Дилан Томас

Дилан Томас уроженец Уэльса. Родился в семье учителя английского языка. Получил среднее образование. Окончив школу, работал репортером в местной газете.

После выхода первого поэтического сборника (1934 г.) вел жизнь профессионального литератора, выступал с чтением своих произведений по рацио и со сцены.

Известность, которую он обрел как поэт в годы войны, упрочило появление сборника “Смерти и входы” (1946). После войны, став знаменитым, он делил время между валлийским городком Логарн, где жил с женой и детьми, и Лондоном, куда часто выезжал

по литературным делам Скоропостижно умер во время поездки по США. Перу Томаса принадлежат несколько сборников стихотворений, книги новелл и эссе, автобиографический Роман “Портрет художника – молодого пса” (1940), написанный как исполненная внутренней полемики дань признания ирландцу Д. Джойсу, автору романа “Портрет художника – молодого человека” (1916), киносценарии, скетчи, радиопьеса “Под сенью Молочного Леса” (опубл.

1954). Патриот Уэльса, Томас воспринимал мир глазами своих соплеменников.

Ландшафт Уэльса он сделал местом действия и полноправным участником своих фантасмагорий

в стихах и прозе. Валлийской по природе была и неистовая метафоричность Томаса, страсть к гиперболе и метаморфозе реальности.

Лирик своеобразный и неповторимый, он существенно повлиял на английскую поэзию второй половины столетия, раздвинув ее границы, обновив тематику и арсенал выразительных средств. Собрание стихотворений. итоговый сборник Томаса, в который он включил 89 лучших, по его мнению, своих стихотворений. На страницах этой книги четко прослеживается, во всем многообразии художественных решений, ведущая тема поэзии Томаса – диалектика жизни и смерти применительно к человеку.

В философском плане поэт стремится снять полярность категорий жизни и смерти, переводя их в измерения космические, в ту бесконечность, где пересекаются параллельные прямые и происходит “поцелуй двух полюсов при встрече”. Растворяясь в образах и символах, переложенная на язык метафор универсального и вечного, смерть превращается в неизбежное, но всего лишь звено в цепочке самообновления жизни.

Отсюда – сложность поэзии Томаса, которому постоянно не хватает дыхания, размера строки, глубины тропа, чтобы разом втиснуть в стихотворение Вселенную – и микромир человека. Поэт стремится вместить все-в одном и расширить единичное до границ всеобщего. Поэтому его стих нередко задыхается от метафор, они наползают одна на другую, ветвятся, обрастают новыми тропами, сращиваются и спрессовываются, так что стихотворение превращается в квинтэссенцию поэзии, становится “перенасыщенным” смыслом и трудным для понимания, “темным”. Таковы “Баллада о долгоногой наживке”, маленькие сюиты “К алтарю при свете сов”, “Видение и молитва”.

Томасовская поэтическая вселенная антиномична: философское осмысление жизни в смерти происходит в ней параллельно с конкретно-чувственным переживанием смерти в жизни. Его определения человека построены на оксюморонах: “живущий прах”, “рождающее чрево жизнь источает и вгоняет в смерть”.

Удел человека, по Томасу, – битва со временем, утверждение отчаянного и гордого буйства жизни, не желающей сдаваться смерти. Эта установка определяет патетику стихотворений “Я сон ласкал”, “После похорон”, “День рожденья”, “Стихи в октябре”, “Не уходи” и др. Жизнь и все. что служит ее приумножению и торжеству, для Томаса – синонимы эстетически прекрасного.

Предметом поэтического изображения, осмысления и любования он часто избирает “немое изумленье плотью” – эротический опыт как тончайший инструмент освоения человеком мира, “код ночи” – соитие как залог непрерываемости жизни. Томас смело и по-возрожденчески раскованно обращается к образам материально-телесного “низа”, по термину М. Бахтина, “физиологическим” метафорам, прозрачным уподоблениям: “От первой лихорадки чувств до пагубы”, “Жалоба”, “Свет вспыхнет там, где солнце не сияет”, “Все, всех и вся слепая сила мнет”. Эти стихи с их напряженными ритмами, то ровно пульсирующими, то прерывисто взвинченными – как ритмы любовного акта, по контрасту сопрягаются в книге с другими, раскрывающими состояния души, которая, зная все о смерти и “коде ночи”, обретает утраченную гармонию ценой жизненного опыта и певческого труда, – “От автора”, “Ферн Хилл”, “Горбун в парке”, “Стихи в октябре”, “Зимняя сказка”, “День рожденья”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Дилан Томас