзорном изучении комедии “Свои люди – сочтемся”. В “Грозе” внимание Островского сосредоточено на семейных отношениях, но и здесь из отдельных реплик героев складывается картина грубого произвола, грабежа и стяжательства. Дикой откровенно обсчитывает мужиков, когда же те жалуются на него городничему, цинично заявляет: “Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам р вами о таких пустяках разговаривать!

Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!” – и при этом фамильярно похлопывает городничего по плечу.

Обращение Дикого к городничему свидетельствует о том, что Дикой сознает свою силу – это сила денежного мешка. Поэтому так дорожит он каждой копейкой, поэтому так раздражают его встречи с Борисом, который претендует на часть наследства.

Пятое явление, имеющее исключительное значение для уяснения нравов темного царства.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Для учителя: один из возможных вариантов анализа драмы “Гроза”