Диалоги князя Андрея и Пьера и их роль в романе

После отмены крепостного права в литературе открывались новые страницы русской жизни. Написание романа ” Война и мир ” связано с событиями, происходящими в России. В романе участвует более пятисот героев.

Он изображает каждого человека, и все они рисуются по-разному. Одни герои нравятся нам, других мы ненавидим. Мы, читая роман “Война и мир”, живем вместе с ними, слышим их голоса, узнаем их мир. Этот роман называется романом-эпопеей, который раскрывает и показывает нам события из истории страны.

Главная мысль романа – мысль

народная. И эта мысль живет в каждом образе. Духовная красота любимых героев Толстого проявляется в мечтах о деятельности, которая полезна для всего народа.

Они ищут на своем пути правду и добро.

На протяжении всего романа Толстой называет Россию “беспокойным миром” придворных вельмож, которые равнодушны к судьбе родины. Бородинское сражение для них – “только такая минута, в которую можно подкопаться под врага и получить лишний крестик или ленточку”. У Анны Павловны Шеррер в салоне в это время собираются гости и читают живое письмо. Они не понимают, что в этой битве сражается простой народ.

Эти

простые солдаты-крестьяне и сами не подозревают, что они истинные герои. Они любят и пошутить, и спеть песни, но за этими песнями и шутками мы видим, как и Пьер: “Они просты. Они не говорят, но делают…” В Бородинской битве раскрывается подлинная красота русского человека.

Толстой не раз говорит, что именно этими людьми была завоевана победа.

Толстой рисует силу подвига народа, и в это время он показывает муки, которые приносит война. Он с любовью говорит о тех, кто вынес тяжкие испытания для того, чтобы освободить родную землю. Сам Кутузов говорит: “Чудесный, бесподоб ный народ”. Даже сам купец Ферапонтов произносит слова с гневом о сдаче русскими Смоленска: “Решилось!

Россия!.. Алтаныч! Решилось! Сам запалю.

Решилось…” Крестьяне жгут свои дома, чтобы ничего не осталось врагу. С французами боролись простые крестьяне, старостиха Василиса, побившая сотню французов, дьячок; истинные герои в то время были простые солдаты, как Тихон Щербатый. Это был “самый полезный и храбрый человек”.

Он с топором в руках идет на врага, потому что у него большая ненависть к противнику. Но он жесток только к врагам, с друзьями он любит пошутить при любых обстоятельствах. Платон Каратаев совсем не похож на Тихона Щербатого.

Он любит всех людей, даже французов, говорит ласково, говорит о людях, о жизни. Он любит говорить пословицами: “Не нашим умом, а божьим судом”. Он ищет правду.

В войне 1812 года цели ее ясны каждому солдату, крестьянину, и потому она носит народный характер. И главным героем произведения Толстого является народ.

“Война и мир” – это роман-эпопея. В произведении показаны исключительные по важности исторические события и роль народа в этих событиях. Неправильно было бы пытаться объяснить поражение французов какой-то особой гениальностью русских полководцев или роковыми просчетами Наполеона.

Судьба кампании решалась не в штабах и ставках, а в сердцах обычных людей: Платона Каратаева и Тихона Щербатого, Пети Ростова и Денисова, Тимохина… Да перечислишь ли всех? Толстой-баталист рисует масштабный образ русского народа, поднявшего дубину освободительной войны против захватчиков.

Вчитаемся в слова писателя о характере войны 1812 года: “… Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественною силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднимаясь, опускаясь, гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”. Действия защитников Родины бессознательны, но целесообразны.

Не какие-то логические выкладки или правила заставляют людей участвовать в борьбе с врагом. Может быть, сказывается та самая “сила бессознательного добра”, о которой писал позднее в своем романе “Жизнь и судьба” крупнейший художник XX века Василий Гроссман. Во всяком случае, народный дух в полной мере проявляет себя и в Бородинском сражении, и в других важных эпизодах кампании 1812 года.

Лев Толстой с любовью и уважением рисует героев партизанской войны. Вот Денисов, “покраснев, как девушка”, излагает Кутузову план “разрезания операционной линии неприятеля между Смоленском и Вязьмой”. И “странно было видеть краску на этом усатом, старом и пьяном лице”.

Но Денисов ис кренен и естествен. Вскоре мы видим его в рядах партизан. “22-го сентября Денисов, бывший одним из партизан, находился с своей партией в самом разгаре партизанской страсти”. Совместно с Дороховым он готовит захват французского транспорта. Не смущает и численное превосходство деморализованного врага.

Главное – узнать, какие войска сопровождают обоз. Мужику-партизану Тихону Щербатому дано задание “взять языка”. “Пластун” проявляет незаурядное мужество, энергию и ловкость. Будучи замечен французами, Тихон, “подбежав к речке, бултыхнулся в нее так, что брызги полетели, и, скрывшись на мгновение, выбрался на поверхность весь черный от воды и побежал дальше”.

Можно ли удивляться. тому, что “Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии? Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов…”.

Однако даже рассказ Щербатого об убийстве пленного француза не вызывает у нас мыслей о какой-то особой жестокости или мстительности мужика из Покровского. Нельзя назвать жестоким и Денисова. Командир партизанского отряда заботится о пленных французах, по-своему жалеет их.

Поведение же карьериста Долохова – скорее исключение из правила, чем правило. Вспомним, что Толстой пишет не только о смелости этого человека, но и о его безжалостности. Он безразличен к смерти Пети, погибшего во время атаки на французский транспорт. Он жаждет крови разбитого врага.

Возьмем характерный эпизод. Долохов подходит к “неподвижному, с раскинутыми руками лежавшему Пете…

– Готов,- повторил Долохов, как будто выговаривание этого слова доставляло ему удовольствие, и быстро пошел к пленным, которых окружили спешившиеся Казаки,- Брать не будем! – крикнул он Денисову”. Но эта сцена – исключение. Выиграна война не Долоховым и ему подобными, а русским народом, его армией, оружием, верой и любовью. И этим людям прекрасно знакомо милосердие, ведомы сострадание и печаль.

Неподдельно горе Денисова после смерти Пети Ростова. “Денисов… подъехал к Пете, слез с лошади и дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети… И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которым Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него”. И все-таки Денисов не пытается выместить свои страдания на пленных французах.

Подчеркивая тем самым мысль Толстого в романе, что народ не жаждет крови врага. Не об этом ли качестве победителей говорит Кутузов сразу же после Красненского боя? Пленные французы вызывают сострадание главнокомандующего и всей русской армии: “Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди”.

Таким образом, история обретает нравственный смысл. “Дубина народной войны” – это не столько военное, сколько нравственное возмездие захватчикам и их самолюбивому императору. Это проявление той высшей справедливости, которая, по мысли Толстого, рано или поздно побеждает в жизни человеческого общества.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Диалоги князя Андрея и Пьера и их роль в романе