Дилогия Бориса Гринченко “Среди темной ночи”
Само название произведения довольно символично: писатель показывает тьму обнищавшего села, где постоянно точатся ссоры и потасовки, дикие разгулы, разрушается нравственность. У старика крестьянина Филиппа Сиваша три сына – три разные судьбы села, которое начинает разрушаться. Старший сын Денис, не гнушаясь никакими средствами, взбирается в “зажиточные хозяева”, Роман отбыл солдатчину, потынялся в городе, возвращается в село и ведет паразитическую жизнь.
Солдатчина и служба в городе искалечили его душу.
Энергичный, сообразительный,
Меньший брат Зинька старается жить честно, стремится защищать интересы крестьян. Его волнует “почему так люди живут”, “отчего нельзя лучшего порядка завести”. Это только больные
А где искать выход? Глубиной трагизма поражает читателя судьба Левантины. Вечная наймичка, сирота, красивая и честная девушка, она становится забавой для других.
Сначала ее обесчестил Роман. После смерти ребенка Левантина убегает из села, ищет судьбы в городе. И снова сходится с Романом, тянется к нему, хочет быть счастливой. В эпилоге писатель делает обобщение о мире несправедливости и зла, где люди сделали себе из широкого и ясного мира “тесный мир неволи и тьмы, зверской борьбы за кусок хлеба, за право жить”.
Остается со своими раздумьями Зинька Сиваш: “Люди сами такой порядок между себя завели, что как кому так и хорошо среди него жить, а как кому так никак нельзя жить”. Как найти тот путь, где та сила, которая выведет людей к новой жизни? Этими мыслями живет и постоянно мучается Зинька.
Писатель стремится нарисовать положительный образ, показать, как Зинька становится защитником обиженных крестьян. Сам он привлекательный, ощущает красоту природы, ценит человеческую работу, тянется к людям. Зинька начал открытую борьбу против богачей, которые решили захватить общественную землю нечестным путем, действуют коварно и организованно.
Старший брат Денис старается привлечь Зиньку к своей компании, а когда тот отказывается, ему предъявляют обвинение в убийстве и отправляют в тюрьму. “Где же та правда, – думает Зинька, сидя в тюрьме, – когда можно наказывать человека за ничто? Зачем же тогда весь этот порядок в мире, весь этот порядок, когда можно наказывать, мордовать невиновных?.. А когда так, то зачем людям эти все суды, эти все начальники?”. Зинька наконец остается на “распутье” своих действий.
Он не видит пути, который может привести людей к счастью. Обобщая, учитель должен сказать, что Б. Гринченко работал в сложную эпоху. Вся его писательская и общественная деятельность была целенаправленной, нуждалась в значительной выдержке и мужестве.
Были у художника и высокие взлеты, были и ошибки, тем не менее, он всегда заботился о человеческом добре и действовал в пользу родного народа, обездоленной Украины. И. Франко в письме к писателю писал:
“Смелость, с которой Вы выступали не раз в делах, о которых никто другой не решался заговорить, указывала в Вас человека, в котором, кроме литературной части, был также публичный деятель. Расширение же Вашей деятельности на поле научное, на поле фольклора, литературной критики и языковедения возбуждало мою наиполнейшую симпатию к Вам”.
Именно так мы и должны смотреть и оценивать тяжелый жизненный путь и большую творческую деятельность этого неутомимого человека, выдающегося и общественного деятеля, который все свои силы положил на алтарь родной страны. И его слова целиком справедливы: “Я неглупо неутомимо делал”.