Диалог с сестрой о происхождении слова «школа»
Многие слова, так же, как и люди, любят путешествовать. Не сидится слову на месте, вот и кочует оно из страны в страну, словно птица, перелетает через границы, переплывает моря и океаны. А за время долгого путешествия слово иной раз так изменится, что становится совсем не похожим само на себя.
У каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось оно и у меня. Я узнала заново много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми.
А помогла мне в этом моя сестра. Как-то раз она сказала:
— Мне не
— Какой? — спросила я.
— Мы очень часто употребляем в речи понятные всем слова: «школа», «лицей», «гимназия», «академия», «симпозиум», но никогда не задумывались об их происхождении. Оказывается, все они пришли к нам из Древней Греции! Представляешь, как много веков прошло, а слова еще живут!
— Надо же, а я всегда слово «лицей», например, связывала с А. С. Пушкиным, отроческие годы которого прошли в Царскосельском лицее. Если слова пришли к нам из Древней Греции, с какими именами связывают их появление и кто был
— Слово «академия», например, придумано Платоном в честь легендарного героя Академа, а «лицей» — Аристотелем в честь бога Ликоса. А знаешь, что означало слово «школа» на древнегреческом языке?
— Нет.
— Ты не поверишь! Это слово означало «отдых», «досуг».
— Не может быть!
— Может. Оказывается, в Древней Греции настоящим отдыхом и праздником считалось посещение школы, где учились познавать истину, обогащать ум и душу знаниями, разговаривать. У греков беседа была особым искусством.
Точно Так же, прогуливаясь и беседуя, получали знания и в лицее, который основал великий философ Аристотель в Афинах, и в академии.
Я бы с удовольствием училась в такой школе, академии или лицее! Не нужно сидеть за партами, делать записи в тетрадях! А как греки получали знания в гимназиях?
— Гимназия очень отличалась от школы, лицея, академии, потому что в ней Дети достигали физического совершенства, а не умственного: обучались борьбе и гимнастике, верховой езде. А ты не знаешь, проходят ли симпозиумы в наше время и что означает это слово?
— Симпозиумы, если мне не изменяет память, — это научные конференции, которые проходят за рабочим столом или в больших аудиториях. Думаю, что проводятся они и сейчас.
— А в Древней Греции пиршественные беседы, которые назывались «симпозиумами», устраивались на ежедневных обедах с друзьями и учениками.
— Вот уж никогда бы не поверила, что когда-то учебные заведения были праздником для людей!
Узнав от сестры много нового и интересного о словах, я поняла, что в каждом слове живет история.
- Сочинение — диалог на тему: Диалог по телефону о новом фильме Диалог по телефону о новом фильме — Привет, Оля. — Здравствуй, Настя. — Ты вчера в кино ходила? Что смотрела? — «Звездные войны. Эпизод третий». — Кто режиссер? — Джордж Лукас. — A-а, знаю, я смотрела раньше четвертый, пятый и шестой эпизоды. — Я тоже. Только теперь все становится понятно: кто такой Дарт Вейдер, откуда […]...
- Диалог с Достоевским Два дня неожиданной апрельской жары (28-30 апреля) совпали в этом году с традиционными X Юношескими чтениями «Произведения Достоевского в восприятии читателей XXI века». Сотрудники Дома-музея Ф. М. Достоевского в г. Старая Русса Наталья Анатольевна Костина, Вера Ивановна Богданова, Наталья Дмитриевна Шмелева, как всегда, гостеприимно и по-домашнему тепло встретили участников чтений. С напутственным словом на открытии […]...
- Сатирическое изображение Мольером общественных нравов (прециозности, жеманства, искусственности поведения) в комедиях «Школа мужей» и «Школа жен» Глава 6. Жан-Батист Поклен (Мольер) и жанр комедии в Новом времени 6.2. Сатирическое изображение Мольером общественных нравов (прециозности, жеманства, искусственности поведения) в комедиях «Школа мужей» и «Школа жен» Молодой Мольер видел, что коротенькие комические пьески вызывают большой интерес у публики. Поэтому комедиограф развивает новые черты комедии в соответствии с потребностями зрителей. Комедиограф не опрощает проблематику […]...
- Сочинение на тему: Книжка подаренная сестрой в рассказе Гранатовый браслет, Куприн Книжка подаренная сестрой Александр Иванович Куприн был из тех писателей, которые верили в силу любви и романтизма. В своих произведениях автор использует множество маленьких деталей, которым отводится определенная смысловая роль. Иначе говоря, он создает символические образы, на которых и строится весь фундамент повествования. В повести «Гранатовый браслет» основополагающая роль отводится, конечно же, подарку главной героини […]...
- Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина-Холдейна Вопрос 1. Перечислите основные положения гипотезы А. И. Опарина. В современных условиях возникновение живых существ из неживой природы невозможно. Абиогенное (т. е. без участия живых организмов) возникновение живой материи возможно было только в условиях древней атмосферы и отсутствия живых организмов. В состав древней атмосферы входили метан, аммиак, углекислый газ, водород, пары воды и другие неорганические […]...
- Сочинение на тему: СЛОВА — ЖЕМЧУГ, НО КОГДА ИХ МНОГО, ОНИ ТЕРЯЮТ ЦЕНУ СЛОВА — ЖЕМЧУГ, НО КОГДА ИХ МНОГО, ОНИ ТЕРЯЮТ ЦЕНУ Речь — это бессмертный дар, которым Бог наделил всех людей на земле. Речь — это слова, многочисленные и многообразные. А что такое слово? На первый взгляд может показаться, что это очень легкий вопрос, но как бы ни так. Слово — это нечто хрупкое и ранимое, […]...
- Что такое Морфемный анализ слова (разбор слова по составу) Морфемный анализ слова (разбор слова по составу) — разложение слова на составляющие его значимые части — морфемы, установление функционального и структурного статуса этих морфем, а также соотношения их друг с другом в пределах данного слова. При разборе слова по составу следует придерживаться определенного порядка выделения морфем. Порядок разбора слова по составу обычно такой: 1) выделить […]...
- «Школа будущего» или «Школа моей мечты» сочинение «Школа Будущего » или «Школа моей мечты» сочинение Интересно размышлять о том, какой будет школа в будущем. Не могу сказать, что современная мне совсем не нравится. И все-таки мне кажется, однажды, через много десятилетий или даже столетий, учеба в школе изменится до неузнаваемости. Сложно представить, каким будет наше будущее вообще. Поэтому я хочу помечтать о […]...
- Школа. Учитель. Школа — храм воспитания доброты и милосердия Школа для ученика не просто очаг знаний, но и второй дом, вкладывающий в него всю свою душу — вот проблема, над которой размышляет заслуженный учитель школ РСФСР В. Соколова. Автор с тревогой говорит о том, что ее выпускники, воспитанные в рамках христианской морали оказались «воспитанными не так», в наше время они вынуждены в погоне за […]...
- Феогония, или О происхождении богов ГРЕЦИЯ Гесиод (hesiodos) ок. 700 до н. э. Феогония, или О происхождении богов (Theogonia) — Поэма Все знают: греческая мифология — это прежде всего очень много имен. Это для нас; а для самих греков их было еще больше. Почти в каждом городке или селе были свои местные божества; и даже про тех, которые были общими, […]...
- Легенды о происхождении славян. Лех, Чех и Рус Жизнь и мифы древних славян Родство славянских народов. Каждый славянский народ имеет легенды о своем происхождении, возникновении власти и государства, об основании городов. Начало отдельного существования народа связывали, как правило, с мифическим родоначальником. Эти легенды и мифы мы встречаем на страницах древних летописей — чешских, польских, русских. Славянские народы помнили о своем древнем родстве, и […]...
- Значение «Слова о полку Игореве». Традиции русской литературы ПЛАН В чем заключается непреходящее значение памятника? Какие традиции русской литературы берут свое начало от «Слова…»? Почему не прекращается поток переводов «Слова…»? «Слово» — прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения» (В. Г. Белинский). Гениальнейшее произведение древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве» — было написано в XII веке и, пройдя […]...
- Диалог осени и зимы Осень очень красочное время года. Очень пестрое и очень запоминающееся. Осенью всегда очень много разных красок, очень много желтых листьев, оранжевых цветов. Очень интересно видеть как желтеет и сохнет трава. И после осени всегда приходит зима. Всегда приходит внезапно, иногда быстро, иногда очень медленно, как будто раздумывая стоит ей вообще приходить или дать еще немного […]...
- «Теогония, или О происхождении богов» Гесиода в кратком содержании Все знают: греческая мифология — это прежде всего очень много имен. Это для нас; а для самих греков их было еще больше. Почти в каждом городке или селе были свои местные божества; и даже про тех, которые были общими, в каждом городе рассказывали по-своему. Кто всю жизнь жил на одном месте и мало что знал […]...
- О происхождении и сути воинских званий Офицерское звание, как и любое другое воинское звание не титул, не почетное звание (типа «народный артист», «заслуженный мастер спорта», «заслуженный учитель», «лауреат»), которое дается за заслуги подлинные или мнимые. Суть воинского звания в том, что это, если хотите, такая же квалификационная тарифная категория, как и сварщик 4-го разряда, токарь 6-го разряда, шофер 2-го класса, воспитатель […]...
- Роль золотого слова Святослава По Слову о полку Игореве «Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы, величайшее художественное творение своего времени, в котором с большой точностью передан образ Древней Руси. В этом произведении изображается положение Русской земли, раздираемой междоусобными распрями князей. В середине «Слова» автор переносит читателя в Киев, в «гридницу» Святослава, который видит «мутный» сон, предвещающий беду. Услышав о несчастье, Святослав «изронил […]...
- История открытия и изучения Слова о полку Игореве (Литература XI-XII веков) «Слово о полку Игореве» было найдено совершенно случайно. В Москве и Петербурге в конце XVIII века существовало два кружка знатоков и любителей отечественной старины. В Москве этот кружок группировался вокруг Н. П. Румянцева, а в Петербурге — вокруг А. И. Мусина-Пушкина. Румянцев всячески поощрял собирательство старинных вещей и книг. Члены румянцевского кружка записывали былины и […]...
- Диалог с тополем (по данному сюжету) Растет во дворе тополь. Когда и кем посажен? Неизвестно. Будто бы дерево, но и у него своя жизнь, свои интересы, свои прихоти. Один раз к дереву подошел мальчик. — Будь здоров, тополь! То, что ты тополь, я знаю, и не простой. У тебя красивый светлый ствол. Ты высокий, величественный. — А ты кто? — Я […]...
- Диалог на тему: Что меня беспокоит в жизни — Скажи мне, Елена, Что тебя на самом деле беспокоит в жизни? — Беспокоит осень. Потому что закончились каникулы, опять надо рано вставать, идти в школу, нервничать перед контрольными работами, учить уроки. Погода осенью будет ухудшаться: пойдут дожди, станут грязными дороги, похолодает, и мне придется тепло одеваться. Не можно будет гулять целыми днями, придется сидеть […]...
- Найти корень — узнать историю слова Слова в языке изменяются. Многие в прошлом производные слова стали непроизводными, они потеряли связь с родственными словами, первоначальный корень перестал в них выделяться, и мы уже не можем сказать, почему предметы, явления названы именно этими словами. Для установления старых родственных связей таких слов необходимы специальные научные розыски. Этим занимается особая отрасль языкознания — этимология (от […]...
- История открытия и изучения «Слова о полку Игореве» Перед учителем стоит сложная задача: важно не просто дать ученикам информацию об этом памятнике древнерусской письменности, приблизив это произведение к ним с помощью упрощения и осовременивания понятий, но, напротив, помочь ученикам ощутить атмосферу Древней Руси, почувствовать боль и страдания автора за Русскую землю. Вступительное слово учителя должно быть эмоционально. Сначала обратимся к чувствам, понятным и […]...
- Сочинение «Сила слова» или «Слово в жизни человека» Сочинение «Сила слова» или «Слово в Жизни человека « В мире существует невидимая сила. Она является одновременно оружием и лекарем души. Она способна менять окружающий мир. Это сила слова. Особенно важно для человека родное слово. Его ребенок слышит еще в колыбели от мамы, затем впервые произносит его своими устами, потом учится разбирать его буквы в […]...
- Развитие представлений о происхождении жизни на Земле Вопрос 1. Какие условия необходимы для возникновения живых организмов по мнению древнегреческих философов? Древнегреческие философы считали, что живые организмы возникают из неживых путем самозарождения. По мнению Аристотеля, должно существовать некое «активное начало», которое способно, используя неживую материю, создать живой организм. Он считал, что такое активное начало присутствует в оплодотворенном яйце, солнечном свете и гниющем мясе. […]...
- Типы речи в тексте (повествование, описание, рассуждение, диалог) Повествованием от первого лица начинаются многие рассказы: повествователь-рассказчик сразу вводит нас в суть дела, где возможно он сам был главным действующим лицом. Он рассказывает о месте, о его обитателях, о судьбах отдельных лиц населявших эти места. Это повествование, то есть рассказ о том, что происходило, о событиях. Повествование — это авторский рассказ о месте действия, […]...
- Тема. Контроль та оцінювання знань за темою «Слова, що називають дії предметів» Мета: перевірити рівень сформованості знань та вмінь учнів за темою «Слова, що називають дії предметів»; формувати культуру оформлення письмових робіт; виховувати організованість, уважність, акуратність. ХІД УРОКУ I. Організаційний Момент II . Контроль Та Оцінювання Знань ( Тестування ) Варіант 1 1. Познач правильну відповідь. Слова, що називають дії предметів, відповідають на питання: А) хто? що? […]...
- Полемика о времени написания «Слова о полку Игореве» «Слова о полку Игореве» было открыто известным собирателем древнерусских рукописей графом А. И. Мусиным-Пушкиным в конце XVIII в. С этого времени и началось интенсивное изучение этого выдающегося памятника древнерусской литературы. Исследователи анализировали текст «Слова», его художественные Достоинства, язык, рассматривали идейный замысел памятника, исторический кругозор его автора, выясняли обстоятельства обнаружения рукописи «Слова» и принципы его издания. […]...
- Диалог по русскому языку на тему «Прогулка» — Ромка, сынок, а ты не хочешь погулять на свежем воздухе? — Да нет, мама, мне дома хорошо… — Ты опять сидишь за компьютером? — Да, я прохожу новый уровень игры! — Ромка, так нельзя. Ты уже три часа сидишь и моргаешь глазами перед монитором. К тому же сутулишься! А ну, быстро выпрями спину, разверни […]...
- Родители и дети: спор или диалог? Вечная проблема отцов и детей разрешима в современном обществе, но для этого необходим конструктивный диалог между поколениями. Осознав причины конфликта между родителями и детьми, можно найти консенсус. При любых противостояниях отцов и детей каждая из сторон обвиняет в конфронтации оппонента: родитель считает, что повзрослевшее чадо проявляет неуважение, а представитель юного поколения убежден в неготовности старших […]...
- Рассуждение В языке есть слова грамматика (Гиа по русскому) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это — те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Не вызывает сомнений высказывание Л. В. Успенского о том, что язык использует слова и грамматику для создания предложений. В русском языке имеется огромное количество слов, кроме того, […]...
- Тема урока. Прямая и косвенная речь. Диалог Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, при диалоге Цели: учить различать прямую, косвенную речь и диалог; формировать навыки правильного их оформления и расстановки знаков препинания; способствовать развитию общей культуры. ХОД УРОКА I. Проверка домашнего задания — Какие стихи Э. Успенского вы прочитали? — Зачитайте сложные предложения, которые вы выписали. II. Актуализация опорных […]...
- Раскрыть смысл высказывания Введенской: Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова (ЕГЭ по русскому) Слово является одной из главных единиц языка. Словом называют определенные предметы, процессы, действия, описывают их состояние. Все явления и предметы имеют в языке свои наименования. Известный лингвист Л. А. Введенская утверждает, что «богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова», чему способствуют явления многозначности, омонимии, синонимии. Это значит, что в слове заключено множество смыслов и от […]...
- «Война — печальней нету слова./ Война — святее нету слова…» (А. Т. Твардовский) Все творчество А. Т. Твардовского представлено поэзией своего времени. Он пытался, как нельзя точнее, передать аспекты жизни своего отечества и народа. На протяжении периода военного времени А. Т. Твардовский работал в качестве корреспондента газеты «Красная звезда». Многие моменты отыскали собственное отражение на страницах поэтических произведений героического автора. Со всеми тяготами военных лет читатель знакомится на […]...
- Значение «Слова о полку Игореве» для последующих поколений (Литература XI-XII веков) При единении и малое растет, При раздоре и величайшее распадается. Гай Саллюстий Крисп Велик и непобедим наш русский народ. Велики просторы страны, ее бескрайние леса, поля и реки. Велики были в свое время и князья русские, храбрые, отважные, могучие, велики их бесчисленные подвиги. На протяжении всех веков писались произведения о русском народе и величайших правителях […]...
- Диалог как средство раскрытия характера В. Распутин «Женский разговор» Художественная литература — явление многоплановое. Речь здесь предстает, во-первых, как средство изображения, во-вторых, в качестве предмета изображения — кому-то принадлежащих и кого-то характеризующих высказываний. Только в литературе человек предстает «говорящим», чему принципиальное значение придал М. М. Бахтин: «Основная особенность литературы — язык здесь не только средство коммуникации и выражения — изображения, […]...
- Кем был автор «Слова о полку Игореве»? Копий как много по тебе сломали, «Слово…» ! Оратор не один слюною захлебнулся. Должен тоже я выполнить заданье школы. Но так, чтоб Автор Там не сильно ужаснулся. (Нимтар) «Слово…» — один из немногих памятников древнерусской литературы, дошедший до наших времен. За его сохранность огромное спасибо переписчикам летописей и собирателям древних текстов. И все же, одной […]...
- Чего достойны в жизни слова? Грудной ребенок еще лежит в колыбели, а родители уже разговаривают с ним. Обращаются к ребенку с нежными, ласковыми словами. Утешают ребенка, стараются понять, что малыш хочет «сказать». Радость приходит в семью, когда малыш произносит первые слова: «мама», «папа». Ведь это значит, что ребенок начинает говорить. На нашей планете чудо общения через слова подарено только человеку. […]...
- Определение Звукоподражательные слова Звукоподражательные слова (ономатопоэтические слова) — неизменяемые слова, условно воспроизводящие звуки живой и неживой природы, окружающей среды: пиф-паф, тик-так, хи-хи-хи, гав-гав, мяу, дзынъ и т. п. Звукоподражательные слова находятся вне классификации слов по частям речи. Формальным признаком большинства звукоподражательных слов является редупликация, то есть полный или частичный повтор слова: кар-кар, буль-буль и т. п. Звукоподражательные слова […]...
- Пример сочинения моя школа В нашей школе произошло очень много изменений, которые делают нашу школу красивой, неповторимой. Резное крыльцо очень красивое — это первое, что бросается в глаза. А сделали его мы сами. Заходишь в школу — стоит большое зеркало, левее — два окна, у которых стоят изумительно красивые растения. И, конечно, как и в других школах, есть уютная […]...
- Репортаж по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа» Я резко открываю дверь и вхожу в спортивный зал, где проходят тренировки девочек-гимнасток. Их много. Все одеты в тренировочные костюмы. Их волосы собраны так, чтобы не мешали занятиям. Я сразу выделил три группы девочек: в центре, сбоку и сзади. Мое пристальное внимание привлекли три девочки в центре зала. Они выполняют гимнастические упражнения. Для своего репортажа […]...
- Морфемный разбор слова овражкам .План морфемного разбора 1.Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи). 2.У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать. 3.Указать основу слова (то есть часть слова без окончания) 4.Выделить корень слова; подобрать однокоренные […]...